Педагогическая династия представляет собой самоорганизующуюся систему детерминированных социальным и культурным состоянием российской действительности интегральных признаков, влияющих на сам институт династии и образование и проявляющихся на уровне отношений к членам семьи, воспитанникам, социуму. Первичный анализ справочной литературы, диссертационных исследований, архивных материалов и других источников позволил выделить следующие признаки педагогической династии:
- Принадлежность к одному роду (семье, дому, фамилии).
- Установленный юридически (право родства) или естественно (смена поколений) порядок наследования. В случае с педагогическими династиями это установленная естественным ходом истории семьи (рода) очередность смены поколений.
- Наличие в династии не менее трех поколений.
- Общественное признание профессиональных достижений.
- Наследование родственниками профессии педагога, которая стала для педагогической династии семейной традицией. Аккумулирование, сохранение и передача от поколения к поколению, трансляция социуму династических ценностей, идеалов, традиций, профессионального опыта, мастерства и смыслов профессии. Формирование подрастающего поколения (жизненных смыслов и соответствующего мировоззрения) и личности будущего педагога (мотивов получения профессии, активной социальной позиции, ценностного отношения к профессии, долга, ответственности и др.).