Программа детской студии Школа будущего первоклассника

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка……………………………………………. 3
Учебный план …………………………………………………….. 7
Содержание программы………………………………………….. 13
Методическое обеспечение программы…………………………. 23
Система контроля результативности программы …………….... 23
Материально-техническое обеспечение ……………………….….24
Используемые средства обучения………………………………….24
Информационные источники ………………………………………25
Календарный учебный график……………………………………..27
Приложения …………………………………………………………32

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа по подготовки детей к школе
разработана в соответствии с нормативными актами:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
 Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «О
направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Программа дополнительного образования «Школа будущего первоклассника» по
подготовке детей к школе составлена на основе интегрированных программ
«Приключение будущих первоклассников» под редакцией Н.Ю. Куражевой и И.А.
Козловой, «Подготовка ребенка к школе» под ред. Б. С. Волков, Н. В. Волкова.
Актуальность.
Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все
сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых,
продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в
основе успешной учебной деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость
обучения начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения,
счёта. Он начнет жить в новом коллективе. Учиться выполнять задания, которые ему не
всегда нравятся. Ему необходимо будет уметь общаться с учителем и с товарищами, знать
правила поведения в школе, самостоятельно себя обслуживать. Для него начинается его
личная жизнь, которая состоит из общения, обучения, переживания, радости.
Первый аспект, отражает психологическую готовность к школе, она предполагает
наличие у ребенка высокого уровня мотивации, интеллекта, и сферы произвольности, т.е.
личностную и интеллектуальную готовность к школе. У него должна быть развита
мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной
активности,
сформированы
эмоционально-волевые
и
познавательные
сферы
психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными
навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми
компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД,
предложенными федеральными стандартами начального общего образования,
составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к
школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Программа «Подготовка детей к школе» решает задачи общего развития будущего
первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых
для систематического обучения в школе.
Основные задачи: сохранение и
укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных
установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие
психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы;
развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.
Таким образом, подготовка детей к школе была и остается одной из важнейших
задач учебно-воспитательной работы в детском саду.

Направленность программы
 по содержанию – социально-педагогическая;
 по функциональному предназначению – дополнительное
образование;
 по форме организации – кружковая работа.
Уровень освоения программы: «Стартовый» предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы.
Новизна программы: заключается в том, что она предполагает использование
современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы
ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к
школьной жизни.
Педагогическая целесообразность.
Внедрения данной Программы заключается, прежде всего, в использовании системы
дидактических заданий, предназначенных для подготовки детей к обучению грамоте и
навыкам чтения, речевого развития и интеллектуальных способностей детей старшего
дошкольного возраста в игровой деятельности
При разработке программы были учтены общедидактические и
специфическиепринципы:
 Единство воспитательного и образовательного процесса;
 Научность содержания обучения;
 Доступность материала;
 Повторяемость изучаемого материала;
 Концентричность материала;
 Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение
программы; организация и последовательная подача материала («от простого к
сложному»);
 Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых
объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов
и представлений в сознании дошкольников;
 Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых);
 Принцип учета зоны актуального и ближайшего развития ребенка;
 Принцип развивающего обучения, предполагающего формирование у детей
умения слогового чтения, а также умения самостоятельно мыслить,
анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Адресат программы: обучающиеся старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Цель программы: формирование готовности детей подготовительной группы к
обучению в школе.
Обучающие: (связаны с овладением детьми основами первичных знаний о мире,
навыка чтения букв и слогов, знаний о названиях и написании цифр и букв.):
 знакомить с историческими фактами развития русского языка и алфавита;
 знакомить с буквами и звуками русского алфавита;
 формировать навыки слогового чтения обучащихся;






формировать графические навыки письма и рисования;
формировать грамотность речи, расширять словарный запас;
формировать первичные математические понятия и представления;
познакомить с понятиями «число», «цифра», «математические знаки»,
«сложение»,
 «вычитание», «арифметическая задача»;
 формировать умение ставить вопросы, делать выводы и простейшие
умозаключения;
 выработать простейшие навыки устных вычислений;
 формировать основы целеполагания и планирования учебно-познавательных
действий;
 формировать способности к самоконтролю, к оцениванию и коррекции
результатов
 своей работы;
 формировать первичные представления об окружающем мире.
Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и
приобретением детьми умений и навыков обеспечивающих освоение содержания
программы):
 развивать речевые способности (диалогическая и монологическая речь);
 развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение,
 классификация, аналогия, выполнение поставленной умственной задачи);
 развивать познавательные психические процессы (внимание, память,
восприятие,
 мышление, воображение);
 развивать разные виды мышления (логическое, словесно-образное,
словеснодейственное);
 развивать культуру речи;
 формировать фонематический слух;
 развивать общую и мелкую моторику;
 развивать самостоятельность и уверенность в себе;
 формировать умение слушать педагога, действовать по заданному плану;
 улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
 развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную
 деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои
достижения и
 достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные
ситуации).
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих
освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу,
другим людям, самому себе):
 формировать важные личностные качества, социальные умения и навыки;
 формировать умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее
место;
 формировать положительную мотивацию к обучению в школе.
 воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия.

Условия реализации программы
Сроки реализации: программа рассчитана на 76 часа (1 год обучения).
Режим занятий: 2 раз в неделю по 1 академическому часу (30 минут).
Форма обучения – очная. В период приостановления образовательной деятельности
в очной форме по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям
реализация программы может осуществляться с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
Форма занятий – групповая.
Время занятий – понедельник, среда 18.00 – 18.30.
Условия набора и формирования групп. Формирование учебных групп
производится на добровольной основе. При комплектовании групп допускается
совместная работа в одной группе обучающихся без ограничений по возрастному
признаку.
Ожидаемое минимальное число детей, обучающееся в одной группе – 15 человек.
1.1.1. Кадровые ресурсы:
Высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки
«Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование
по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к
стажу работы.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: мотивационные и коммуникативные, формирование Я концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение
к школьному обучению.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование
объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с
самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и
сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации;
установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от
конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в
устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу;
сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию
взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно
понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными
средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с
взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать
собеседника; задавать вопросы.
Предметные (когнитивные) результаты
Ребенок получит возможность научится:
•
выделять из слов звуки;
•
находить слова с определённым звуком;
•
определять место звука в слове;

•
соблюдать орфоэпические нормы произношения;
•
составлять предложения на заданную тему по опорным словам:
•
составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
•
пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
•
ориентироваться на странице тетради;
•
писать основные элементы букв;
•
рисовать узоры и различные элементы
•
отчётливо и ясно произносить слова.
•
соотносить цифру с числом предметов;
•
называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10
•
пользоваться арифметическими знаками действий;
•
составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
•
измерять длину предметов с помощью условной меры;
•
составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников) фигуры большего
размера;
•
ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
•
Распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе;
•
перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
•
называть основные признаки времён года.
В результате обучения по программе «Дошкольник» ребёнок будет знать:
•
состав чисел первого десятка;
•
как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
•
цифры 0-9, знаки +, -. =;
•
название текущего месяца, последовательность дней недели.

№
1.
2.
3.
4.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Рабочей программы детской студии подготовки детей к школе
«Школа будущего первоклассника»
Общее
Формы промежуточной
Наименование раздела
количест
аттестации
во часов
Введение в предмет. Правила техники
1
Практическая работа
безопасности.
«Обучение грамоте. Подготовка к письму»
20,5
Практическая работа
Математика и логика
39
Практическая работа
Психология и естествознание
15,5
Практическая работа

1.

Введение. Правила техники
безопасности.

практика

Название раздела/тема

теория

№

всего

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Рабочей программы детской студии подготовки к школе
«Школа будущего первоклассника»
Количество
часов
Методы
обучения

1. Введение в предмет.
1
0,5
0,5 Словесный,
наглядный,
практические

Форма
контроля

Устный опрос.
Практическая
работа

1.

2.

3.

4.

5.

6

7

8

9

10

практика

Название раздела/тема

теория

№

всего

Количество
часов
Методы
обучения

Всего по разделу
1
0,5
0, 5
2. «Обучение грамоте. Подготовка к письму»
Вводное занятие. Знакомство с
1
0,5
0,5 Словесный,
гигиеническими правилами
наглядный,
письма. Учимся правильно
практические
держать карандаш и альбом,
посадка при письме. Знакомимся с
трафаретом и трафаретными
линейками. Знакомство с тетрадью
в клетку. Зрительно пространственная ориентация на
листе в клетку
Орнамент из геометрических
фигур. Построение и штриховка.
Буква А печатная, элементы
письменной буквы. Зрительно пространственная ориентация на
листе в клетку
Построение и штриховка самолета.
Буквы А, О, Э. Знакомство с
разлиновкой тетради в узкую
линию с направляющей
Лесная прогулка. Построение
букв. Буквы Ы, И печатные и
письменные Понятие прямой и
кривой линий. Круг, овал

Форма
контроля

Практическая
работа

1

0,5

0,5

Словесный,
наглядный,
практические

Практическая
работа/
выставка

1

0,5

0,5

Словесный,
наглядный,
практические

Практическая
работа/
выставка

1

0,5

0,5

Словесный,
наглядный,
практические

Практическая
работа

Посуда. Буква У печатная,
элементы письменной буквы
Наклонная и волнистые линии.
Рабочая строка. Широкая строка
Идём в гости. Буква М печатная,
элементы письменной буквы
Наклонная и волнистые линии.
Рабочая строка. Широкая строка
Делу время, потехе час. Буква Н
Отработка наклона, письма в
тетрадях с узкой линейкой

1

0,5

0,5

Словесный,
наглядный,
практические

Практическая
работа

1

0,5

0,5

Словесный,
наглядный,
практические

Практическая
работа/
выставка

1

0,5

0,5

Практическая
работа

Морская прогулка. Построение и
штриховка парусника. Буква П
Отработка наклона, письма в
тетрадях с узкой линейкой.
Дикие и домашние животные.
Построение и штриховка домика.
Буква Т Отработка наклона,
письма в тетрадях с узкой
линейкой
В гостях у повара. Буква К

1

0,5

0,5

Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические

1

0,5

0,5

Словесный,
наглядный,
практические

Практическая
работа/
выставка

1

0,5

0,5

Словесный,

Практическая

Практическая
работа/
выставка

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

печатная, элементы письменной
буквы Овалы, петли, прямые,
плавные и закруглённые внизу,
прямые горизонтальные линии.
В гостях у Хомы. Буква Х Овалы,
петли, прямые, плавные и
закруглённые внизу, прямые
горизонтальные линии.
Что нам светит днём и ночью.
Буква Ф Овалы, петли, прямые,
плавные и закруглённые внизу,
прямые горизонтальные линии
Спорт. Буквы Ё, Й, Ю Овалы,
петли, прямые, плавные и
закруглённые внизу, прямые
горизонтальные линии
Кукла Юля. Буквы Я, Е Овалы,
петли, прямые, плавные и
закруглённые внизу, прямые
горизонтальные линии

практика

Название раздела/тема

теория

№

всего

Количество
часов
Методы
обучения

Форма
контроля

наглядный,
практические

работа/
выставка

1

0,5

0,5

Словесный,
наглядный,
практические

Практическая
работа

1

0,5

0,5

Словесный,
наглядный,
практические

Практическая
работа/
выставка

1

0,5

0,5

Словесный,
наглядный,
практические

Практическая
работа/
выставка

1

0,5

0,5

Словесный,
наглядный,
практические

Практическая
работа/
выставка

1

0,5

0,5

Практическая
работа

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические

1

-

1

Словесный,
наглядный,
практические

Практическая
работа/
выставка

Всего по разделу 20,5
10 10, 5
3. Математика и логика
Вводное занятие «Считай,
2
1
1
Словесный,
играй, отгадывай!».
наглядный,
(Определение стартовых
практические
возможностей детей)

Практическая
работа

Большой и маленький. Буква Л.
Отработка наклона, письма в
тетрадях с узкой линейкой.
На рыбалке. Буква Ч, Щ.
Отработка наклона, письма в
тетрадях с узкой линейкой.
Строим дом. Буква Д.
Отработка наклона, письма в
тетрадях с узкой линейкой.
Я маленький. Буквы З, С.
Отработка наклона, письма в
тетрадях с узкой линейкой.
Закрепление изученного.
Штриховка. Письмо изученных
букв (печатные и письменные
буквы). Письмо слов и
предложений
Повторение изученного
(итоговая диагностика)

Практическая
работа/
выставка
Практическая
работа
Практическая
работа/
выставка
Практическая
работа/
выставка

всего

теория

практика

Количество
часов
Методы
обучения

2

Счёт предметов в пределах 10.
Сравнение предметов в группах

2

0,5

1,5

3

Геометрические фигуры.

2

0,5

1,5

4

Сравнение чисел. Знаки «<»,
«>», «=»

3

1

2

5

Числа один и два, цифры 1 и 2.

2

0,5

1,5

6

Число три, цифра 3.

2

0,5

1,5

7

Число четыре, цифра 4.

2

0,5

1,5

8

Число пять, цифра 5.

2

0,5

1,5

9

Число шесть, цифра 6.

2

0,5

1,5

10

Нахождение и сравнение чисел
– соседей

2

0,5

1,5

11

Число и цифра 7.

2

0,5

1,5

12

Число и цифра 8.

2

0,5

1,5

13

Число и цифра 9.

2

0,5

1,5

14

Число и цифра 0. Игры на
логическое мышление.

2

0,5

1,5

15

Число десять, запись числа
десять.

2

0,5

1,5

16

Сложение чисел. Собери

2

0,5

1,5

Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,

№

Название раздела/тема

Форма
контроля

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая

практика

Название раздела/тема

теория

№

всего

Количество
часов

мешочек.
17

Вычитание чисел. Разбери
мешочек.

2

0,5

1,5

18

Запись и решение простых
задач на сложение и вычитание

3

0,5

2,5

19

Повторение изученного
(итоговая диагностика)

1

-

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Методы
обучения

наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические

Всего по разделу 39
10
29
4. Психология и естествознание
Создание «Лесной школы».
0,5
0,5 Словесный,
наглядный,
практические
Букет для учителя.
0,5
0,5 Словесный,
наглядный,
практические
Смешные страхи
0,5
0,5 Словесный,
наглядный,
практические
Игры в школе
0,5
0,5 Словесный,
наглядный,
практические
Школьные правила
0,5
0,5 Словесный,
наглядный,
практические
Собирание правила
0,5
0,5 Словесный,
наглядный,
практические
Белочкин сон
0,5
0,5 Словесный,
наглядный,
практические
Госпожа Аккуратность
0,5
0,5 Словесный,
наглядный,
практические
Жадность
0,5
0,5 Словесный,
наглядный,
практические
Волшебное яблоко
0,5
0,5 Словесный,
наглядный,
практические
Подарки в день рождения
0,5
0,5 Словесный,

Форма
контроля

работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая

практика

Название раздела/тема

теория

№

всего

Количество
часов

12

Домашнее задание

0,5

-

0,5

13

Школьные оценки

0,5

-

0,5

14

Ленивец

0,5

-

0,5

15

Списывание

0,5

-

0,5

16

Подсказка

0,5

-

0,5

17

Обманный отдых

0,5

-

0,5

18

Бабушкин помощник

0,5

-

0,5

19

Прививка

0,5

-

0,5

20

Больной друг

0,5

-

0,5

21

Ябеда

0,5

-

0,5

22

Шапка-невидимка

0,5

-

0,5

23

Задача для лисенка

0,5

-

0,5

24

Спорщик

0,5

-

0,5

25

Обида

0,5

-

0,5

Методы
обучения

наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические

Форма
контроля

работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

всего

теория

практика

Количество
часов
Методы
обучения

26

Хвосты

0,5

-

0,5

27

Драки

0,5

-

0,5

28

Грубые слова

0,5

-

0,5

29

Дружная страна

0,5

-

0,5

30

В гостях у сказки

0,5

-

0,5

31

До свидания, Лесная школа!

0,5

-

0,5

Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические
Словесный,
наглядный,
практические

15,5
76

18,5

15,5
58, 5

№

Название раздела/тема

Всего по разделу
ИТОГО

Форма
контроля

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

СОДЕРЖАНИЕ
Рабочей программы детской студии подготовки к
школе «Школа будущего первоклассника»
Раздел 1. Введение в предмет – 1 часа
Тема1. Введение. Правила техники безопасности – 1 час
Теория. Вводная беседа о занятиях кружка. Знакомство с материалами. Правила
техники безопасности.
Практика. Знакомство с обучающимися.

Раздел 2.

Обучение грамоте. Подготовка к письму – 20,5 часов

Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с гигиеническими правилами письма. –
Теория. Раздел занятий по подготовке к обучению грамоте и письму направлен на
создание
 условий для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие
навыков ручной умелости, формирование технических навыков:
 правильное обращение с письменными принадлежностями;
 координация движений руки при письме;
 соблюдение гигиенических правил письма;
 формирование графических и орфографических навыков:






обозначение звуков соответствующими буквами;
верное графическое изображение букв;
соблюдение при письме единого размера букв;
верное расположение графических элементов на рабочей строке.
Практика: пальчиковая гимнастика;
 штриховка, графические упражнения;
 рисование различными материалами: ручкой, простым, цветными
карандашами, мелом;
 письмо элементов букв;
 практические приемы, направленные на развитие первоначальных навыков
обучения чтению.
Тема 2. Орнамент из геометрических фигур. Построение и штриховка. Буква А.
Теория. Характеристика звука А, учить узнавать букву а в ряду других гласных.
Практика. Пальчиковая гимнастика;
 штриховка, графические упражнения;
 рисование различными материалами: ручкой, простым, цветными
карандашами, мелом;
 письмо элементов букв;
 практические приемы, направленные на развитие первоначальных навыков
обучения чтению.

Тема 3. Построение и штриховка самолёта. Буква А,О,Э. знакомство с
разлиновкой тетради в узкую линию с направляющей.
Теория. Характеристика звука А,О,Э.
Практика. пальчиковая гимнастика;
 штриховка, графические упражнения;
 рисование различными материалами: ручкой, простым, цветными
карандашами, мелом;
 письмо элементов букв;
 практические приемы, направленные на развитие первоначальных навыков
обучения чтению.
Тема 4. Лесная прогулка. Построение букв Ы, И печатные и письменные.
Понятие прямой и кривой линий. Круг, овал.
Теория. Знакомство с буквой Ы, И.
Практика. пальчиковая гимнастика;
 штриховка, графические упражнения;
 рисование различными материалами: ручкой, простым, цветными
карандашами, мелом;
 письмо элементов букв;
 практические приемы, направленные на развитие первоначальных навыков
обучения чтению.
Тема 5. Посуда. Буква У печатная, элементы письменной буквы. Наклонная и
волнистые линии. Рабочая строка, широкая строка.
Теория. Знакомство с буквой У.
Практика. пальчиковая гимнастика;
 штриховка, графические упражнения;
 рисование различными материалами: ручкой, простым, цветными
карандашами, мелом;

 письмо элементов букв;
 практические приемы, направленные на развитие первоначальных навыков
обучения чтению.
Тема 6. Идём в гости. Буква М печатная, элементы письменной буквы.
Наклонная и волнистые линии. Рабочая строка. Широкая строка.
Теория. Знакомство с буквой М.
Практика. пальчиковая гимнастика;
 штриховка, графические упражнения;
 рисование различными материалами: ручкой, простым, цветными
карандашами, мелом;
 письмо элементов букв;
 практические приемы, направленные на развитие первоначальных навыков
обучения чтению.
Тема 7. Делу время, а потехе час. Буква Н. Отработка наклона, письма в
тетрадях с узкой линейкой.
Теория. Знакомство с буквой Н.
Практика. пальчиковая гимнастика;
 штриховка, графические упражнения;
 рисование различными материалами: ручкой, простым, цветными
карандашами, мелом;
 письмо элементов букв;
 практические приемы, направленные на развитие первоначальных навыков
обучения чтению.
Тема 8. Морская прогулка. Построение и штриховка парусника. Буква П.
Отработка наклона, письмо в тетрадях с узкой линейкой.
Теория. Знакомство с буквой П.
- Практика. пальчиковая гимнастика;
- штриховка, графические упражнения;
- рисование различными материалами: ручкой, простым, цветными карандашами, мелом;
- письмо элементов букв.
Тема 9. Дикие и домашние животные. Построение и штриховка домика. Буква
Т. Обработка наклона, письма в тетрадях с узкой линейкой.
Теория. Знакомство с буквой Т.
Практика. - пальчиковая гимнастика;
 штриховка, графические упражнения;
 рисование различными материалами: ручкой, простым, цветными
карандашами, мелом;
 письмо элементов букв;
 практические приемы, направленные на развитие первоначальных навыков
обучения чтению.
Тема 10. В гостях у повара. Буква К. печатная, элементы письменной буквы.
Овалы, петли, прямые, плавные и закругленные внизу, прямые горизонтальные
линии.
Теория. Знакомство с буквой К.
Практика : пальчиковая гимнастика;
 штриховка, графические упражнения;
 рисование различными материалами: ручкой, простым, цветными

карандашами, мелом;
 письмо элементов букв;
 практические приемы, направленные на развитие первоначальных навыков
обучения чтению.
Тема 11. В гостях у Хомы. Буква Х Овалы, петли, прямые, плавные и
закруглённые внизу, прямые горизонтальные линии.
Теория. Знакомство с буквой Х.
Практика. пальчиковая гимнастика;
 штриховка, графические упражнения;
 рисование различными материалами: ручкой, простым, цветными
карандашами, мелом;
 письмо элементов букв;
 практические приемы, направленные на развитие первоначальных навыков
обучения чтению.
Тема 12. Что нам светит днём и ночью. Буква Ф Овалы, петли, прямые,
плавные и закруглённые внизу, прямые горизонтальные линии
Теория. Знакомство с буквой Ф.
Практика. - пальчиковая гимнастика;
 штриховка, графические упражнения;
 рисование различными материалами: ручкой, простым, цветными
карандашами, мелом;
 письмо элементов букв;
 практические приемы, направленные на развитие первоначальных навыков
обучения чтению.
Тема 13. Спорт. Буквы Ё, Й, Ю Овалы, петли, прямые, плавные и
закруглённые внизу, прямые горизонтальные линии.
Теория.
Знакомство с буквами Ё, Й, Ю.
Практика. - пальчиковая гимнастика;
 штриховка, графические упражнения;
 рисование различными материалами: ручкой, простым, цветными
карандашами, мелом;
 письмо элементов букв;
 практические приемы, направленные на развитие первоначальных навыков
обучения чтению.
Тема 14. Кукла Юля. Буквы Я, Е Овалы, петли, прямые, плавные и
закруглённые внизу, прямые горизонтальные линии.
Теория. Знакомство с буквами Я, Е.
Практика. пальчиковая гимнастика;
- штриховка, графические упражнения;
- рисование различными материалами: ручкой, простым, цветными карандашами,
мелом;
- письмо элементов букв;
- практические приемы, направленные на развитие первоначальных навыков
обучения чтению.

Тема 15. Большой и маленький. Буква Л. Отработка наклона, письма в
тетрадях с узкой линейкой.
Теория. Знакомство с буквой Л.
Практика. пальчиковая гимнастика;
 штриховка, графические упражнения;
 рисование различными материалами: ручкой, простым, цветными
карандашами, мелом;
 письмо элементов букв;
 практические приемы, направленные на развитие первоначальных
навыков обучения чтению.
Тема 16. На рыбалке. Буква Ч, Щ. Отработка наклона, письма в тетрадях с
узкой линейкой.
Теория. Знакоство с буквами Ч, Щ.
Практика. пальчиковая гимнастика;
 штриховка, графические упражнения;
 рисование различными материалами: ручкой, простым, цветными
карандашами, мелом;
 письмо элементов букв;
 практические приемы, направленные на развитие первоначальных
навыков обучения чтению.
Тема 17. Строим дом. Буква Д. Отработка наклона, письма в тетрадях с узкой
линейкой.
Теория. Знакомство с буквой Д.
Практика. пальчиковая гимнастика;
 штриховка, графические упражнения;
 рисование различными материалами: ручкой, простым, цветными
карандашами, мелом;
 письмо элементов букв;
 практические приемы, направленные на развитие первоначальных навыков
обучения чтению.
Тема 18. Я маленький. Буквы З, С. Отработка наклона, письма в тетрадях с
узкой линейкой.
Теория. Знакомство с буквами З, С.
- Практика. пальчиковая гимнастика;
- штриховка, графические упражнения;
- рисование различными материалами: ручкой, простым, цветными карандашами, мелом;
- письмо элементов букв;
- практические приемы, направленные на развитие первоначальных навыков обучения
чтению.
Тема 19. Закрепление изученного. Штриховка. Письмо изученных букв
(печатные и письменные буквы). Письмо слов и предложений
Теория. Закрепление изученного материала.
Практика: пальчиковая гимнастика;
 штриховка, графические упражнения;
 рисование различными материалами: ручкой, простым, цветными
карандашами, мелом;
 письмо элементов букв;

 практические приемы, направленные на развитие первоначальных
навыков обучения чтению.
Тема 20. Повторение изученного (итоговая диагностика).
Теория. Повторение изученного материала. Диагностика.
Практика : пальчиковая гимнастика;
 штриховка, графические упражнения;
 рисование различными материалами: ручкой, простым, цветными
карандашами, мелом;
 письмо элементов букв;
 практические приемы, направленные на развитие первоначальных навыков
обучения чтению.
Раздел 3.

Математика и логика – 20,5 часов

Тема 1. Вводное занятие «Считай, играй, отгадывай!». (Определение стартовых
возможностей детей). Счёт предметов в пределах 10.
Теория. Познакомить обучающихся с числами от 1 до 10;
Практика: упражняться в счете в пределах 10. Закреплять навык прямого и
обратного счёта в пределах первого десятка. Способствовать накоплению умений
считать до 10 и обратно.
Тема 2. Сравнение предметов в группах.
Теория. Знакомство со сравнением предметов по размеру (больше-меньше, выше-ниже,
длиннее-короче), и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.).
Практика: закрепление и уточнение знаний детей о размерах предметов, умения
сравнивать и составлять группы предметов с заданными признаками.
Тема 3. Геометрические фигуры.
Теория. Знакомство с геометрическими фигурами.
Практика: учить выделять геометрических фигуры (круг, квадрат, треугольник). Учить
детей находить две одинаковые фигуры. Воспитывать стремление доводить начатое дело
до конца.
Тема 4. Сравнение чисел. Знаки «<», «>», «=».
Теория. Знакомство с знаками равенства и неравенства.
Практика: Уметь использовать буквенное обозначение, схемы, знаки равенства
и неравенства и применять их на практике.
Тема 5. Числа один и два, цифры 1 и 2.
Теория. Знакомство с цифрами 1 и 2.
Практика. Уметь выделять предметы по счету и сопоставлять их - число и цифру;
закреплять умение писать цифры 1 и 2; развивать логическое мышление,
сообразительность; воспитывать положительное отношение к предмету.
Тема 6. Число три, цифра 3.
Теория. Знакомство с цифрой 3.
Практика. Уметь выделять предметы по счету и сопоставлять их - число и цифру;
закреплять умение писать цифру 3; развивать логическое мышление, сообразительность;
воспитывать положительное отношение к предмету.
Тема 7. Число четыре, цифра 4.
Теория. Знакомство с цифрой 4.
Практика: Уметь выделять предметы по счету и сопоставлять их - число и цифру;
закреплять умение писать цифру 4; развивать логическое мышление, сообразительность;
воспитывать положительное отношение к предмету.
Тема 8. Число пять, цифра 5.

Теория. Знакомство с цифрой 5.
Практика: Уметь выделять предметы по счету и сопоставлять их - число и цифру;
закреплять умение писать цифру 5; развивать логическое мышление, сообразительность;
воспитывать положительное отношение к предмету.
Тема 9. Число шесть, цифра 6.
Теория. Знакомство с цифрой 6.
Практика: Уметь выделять предметы по счету и сопоставлять их - число и цифру;
закреплять умение писать цифру 6; развивать логическое мышление, сообразительность;
воспитывать положительное отношение к предмету.
Тема 10. Число и цифра 7.
Теория. Знакомство с цифрой 7.
Практика: Уметь выделять предметы по счету и сопоставлять их - число и цифру;
закреплять умение писать цифру 7; развивать логическое мышление, сообразительность;
воспитывать положительное отношение к предмету.
Тема 11. Число и цифра 8.
Теория. Знакомство с цифрой 8.
Практика: Уметь выделять предметы по счету и сопоставлять их - число и цифру;
закреплять умение писать цифру 8; развивать логическое мышление, сообразительность;
воспитывать положительное отношение к предмету.
Тема 12. Число и цифра 9.
Теория. Знакомство с цифрой 9;
Практика: Уметь выделять предметы по счету и сопоставлять их - число и цифру;
закреплять умение писать цифру 9; развивать логическое мышление, сообразительность;
воспитывать положительное отношение к предмету.
Тема 13. Число и цифра 0. Игры на логическое мышление.
Теория. Создать условия для формирования представлений о числе ноль, познакомить с
соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль.
Практика: Уметь выделять и писать цифру 0; развивать логическое мышление,
сообразительность; воспитывать положительное отношение к предмету.
Тема 14. Число десять, запись числа десять.
Теория. Знакомство с цифрой 10.
Практика: Уметь выделять предметы по счету и сопоставлять их - число и цифру;
закреплять умение писать цифры 10; развивать логическое мышление,
сообразительность; воспитывать положительное отношение к предмету.
Тема 15. Сложение чисел. Собери мешочек.
Теория. Знакомство со знаком «плюс».
Практика: сформировать представление о сложении как объединении групп предметов, о
записи сложения с помощью знака «+».
Тема 16. Вычитание чисел. Разбери мешочек.
Теория. Знакомство со знаком «плюс».
Практика: сформировать представление о сложении как объединении групп предметов, о
записи сложения с помощью знака «-».
Тема 17. Запись и решение простых задач на сложение и вычитание.
Теория. Знакомство с простыми примерами.
Практика: сформировать умения на практике применять знания по сложению и
вычитанию простых арифметических примеров.
Тема 18. Повторение изученного (итоговая диагностика).
Теория. Вспомнить пройденный материал.
Практика: закрепить полученные навыки.

Раздел 4.

Психология и естествознание – 15,5 часов

Тема 1. Создание «Лесной школы».
Практика: знакомство детей;
- развитие навыков вербального и невербального общения;
- снятие телесного и эмоционального напряжения;
- создание эмоционально положительного климата в группе.
Тема 2. Букет для учителя.
Практика: развитие коммуникативной сферы детей;
- развитие навыков вербального и невербального общения;
- развитие эмоциональной сферы детей;
- обучение различению эмоционального состояния (радость) по его внешнему
проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию;
- развитие внимания, памяти, мышления;
- развитие мелкой мускулатуры руки;
- развитие произвольности психических процессов (умение слушать инструкцию
взрослого, соблюдать правила игры).
Тема 3. Смешные страхи.
Практика: сплочение группы, развитие умения выступать публично.
- Развитие навыков вербального и невербального общения, снятие телесного и
эмоционального напряжения.
- Развитие эмоциональной сферы детей.
- Обучение различению эмоционального состояния (страх) по его внешнему проявлению и
выражению через мимику, пантомимику, интонацию.
Тема 4. Игры в школе.
Практика: развитие коммуникативных навыков.
- Развитие внимания, мышления, воображения, памяти.
- Развитие произвольности психических процессов.
Тема 5. Школьные правила.
Практика: развитие навыков культурного общения.
- Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и
выражению через мимику, пантомимику, интонацию.
- Развитие внимания, мышления, памяти.
- Развитие произвольности психических процессов.
Тема 6. Собирание портфеля.
Практика: Развитие зрительной памяти, слухового внимания, мышления.
- Развитие навыков общения, умения выступать публично, высказывать свое мнение.
Тема 7. Белочкин сон
Практика: развитие эмоциональной сферы.
- Развитие коммуникативной сферы.
- Развитие восприятия, памяти, внимания, мышления.
- Развитие мелкой мускулатуры руки.
Тема 8. Госпожа Аккуратность.
Практика: Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы.
- Развитие волевой сферы, зрительной памяти, внимания, мышления.
- Развитие мелкой мускулатуры руки.
Тема 9. Жадность.
Практика: Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы.
- Развитие волевой сферы детей, зрительной памяти, внимания, мышления.
- Развитие мелкой мускулатуры руки.
Тема 10. Волшебное яблоко.
Практика: Развитие навыков общения, умения выступать публично, высказывать свое

мнение.
- Развитие эмоциональной сферы.
- Развитие внимания, мышления.
Тема 11. Подарки в день рождения.
Практика: Развитие сферы общения детей, навыков культурного общения.
- Развитие памяти, внимания, мышления, воображения.
- Развитие произвольности психических процессов.
Тема 12. Домашнее задание.
Практика: Развитие навыков общения у детей, умения работать в паре.
- Развитие речи и логического мышления.
- Развитие зрительной памяти, слухового внимания, мышления.
- Развитие мелкой мускулатуры руки.
Тема 13. Школьные оценки.
Практика: Развитие навыков общения детей.
- Развитие мышления (анализ, логическое мышление).
- Развитие внимания (зрительное внимание, распределение, слуховое).
- Развитие произвольности психических процессов.
Тема 14. Ленивец.
Практика: Развитие навыков общения у детей.
- Развитие мышления (анализ, логическое мышление).
- Развитие слухового и зрительного внимания, распределение внимания.
- Развитие ориентировки в пространстве, слуховой памяти.
- Развитие мелкой мускулатуры руки.
Тема 15. Списывание.
Практика: Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей.
- Развитие внимания, логического мышления.
- Развитие произвольности психических процессов.
Тема 16. Подсказка.
Практика: Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы.
- Развитие внимания, логического мышления.
- Развитие мелкой мускулатуры руки.
Тема 17. Обманный отдых.
Практика: Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей.
- Развитие внимания, логического мышления, зрительной памяти, воображения.
- Развитие произвольности психических процессов.
Тема 18. Бабушкин помощник.
Практика: Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей.
- Развитие внимания, мышления.
- Развитие произвольности психических процессов.
Тема 19. Прививка.
Практика: Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей.
- Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения.
- Развитие мелкой мускулатуры руки.
Тема 20. Больной друг.
Практика: Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии.
- Развитие внимания, мышления, воображения.
- Развитие навыков вербального и невербального общения.
Тема 21. Ябеда.
Практика: Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии.
- Развитие зрительного внимания, логического мышления.
- Развитие навыков вербального и невербального общения.
- Развитие произвольности психических процессов.

Тема 22. Шапка-невидимка.
Практика: Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии.
- Развитие зрительного внимания, логического мышления.
- Развитие навыков вербального и невербального общения.
- Развитие произвольности психических процессов.
Тема 23. Задача для лисенка.
Практика: Развитие эмоциональной сферы детей.
- Развитие зрительного внимания, логического мышления, воображения.
- Развитие навыков вербального и невербального общения.
- Развитие мелкой мускулатуры руки.
Тема 24. Спорщик.
Практика: Развитие навыков вербального и невербального общения, навыков
культурного общения.
- Развитие эмоциональной сферы детей.
- Развитие зрительного внимания, мышления.
- Развитие произвольности психических процессов.
Тема 25. Обида.
Практика: Развитие навыков вербального и невербального общения, навыков работы в
паре.
- Развитие эмоциональной сферы детей.
- Развитие внимания, мышления, воображения.
- Развитие мелкой мускулатуры руки.
Тема 26. Хвосты.
Практика: Развитие коммуникативных умений и навыков, умения работать в группе;
- Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека;
- Обучить выражению радости, грусти и их распознаванию.
Тема 27. Драки.
Практика: Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии.
- Развитие зрительного внимания, логического мышления.
- Развитие навыков вербального и невербального общения.
- Развитие произвольности психических процессов.
Тема 28. Грубые слова.
Практика: Развитие навыков вербального и невербального общения, навыков работы в
паре.
- Развитие эмоциональной сферы детей.
Тема 29. Дружная страна.
Практика: Развитие навыков вербального и невербального общения, навыков
культурного общения.
- Развитие эмоциональной сферы детей.
- Развитие зрительного внимания, мышления.
- Развитие произвольности психических процессов.
Тема 30. В гостях у сказки.
Практика: Развитие навыков вербального и невербального общения, навыков работы в
паре.
- Развитие эмоциональной сферы детей.
- Развитие внимания, мышления, воображения.
- Развитие мелкой мускулатуры руки.
Тема 31. До свидания, Лесная школа!
Практика: Развитие навыков вербального и невербального общения, навыков работы в
паре.
- Развитие эмоциональной сферы детей.
26.05.2023 г. - 31.05.2023 г. Итоговая диагностика способностей к овладению

навыками чтения с целью выявить наличие или отсутствие динамики, её развитие,
определение эффективности
образовательного процесса.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Тип занятий: практический, комбинированный
Методы и приёмы:
- словесные: беседа, рассказ, объяснение;
- наглядно-иллюстративные:
демонстрации, иллюстрации, рассказ,
информационно-компьютерные технологии;
- практические: упражнения, игра, конструирование, рисование, лепка. Работа с
книгой, таблицами, плакатами, тетрадями.
Для того чтобы детские работы были интересными, необходимо стимулировать
творческую активность детей, обеспечивать ребёнку максимальную самостоятельность в
деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления
собственной фантазии.
Формы подведения итогов реализации программы
 Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
 Тематические выставки в ДОУ.
 Участие в выставках и конкурсах в течение года (различного уровня).
Отслеживая деятельность обучающихся на занятиях, педагог заполняет
«Диагностическую карту» (Приложение 1), в которых фиксирует совокупный результат
работы ребенка на занятии. Применяя метод наблюдения, анализируя результаты
выполнения заданий, результат каждого ребенка фиксируется по определенным
критериям в соответствии с ожидаемыми результатами.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОРАММЫ
осуществляется в течение всего учебного года посредством различных видов
контроля: первичный, текущий, промежуточный и итоговый. Которые позволяют увидеть
уровень освоения программы на разных этапах ее реализации, внести своевременные
коррективы.
Формы и
Формы
Вид
Время
Цель проведения
средства
фиксации и
контрол проведения
контроля
выявления
предъявления
я
контроля
результата
результата
Первичн
ый
Текущий

Сентябрь

Определение
уровня Тест
развития детей

Диагностическая
карта

В течение
Определение степени Беседа, опрос, Конкурсы
всего учебного усвоения
учащимися практические
года
учебного материала
работы

Промежу
точный

Декабрь

Итоговы
й

Май

Определение степени
усвоения
учащимися
учебного
материала,
определение
промежуточных
результатов обучения

Педагогическо Диагностическая
е наблюдение, карта
практическая Конкурсы
работа

Определение
уровня Педагогическо Диагностическая
освоения
е наблюдение, карта
обучающимися
защита

Вид
контрол
я

Время
проведения
контроля

Цель проведения
контроля

Формы и
средства
выявления
результата

Формы
фиксации и
предъявления
результата

программы
проекта
Для определения результативности обучения
по
программе разработана
диагностическая карта уровней учащихся, определены показатели уровня оценивания
(Приложение 1), на основании которых определяется уровень освоения программы

1.
2.
3.
4.
5.
6.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ (РЕСУРСНОЕ) ОБЕПЕЧЕНИЕ.
Кабинет для занятий.
Классная доска, расположенная на уровне роста детей.
Столы и стулья по количеству воспитанников.
Шкаф для наглядных пособий, дидактических игр и методической литературы.
Оргтехника (компьютер, принтер, копировальная техника, проектор, ламинатор).
Деревянный ноутбук с магнитными буквами

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Средства обучения
Ноутбук.
CD магнитофон
Стол письменный
Интерактивная доска
Столы детские
Стулья детские
Сюжетные картинки.
Раздаточный и демонстрационный
материал по изучаемым лексическим
темам.
комплект учебных пособий
учебное наглядное пособие
«Фланелеграф»
игрушки развивающие
настольно-печатные игры
СД-диски
видеоматериалы
шкафы для хранения дидактических
материалов
календарь настенный
Раздаточный материал:
-индивидуальные кассы букв и слогов на
каждого ребенка;
-звуковые дорожки и схемы;
-набор карточек по звуковому анализу;

Количество
единиц на
группу
1
1
1
1
15 шт
15 шт
По
количеству
детей
на каждого
обучающегося
ребенка
1

Степень
использования
(в % от
продолжительности
программы)
100%

100%

100%
100%

100%

100%

50
15
10

100%
100%
100%

2

100%

1
По
количеству
детей

100%
100%

17.

18.
19.
20.

-планшеты с манкой;
-наборы цветных карандашей;
-наборы цветной бумаги, картона, ножниц
и клея.
-Межполушарные доски
-Мозаика.
-Лото: овощное, ботаническое.
-Счетный материал.
- Игрушки-забавы.
-Эмоциональный уголок: Фото выставка
детей д/с с эмоциями радости, грусти,
страха, удивления.
-Поделки из природного материала: две
картины «Найди 10 отличий».
-Психогимнастика.
- Световой планшет для рисования песком
«Песочная сказка»
-Канцтовары
-Настольные,
развивающие,
дидактические игры: Развиваем память;
Развиваем
мышление;
Развиваем
внимание;
Развиваем
воображение;
Лабиринты; Наши чувства и эмоции;
Подбери картинку; Рукавички; Поймай
рыбку; Волшебные узоры; Что к чему и
почему; Предметы и контуры; Что
лишнее; Истории в картинках; Любить
прекрасное; Забавные превращения и др.
Сюжетные картинки.
Наглядный материал, используемый при
обследовании детей.
Наглядный материал, используемый при
обследовании детей.
Наглядный материал по обучению
грамоте, систематизированный в
конвертах и папках

По
количеству
детей
1 комплект

100%

1 комплект

100%

1 комплект

100%

100%

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. -М.: Дрофа, 2000 г.
2. Безруких М.М., Готов ли ребёнок к школе. М. «Вента-Граф», 2001 г.
3. Бортникова Е.Чудо-обучалка. Развиваем мелкую моторику. Для детей 4-6 лет.- М.: ООО
«Издательский дом ЛИТУР», 2005 г.
4. Бортникова Е. Чудо-обучалка. Учим цифры. Решаем задачи. Для детей 1-6 лет.- М.: ООО
«Издательский дом ЛИТУР», 2006 г.
5. Волина В.В. Математические загадки, ребусы, игры, для тех кто умеет считать до 10.- М.:
«Дрофа»,2006
6. Зуева Л.Н., Костылев Н.Ю., Соломенко О.П. Занимательные упражнения по развитию речи
7. для детей дошкольного возраста. Дидактические альбомы (№1,2,3,4) - Астрель – АСТ

8. Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. ОГОУДПО «Курский
институт непрерывного профессионального образования (ПКиПП) специалистов отрасли»,
2007 г.
9. Прописи для детей 4-5 лет, 5-6 лет (по клеточкам, по контуру, обведи и раскрась, узоры и
штриховка, линии и фигуры и др.)М.:РОСМЭН,2003,2004
10. Гаврина С.Е. Знакомимся с окружающим миром. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет.
"ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.
11. Гаврина С.Е. Развиваем внимание. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. . "ООО
""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.
12. Подготовительные занятия к школе: рабочая программа, мониторинг учебных навыков,
конспекты занятий / авт.-сост. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. – Волгоград: Учитель, 2011.
13. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных
учреждений/ Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
14. За три месяца до школы: задания по развитию познавательных способностей (5-6 лет):
Рабочая тетрадь/ О.А. Холодова. – М.: Издательство РОСТ, 2012. (Юным умникам и
умницам).
15. Пергаменщик Л.А. «Список Робинзона: Психологический практикум». – Мн.: Ильин В.П.,
1996 – 128с.
16. Тушканова О.В. «Тесты. Познай себя».
17. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и
педагогов». – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208с.
18. Т.Д. Зинкевич, А.М. Михайлов «Теория и практика сказкотерапии. Опыт
психодиагностики и психокоррекции» - СПб., 1996г.
19. Желдак И.М. «практикум по групповой психотерапии детей и подростков с коррекцией
семейного воспитания» – М.: институт общегуманитарных исследований, 2001-240с.
20. Кулагина И.Ю. «Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет)» Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1998. – 176 с.
21. Смид Р. «Групповая работа с детьми и подростками» / пер. с англ.: - М.: Генезис, 1992 –
272 с.
22. Стеблева С.Д. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и
дошкольного возраста»: методическое пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для
обследования детей»/ (Е.А. Стеблева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.) под ред. Е.А.
Стеблевой. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 164 с.
23. Степанов С.С. «Диагностика интеллекта методом рисуночного теста». – 3-е изд., доп. – М.:
«Академия», 1996. – 96 с.
24. Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. «Психология самовоспитания»: Учеб. Пособие по
спецкурсу для студентов пед.ин-тов. – М.: Просвещение, 1982. – 143 с.
25. Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце скажи…»: методические разработки социальнопсихологических тренингов.- М.: Новая школа, 1996. – 144с.
26. Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова. «Педагогическая диагностика в детском саду:
пособие для воспитателей дошк. бразоват. учреждений». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 144
с.
27. Е.А. Чаус, Г.П. Попова «Определение готовности детей к обучению в школе:
диагностические методики, рекомендации педагогам и родителям, развивающие игровые
занятия». – Волгоград: Учитель, 2007. – 90 с.
28. Сохина Ф.А., Турунтаева Т.В. «Подготовка детей к школе в детском саду». – М. 1978. –
160с.
29. Коноваленко С.В. «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет.
Практикум для психологов и логопедов». – М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998. – 56с.
30. Куражева Н. Ю., Вараева Н.В. «Психологические занятия с дошкольниками «Цветиксемицветик». – СПб.: Речь, 2004. – 96 с.
31. Куражева Н.Ю. «Приключения будущих первоклассников. 120 развивающих заданий для
дошкольников 6-7 лет». – СПб.: Речь, 2015. – 96 с.
32. Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для
дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников». – СПб.: Речь, 2016. – 208с.

33. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников: Книга для
учителя начальных классов». Изд. 2-е, дополн. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 220
с.
34. Чиркова Т.И. «Психологическая служба в детском саду: учебное пособие для психологов и
специалистов дошкольного образования». – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 224с.
35. Паченкова Т.В. «Психолого-педагогическая диагностика интеллектуального развития
ребенка от 3 до 7 лет». – научно-методический центр проблем детства. 1996. – 80с.
36. Татринцева А.Ю. «Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда». – СПб.: Речь,
2006. – 102 с.
37. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнева Т.Д. «Коррекционные, развивающие адаптирующие
игры». – СПБ: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2004. – 64с.
38. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. «Чего на свете не бывает?» - М., Знание, 1994.- 160с.
39. Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду». – Изд. 3-е – Ростов
н/Д: Фенинкс, 2006. – 128 с.
40. Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические
игры, упражнения, сказки». – М.: Генезис, 2005. -176 с.
41. Петрушин С.В. «Психологический тренинг в многочисленной группе (методика развития
компетентности в общении в группах от 40 до 100 человек)». – М.: Академический проект;
Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 256 с.
42. Нефедорова Е.А., Узорова О.В. «Готовимся к школе. Практическое пособие для
подготовки детей». – К.: ГИППВ, 1998, 400с.
43. Сиротнюк А.Л., Сиротнюк А.С. «Современная методика развития детей от рождения до 9
лет». – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 256 с.
44. Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие».
– М.: ВЛАДОС, 1995. – 529с.
45. Зедгенидзе В.Я. «предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для
практических работников ДОУ». – М.: Айрис-пресс, 2009. – 112с.
46. Князева Т.Н. «Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе:
структура, диагностика, формирование». – СПб.: Речь, 2007. – 119с.
47. Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют…». Психологический практикум – г. Дубна,
«Феникс+», 2000, - 128с.
48. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. «Предшкольный бум, или Что нужно знать родителям будущих
первоклассников». – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. 181 с.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
«Школа будущего первоклассника»
№
п/п

Число
Месяц
план

факт

Время
проведения
занятия

Форма занятия

Кол-во
часов

Тема занятия

Место
проведения

Форма
контроля

Ул. Гагарина 94
Каб. ИЗО

устный опрос,
практическая
работа

Ул. Гагарина 94
Каб. ИЗО

практическая
работа

Ул. Гагарина 94
Каб. ИЗО

практическая
работа

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ – 1 ЧАС
1.
сентябрь

2.

сентябрь

3.

октябрь

комбинированное

1

Введение. Правила техники
безопасности.

РАЗДЕЛ 2. «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. ПОДГОТОВКА К ПИСЬМУ» – 20, 5 ЧАСОВ
Вводное занятие. Знакомство с
гигиеническими правилами
письма.
Буква А печатная, элементы
комбинированное
5
письменной буквы
Буквы А, О, Э.
Лесная прогулка. Буквы Ы.
Посуда. Буква У.
Идём в гости. Буква М
комбинированное
Делу время, потехе час. Буква
Н Отработка наклона, письма в
тетрадях с узкой линейкой
6
Морская прогулка. Построение
и штриховка парусника. Буква
П Отработка наклона, письма в
тетрадях с узкой линейкой.
Дикие и домашние животные.
Построение и штриховка
домика. Буква Т Отработка
наклона, письма в тетрадях с
узкой линейкой
В гостях у повара. Буква К
печатная, элементы
письменной буквы Овалы,
петли, прямые, плавные и
закруглённые внизу, прямые
горизонтальные линии.

№
п/п

Число
Месяц
план

факт

Время
проведения
занятия

Форма занятия

Кол-во
часов

4.

комбинированное

5

практическое

5.

ноябрь

4,5

Тема занятия

В гостях у Хомы. Буква Х
Овалы, петли, прямые, плавные
и закруглённые внизу, прямые
горизонтальные линии.
Что нам светит днём и ночью.
Буква Ф Овалы, петли, прямые,
плавные и закруглённые внизу,
прямые горизонтальные линии
Спорт. Буквы Ё, Й, Ю Овалы,
петли, прямые, плавные и
закруглённые внизу, прямые
горизонтальные линии
Кукла Юля. Буквы Я, Е Овалы,
петли, прямые, плавные и
закруглённые внизу, прямые
горизонтальные линии
Большой и маленький. Буква Л.
Отработка наклона, письма в
тетрадях с узкой линейкой.
На рыбалке. Буква Ч, Щ.
Отработка наклона, письма в
тетрадях с узкой линейкой.
Строим дом. Буква Д.
Отработка наклона, письма в
тетрадях с узкой линейкой.
Я маленький. Буквы З, С.
Отработка наклона, письма в
тетрадях с узкой линейкой.
Закрепление изученного.
Штриховка. Письмо изученных
букв (печатные и письменные
буквы). Письмо слов и
предложений

Место
проведения

Форма
контроля

Ул. Гагарина 94
Каб. ИЗО

практическая
работа

Ул. Гагарина 94
Каб. ИЗО

практическая
работа

№
п/п

Число
Месяц
план

факт

Время
проведения
занятия

Форма занятия

Кол-во
часов

Тема занятия

Место
проведения

Форма
контроля

Ул. Гагарина 94
Каб. ИЗО

практическая
работа

Ул. Гагарина 94
Каб. ИЗО

практическая
работа

Ул. Гагарина 94
Каб. ИЗО

практическая
работа

Ул. Гагарина 94
Каб. ИЗО

практическая
работа

Повторение изученного
(итоговая диагностика)

6.
ноябрь

7.

8.

декабрь

9.

январь

РАЗДЕЛ 2. «МАТЕМАТИКА И ЛОГИКА» – 20 ЧАСОВ
комбинированное
Вводное занятие «Считай,
играй, отгадывай!».
5
(Определение стартовых
возможностей детей)
Счёт предметов в пределах 10.
практическое
Сравнение предметов в группах
Геометрические фигуры.
Сравнение чисел. Знаки «<»,
5
«>», «=»
Числа один и два, цифры 1 и 2.
Число три, цифра 3.
практическое
Число четыре, цифра 4.
Число пять, цифра 5.
Число шесть, цифра 6.
Нахождение и сравнение чисел
5
– соседей
Число и цифра 7.
Число и цифра 8.
Число и цифра 9.
комбинированное
Число и цифра 0.
Число 10, запись числа десять.
Сложение чисел. Собери
мешочек.
Вычитание чисел. Разбери
5
мешочек.
Запись и решение простых
задач на сложение и вычитание
Повторение изученного
(итоговая диагностика)

№
п/п

Число
Месяц
план

10.
февраль

11.
март

Время
Кол-во
проведения
Форма занятия
Тема занятия
часов
факт
занятия
РАЗДЕЛ 2. «ПСИХОЛОГИЯ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» – 15,5 ЧАСОВ
практическое
Создание «Лесной школы».
Букет для учителя.
Смешные страхи
3,5
Игры в школе
Школьные правила
Собирание правила
Белочкин сон
практическое
Госпожа Аккуратность
Жадность
Волшебное яблоко
Подарки в день рождения
3,5
Домашнее задание
Школьные оценки
Ленивец
практическое

12.

апрель

4

практическое

13.
май

4

ИТОГО:

76

Списывание
Подсказка
Обманный отдых
Бабушкин помощник
Прививка
Больной друг
Ябеда
Шапка-невидимка
Задача для лисенка
Спорщик
Обида
Хвосты
Драки
Грубые слова
Дружная страна
В гостях у сказки
До свидания, Лесная школа!

Место
проведения

Форма
контроля

Ул. Гагарина 94
Музыкальный
зал

практическая
работа

Ул. Гагарина 94
Музыкальный
зал

практическая
работа

Ул. Гагарина 94
Музыкальный
зал

практическая
работа

Ул. Гагарина 94
Музыкальный
зал

практическая
работа

Приложение 1
«Диагностическая карта»
по готовности к школьному обучению
«Школа будущего первоклассника»
за _______________ учебный год
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА
ФИО____________________________________ Дата рождения____________
(подготовительная группа)_________________________ Дата_____________
Вопросы для беседы:
Как тебя зовут? Назови свое имя, отчество, фамилию____________________
__________________________________________________________________
Сколько тебе лет? ____Когда ты родился?______________________________
С кем ты живешь? Назови членов своей семьи___________________________
__________________________________________________________________
Как зовут маму? ___________________________________________________
Кем и где она работает?_____________________________________________
Как зовут папу?____________________________________________________
Кем и где он работает?_______________________________________________
Назови свой домашний адрес? Где ты живешь?__________________________
Кем ты хочешь быть, когда вырастишь? ________________________________
1. Слуховая память________________________________________
Норма:1-6 слов – низкий; 7- 8 слов – средний; 9 -10 слов– высокий
№ стол тетрадь часы
конь
брат
яблоко собака окно
лампа
1
2
3
4
5

огонь

1
2
3
4
5
2. Зрительная память___________________________________
Норма: 1-4 – низкий; 5 -7 –средний; 8 -10 высокий
№ автобус лыжи печенье гитара рыба
шуба
слон
1
2

зонт

попугай молоток

3. Смысловая память____________________________________
Норма: 1-3фразы - низкий; 4фразы - средний; 5фраз – высокий
Фразы
Н1К
Н2К
Н1К
Осенью идут дожди
Дети любят играть
В саду растут яблони и
груши
В небе летит самолет
Мальчик помогает своей
бабушке
4. «Разрезные картинки» 6 лет – в; 5-4 лет – ср; 3-2 лет - н.
5. «4-лишний» 8 - в; 7-5 - ср; 4-3 - н; 1-2- о н
1
2
3
4
5
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
Определение
лишнего
предмета

Н2К

6
н

7
к

н

8
к

Обобщение
6. Аналогии.___________________________________________
Норма: 5-6 – высокий; 3-4 – средний;1-2- низкий.
1.окунь-рыба, а ромашка____________ 6. самолет-пилот, а машина__________
2. морковь - огород, а грибы-________ 7. фонарь-светить, а карадаш_________
3. часы - время, а градусник - ________ 8. школа –учитель, а больница________
4. глаз - зрение, а уши-_____________ 9. книга –читать, а музыка__________
5. утюг – гладить, а телефон- ________ 10. Длинное-короткое, а лето_________
7. Речь.________________________________________________
Норма: 10- очень высокий, 8-9 высокий, 4-7- средний, 2-3 низкий, 0-1 очень низкий.

н

к

8. Внимание______________________________
Норма: Все знаки,2 ошибки - высокий; все знаки, 3 ошибки- средний;
Не все знаки, более 4 ошибок - низкий.
9. Воображение ____________________________
10. Графический диктант____________________
Норма: без ошибок- 4 балла, 1 ошибка - 3 балла,2-3ошибки -2 балла;
небольшое сходство-1 балл; отсутствие сходства- 0 баллов
11. Восприятие. «Узнай, кто это?»_______________________________
Норма: 10 сек, фр. А- очень высокий; 11-20 сек, фр. Б- высокий; 21-30 сек, фр. В - средний;3040 сек, фр. Г – низкий.
12.Самооценка_______________

13.Рисунок человека______________________________
Норма: 1-2 –высокий;3-4–средний;5-6 - низкий.

14. Методика «Беседа о школе» (методика на начало и конец года)
1. Ты хочешь идти в школу?____________________________________
2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду?__________________
3. Какие занятия тебе нравились в д/с больше всего?
4.Ты любишь когда тебе читаюткнижки?__________________________
5.Ты просишь чтоб тебе почитали?_______________________________
6. Какие у тебя любимые книжки?_______________________________
_____________________________________________________________
7. Почему ты хочешь идти в школу?______________________________
8. Стараешься ли ты закончить работу, которая у тебя не получается?_
_____________________________________________________________
9. Тебе нравятся школьные
принадлежности?______________________________________________
10. Если тебе предложат обучаться дома, а не ходить в школу?_______
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
11. Когда играешь в школу, кем тебе больше нравится быть учителем
или учеником?________________________________________________
12. В игре в школу что тебе нравится больше урок или
перемена?____________________

Результаты диагностики уровня развития детей
1. НИЗКИЙ-ребенок пассивен в работе.
2. СРЕДНИЙ-ребенку нравиться выполнять задания. Ребенок допускает ошибки, но
исправляет их с небольшой помощью взрослого.
3. ВЫСОКИЙ-ребенок активен при выполнении заданий. Самостоятелен при выполнении
заданий.
Уровень
Количество детей
%
Начало года
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

Конец года

Начало года

Конец года

Приложение №2
Мониторинг
Ф.И. ребенка _____________________________________________________
Год рождения ____________________________________________________
Направление
Формирование элементарных
математических представлений

тесты
1. «Количество и счет»
2. «Сравнение по форме»

3. «Ориентировка в
пространстве»
4. «Логическая связь и
закономерность»

Обучение грамоте

5. «Классификация по
признакам»
6. «Решение примеров и задач»
7. «Развитие мелкой мотрики»
1. Развитие звуковой культуры
2. Развитие фонематического
слуха
3. Развитие звуко-буквенного
анализа
4. Чтение

Начало года

Конец года

Мониторинг усвоения материала по разделу «Развитие речи»
№

Фамилия
и имя
ребенка

Соотносит
звук и
букву

Графиче
ское
обознач
ение
звуков

Понимает Определяет Различает
термины место звука гласные,
«звук»,
в слове: в согласные
«буква»,
начале, в
, твердые
«слог»,
середине и и мягкие
«предложе
в конце
согласные
ние»
, звонкие
и глухие

Звуковой
анализ
слова

Определяет
ударный
слог,
ударную
гласную и
обозначает
соответствую
щим
значком

Читает
слова,
слоги,
предложе
ния

Составляет
предложени
е из двух,
трех слов,
анализирует
его

1
2
3
4
5
6
Мониторинг усвоения материала по разделу «Математика»
№

1
2
3
4
5
6

Фамилия и
имя ребенка

Количество и
счет

Геометрические
фигуры

Величина

Ориентировка
во времени

Ориентировка
в
пространстве

Логические
задачи


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.