Инструментарий к диагностике по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа Раздел « РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» Что изучается? Дидактические игры, упражнения, вопросы Уровень знаний детей о видах транспорта Дидактическая игра «Транспорт». Материал: предметные картинки с изображением наземного (автобус, грузовая машина, легковая машина, мотоцикл, велосипед); подземного (метро); воздушного (вертолет, самолет); водного (лодка, катер, пароход) видов транспорта Содержание диагностического задания Перед ребенком картинки с различными видами транспорта. Задание: разложи картинки по видам транспорта Критерии оценки 3 балла - ребенок различает, называет и правильно раскладывает картинки по всем видам транспорта без ошибок. 2 балла - называет, различает, раскладывает картинки с 2-3 ошибками по видам подземного и воздушного транспорта либо требует дополнительной инструкции. 1 балл - затрудняется в назывании видов транспорта, раскладывает картинки с 5-6 ошибками Знания о предметах, облегчающих труд людей на производстве и создающих комфорт в быту 1. Дидактическая игра «Умные машины» либо «Наши помощники». Предметные картинки: счеты, калькулятор, компьютер, топор, пила электрическая, миксер, тестомешалка, печатная машинка, утюг, робот, различные станки. 2. Беседа по вопросам. Материал: сюжетная картина с изображением уютной комнаты, парка, дворика Осведомленность Беседа по вопросам о себе, родителях 1. Перед ребенком предметные картинки. Задание: выбери картинки с предметами, которые облегчают труд людей на производстве и повышают качество и скорость выполнения заданий. 2. Перед ребенком сюжетная картинка. Задание: расскажи о предметах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице. Вопрос: Как ты думаешь, что еще можно добавить, чтобы комната (дворик, парк) стала уютней Вопросы: Назови свое отчество. Дату своего рождения. Знаешь ли ты свой домашний адрес? Назови его. Назови номер телефона. - Как зовут твоих родителей? Назови имя и отчество родителей. 3 балла - ребенок различает и называет предметы, облегчающие труд человека на производстве, делает обоснованные выводы. Ребенок перечисляет и добавляет предметы, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице. 2 балла - ребенок называет предметы, облегчающие труд людей на производстве, но затрудняется сделать вывод, обосновать выбор того или иного предмета. Перечисляет предметы, создающие комфорт в быту и на улице, затрудняется ответить на дополнительные вопросы. 1 балл – ребенок требует дополнительных инструкций, пояснений, при выполнении заданий допускает ошибки, вывод не делает 3 балла - ребенок безошибочно отвечает на все вопросы воспитателя. 2 балла - ребенок допускает не более 2 ошибок. 1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы Назови улицу, на которой расположен твой детский сад Знания о гербе, флаге, Президенте России Дидактическое упражнение «А знаешь ли ты?». Материал: несколько флагов, гербов. Ребенок рассматривает флаги и выбирает флаг России. Вопросы: Знаешь ли ты, что означает каждый цвет флага? Найди среди иллюстраций герб России. Как зовут Президента России. 3 балла — ребенок безошибочно отвечает на все вопросы воспитателя. 2 балла - ребенок допускает ошибки. 1 балл - ребенок не имеет представления о гербе, флаге, Президенте России Знания о свойствах и качествах предметов Беседа по вопросам. Материал: предметы из глины, пластмассы, стекла, ткани (кусок глины, дерева, ткани и т. д.) Вопросы: - Рассмотри предметы и расскажи о каждом из них, называя материал, из которого он сделан, и о его качествах (твердый, тяжелый или легкий и т. п.) Например, это глиняная игрушка. Сделана она из глины. Поэтому тяжелая. 3 балла - знает существенные характеристики предметов, их свойства и качества. Обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и персептивных действий. 2 балла - безошибочно называет материалы, из которых сделаны предметы, но дает неполную характеристику свойствам и Глина гладкая, пластичная. Для того чтобы что-то слепить, нужно смочить ее водой. Из нее можно делать посуду Знания о дорожных знаках и их назначении Дидактическое упражнение «Разложи по группам». Материал: запрещающие знаки (въезд запрещен, движение на велосипеде запрещено, движение пешеходов запрещено); предупреждающие знаки (дети, пешеходный переход, дорожные работы); указательные знаки (место стоянки автобуса, пешеходный переход, велосипедная дорожка); знаки сервиса (телефон, пункт первой медицинской помощи, автозаправочная станция. 2. Дидактическое упражнение «Составь рассказ о дорожном знаке». Материал: запрещающие и разрешающие знаки 1. 1. Задание: рассмотри знаки и разложи их по группам: 1-я группа - запрещающие знаки; 2-я группа - предупреждающие знаки; 3-я группа - указательные знаки; 4-я группа - знаки сервиса 2. Задание: рассмотри знаки и составь о них короткий рассказ (цвет, форма, назначение) качествам материалов. 1 балл - называет материал, но не рассказывает ничего о связях между свойствами и качествами предметов 3 балла - ребенок различает запрещающие, предупреждающие знаки. Знает значение указательных знаков. Проявляет выраженный интерес к правилам дорожного движения. 2 балла - ребенок хорошо различает запрещающие знаки. Ошибается в обозначении предупреждающих и указательных знаков. 1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок при назывании знаков. Не классифицирует знаки на запрещающие, предупреждающие и указательные. Не проявляет интереса к правилам дорожного движения Знания о национальном костюме, традициях, обычаях и фольклоре 1. Дидактическая игра «Одень куклу». Атрибуты: плоскостные куклы (мальчик и девочка). Плоскостное изображение различных видов национального костюма и современной одежды (рубаха, кофта, сарафан, кокошник, платок, передник, рубашкакосоворотка, шаровары, кушак, кафтан, лапти, сапоги; некоторые виды современной одежды). 2. Дидактическое упражнение «Вспомни знакомые потешки, сказки, пословицы». Материал: иллюстрации к русским народным сказкам, загадкам, песням, потешкам. 3. Дидактическое упражнение «Знаешь ли ты русские обычаи?». Материал: картинки с изображением народных праздников и предметов, их символизирующих (Новый год, Рождество (Коляда и Святки), Масленица, Пасха, день Ивана Купалы, Осенины). Расписные яйца, маски, предметы народных промыслов, прялки, веретено 1. Задание: Одень куклу в народный костюм. Вопросы: Почему ты выбрал эту одежду? Как называется эта рубашка? Почему эта рубашка называется косоворотка? Кто носит такую рубашку? (Сарафан, кокошник, передник, кафтан, лапти и т. д.) - Чем украшена одежда? - Почему ты не надел другую одежду? (Это современная одежда.) 2.Вопросы: - Какие русские народные сказки ты знаешь? - Расскажи потешки, которые ты знаешь. - Загадай загадку к этой отгадке. - Какие русские народные пословицы (поговорки) ты знаешь? (Предложить раскрыть 3 балла - ребенок называет все виды национального костюма, дает их описание. Называет сказки, песенки, потешки, загадки по опорным картинкам, дает правильное название, объясняет смысл пословиц и поговорок без помощи взрослого. Правильно называет все праздники, раскрывает их содержание, традиции и обряды, называет предметы русского быта. 2 балла - ребенок затрудняется назвать некоторые виды национального костюма, но называет народность и принадлежность костюма. Знает сказки, песенки, потешки, смысл названных поговорок.) 3. Задание: вспомни народные праздники и расскажи о них. Примерные вопросы: 1. На какой праздник пекут блины? 2. В какое время года празднуют Масленицу? 3. Зачем сжигают чучело? 4. Почему пекут блины на Масленицу? загадки, называет пословицы и поговорки, но раскрывает их смысл только с помощью взрослого. Называет не более 3 народных праздников, раскрывает их суть при помощи дополнительных вопросов взрослого. 1 балл - ребенок самостоятельно называет не более 2 видов национального костюма. Путает или затрудняется назвать праздники, не может раскрыть их суть, называет предметы народного быта только при помощи взрослого. Самостоятельно вспоминает только сказки, а песенки, потешки и загадки вспомнить затрудняется. Затрудняется и в объяснении пословиц Знания о родном крае, о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых, их деловых и личностных качествах; о героях космоса; школе, библиотеке 1. Дидактическое упражнение «Первоклассник». Материал: картинки с изображением игрушек, учебных принадлежностей, ранца. 2. Дидактическое упражнение «Библиотека». Материал: иллюстрация с изображением библиотеки. 3. Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой город?». Материал: фотографии городских достопримечательностей, герб города 4. Дидактическое упражнение «Космонавтика». Материал: иллюстрации с изображением ракеты, космонавта в скафандре, портреты Ю. А. Гагарина, В. В. Терешковой 5. Дидактическое упражнение «Земля - наш общий дом». Материал: глобус 1. Задание: рассмотри картинки и собери портфель для школы, называя при этом школьные принадлежности. Объясни, для чего они нужны. 2. Посмотри на иллюстрацию и ответь на вопросы: - Как называют человека, работающего в библиотеке? - Что ты можешь рассказать о библиотеке? 3.Задания: -Назови город, в котором ты живешь, какой у него герб? Покажи фотографию въезда в наш город. - Назови и покажи достопримечательности нашего города. -Что ты знаешь о национальностях людей, проживающих в нашем городе? 4. Задание: -Рассмотри иллюстрации и ответь на вопросы: - Как называются люди данной профессии? Во что одеты космонавты? - Назови первого космонавта. - Назови первую женщину- 3 балла — у ребенка сформированы представления о школе, библиотеке, о профессии людей, работающих в них. Ребенок называет город, в котором живет, знает герб города, его достопримечательности, национальности людей, проживающих в городе. Ребенок знает, что такое глобус, называет континенты, некоторые расы, проживающие на Земле. Знаком с профессией космонавта, знает первого космонавта и первую женщину в космосе, называет их экипировку. 2 балла — у ребенка имеются представления о школе, библиотеке. Затрудняется в назывании профессий работающих здесь людей. Ребенок называет родной город, его герб, о достопримечательностях космонавта. - Какие качества характера должны быть у людей этой профессии? 5.Вопросы и задания: - Что такое глобус? - Покажи на глобусе знакомые тебе континенты. - Назови знакомые тебе расы людей, проживающих на нашей планете Высокий уровень — 20-24 балла, города знает немного. Знает, что такое глобус, затрудняется в назывании континентов и рас, знает первого космонавта и их экипировку. 1 балл — у ребенка имеются знания о школе, школьных принадлежностях. Знания о библиотеке не сформированы. Знает название родного города, затрудняется назвать его достопримечательности. Знает, что такое глобус, называет первого космонавта, знаний о континентах и расах нет средний уровень - 13—19 баллов, низкий уровень - 8-12 баллов. Раздел «ПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» Что изучается? Дидактические игры, упражнения, вопросы Умение 1. Диагностическое объяснять упражнение экологические «Составь цепь питания». зависимости, Материал: предметные устанавливать картинки, связи и с помощью которых можно взаимодействия составить цепь питания человека с (например: ястреб, мышь, Содержание диагностического задания 1. Задание: рассмотри картинки и составь цепи питания. Объясни, что произойдет, если нарушить данную цепь. Цепь 1: ястреб - мышь - зерно. Цепь 2: тигр косуля - трава. Цепь 3: волк - заяц - кора дерева. Цепь 4: цапля - лягушка - комар. 2. Задание: рассмотри карточки с условными обозначениями правил поведения в Критерии оценки 3 балла — ребенок без затруднений составляет цепь питания, объясняет экологические зависимости; природой зерно; косуля, трава, тигр; волк, заяц, кора дерева; цап ля, комар, лягушка). 2. Дидактическая игра «Знаешь ли ты правила поведения в лесу?». Материал: условные обозначения правил поведения в лесу или художественное слово лесу и расскажи, что означает каждый знак. Что произойдет (происходит), если нарушать эти правила? Примечание. Можно задать уточняющие вопросы: 1. Какой вред наносят люди, засоряя окружающую природу? 2. Как сохранить живые цепочки в природе? 3. Что будет, если исчезнут все цветы? 4. Что будет, если исчезнут все деревья? Что будет, если исчезнут все птицы? знает правила поведения в лесу; устанавливает связи и взаимодействия человека с природой. 2 балла ребенок составляет цепь питания с помощью воспитателя, может объяснить экологические зависимости; хорошо знает правила поведения в лесу, устанавливает простейшие связи взаимодействия человека с природой при помощи уточняющих вопросов. 1 балл — ребенок не Умение ухаживать за растениями в уголке природы Наблюдения детей во время дежурства. Дидактическая игра «Что нужно делать, чтобы растение было красивым?» Оборудование уголка: опрыскиватель, палочки для рыхления земли, лейка, тряпочка для протирания пыли имеет представлений об экологических зависимостях, не может составить ни одной цепочки даже при активной помощи взрослого; имеет представления о правилах поведения в лесу, но не может пояснить связи и взаимодействия человека с природой даже по уточняющим вопросам Задания: 3 балла 1. Рассмотри большие картины и ответь безошибочно на в о п р о с: определяет - Что изображено на этих картинах? (Луг, поле, растения леса, сад, лес.) луга, сада, поля. 2. Соотнести маленькие картинки с 2 балла - имеет большими: растения луга помести на картинку с представление о изображением луга и т. д. растительности леса, сада, поля, и другие Представления ребенка о различных природных объектах (воздух, вода, почва). Знания о жизни на земле, в земле, 1. Беседы о воде, о воздухе, о почве. Материал: фотографии, картинки с изображением различных водоемов (море, океан, озеро, река, пруд, ручей, родник). Картинки с изображением деятельности человека (работа фабрик, Вопросы: Где в природе есть вода? Чем отличается вода в морях и океанах от воды речной, озерной? - Знаешь ли ты, что водоемы могут болеть, как люди? Почему это происходит? Как воду сделать чистой? Зачем человеку нужна вода? Кому еще нужна вода? Что было бы, если бы с Земли исчезла вся вода? луга, но при выполнении задания допускает ошибки (например: путает растения луга и поля). 1 балл - имеет слабые представления о растительности. При выполнении задания допускает большое количество ошибок, требует дополнительных инструкций и наводящих вопросов 3 балла — ребенок имеет полное представление о воде, воздухе, почве, правильно отвечает на вопросы, в воде, в воздухе заводов); необдуманных поступков людей (моют машины у водоемов, выбрасывают мусор в местах отдыха) и т. д. 2. Дидактическая игра «На земле, в земле, в воде и в воздухе». Материал: предметные картинки с изображением птицы, кувшинки, одуванчика, дождевого червя, бабочки, дельфина, крота, рыбы, волка, ежа, летучей мыши. Рамки белого, голубого, желтого и коричневого цветов Какие свойства воды ты знаешь? (Прозрачность, принимает любую форму, растворяет вещества; может быть жидкой, твердой, паром,) Что такое воздух? Кто дышит воздухом? Кто живет в воздухе? Как ты объяснишь, какой воздух называют чистым? Почему нужно бороться за чистоту воздуха? Как ты думаешь, что такое почва? Какие бывают почвы? Какое значение для растений, животных и человека она имеет? Почему в лесу нужно ходить по протоптанным тропинкам, не вытаптывать травы, не уплотнять почву? 2. Задание: рассмотри внимательно картинки. Помести в белую рамку животных, обитающих в воздухе; в голубую рамку - обитателей водоемов, в желтую - тех, кто обитает на земле, и в коричневую - тех, кто живет в земле безошибочно выполняет задания дидактической игры и устанавливает причинноследственные связи. 2 балла отвечая на вопросы педагога, допускает ошибки, некоторые вопросы вызывают затруднения. Безошибочно выполняет задание дидактической игры. С помощью дополнительных вопросов устанавливает простейшие причинноследственные связи. 1 балл - ребенок Знания о растительности леса, луга, сада, поля 1. Дидактическая игра «Что где растет?». Материал: большие карты с изображением леса, луга, сада, поля. Предметные картинки с изображением растений (ель, береза, кедр, дуб, рябина, черемуха, малина, черника, брусника, вишня, папоротник, земляника, грибы, колосья пшеницы, колокольчики, васильки, мать-и-мачеха, иванчай, василек, ромашка, рожь, гречиха, овес, клевер, роза, лилия, тюльпан). 3. Дидактическое Задания: 1. Внимательно рассмотри большие карты и предметные картинки. Разложи их правильно. 2. Назови очень высокие деревья в лесу, деревья средней высоты, низкие деревья, кустарники, низкие растения леса. Какие деревья называют хвойными, а какие лиственными? Назови лекарственные растения. 3. Объясни, как ты понимаешь, что такое луг? Поле? имеет отрывочные знания о природных объектах, на вопросы отвечает односложно, допускает большое количество ошибок, не устанавливает причинноследственных связей 3 балла ребенок имеет достаточно полные представления о растениях леса, луга, поля, сада. При выполнении заданий не допускает ошибок, обосновывает свой ответ. 2 балла - имеет достаточные знания о упражнение «Этажи леса». 3. Дидактическое упражнение «Что ты знаешь о растениях луга, поля?» Знания о птицах, домашних и диких животных, Красной книге 1. Дидактическая игра «Кто где живет?». Материал: карточки с изображением среды обитания птиц (море, берег, лес, водоем, болото, луг). Предметные картинки с изображением птиц. 2. Дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы». 3. Материал: карти нки с изображением птиц. 4. Дидактическое Задания: 1. Назови птиц (кукушка, воробей, синица, грач, сорока, журавль, лебедь, куропатка, утка, чайка, кулик, соловей, малиновка, иволга, ласточка, гусь, цапля) и распредели их в соответствии со средой обитания. 2. Раздели картинки на две группы, в одной - перелетные птицы; в другой - зимующие птицы. (Скворец, грач, снегирь, воробей, голубь, синица, ласточка, дятел, гусь, ворона, сорока, галка, соловей, жаворонок, щегол.) 3. Перечисли "известных домашних, а затем диких животных (свинья, корова, лось, растениях леса, сада. Допускает ошибки при определении растений поля и луга. 1 балл — имеет слабые представления о растениях леса, поля, луга, сада. Допускает большое количество ошибок при распределении растений по месту их произрастания 3 балла ребенок хорошо осведомлен о среде обитания птиц, не допускает ошибок при определении зимующих и перелетных птиц. Называет достаточное количество домашних и упражнение «Назови домашних, диких животных». Материал: предметные картинки с изображением домашних и диких животных. 5. Беседа об охране животных верблюд, мышь, медведь, заяц, лиса, индюк, утка, кролик, гусь, олень, собака, коза, овца, лошадь). Объясни, почему их так называют. 4. Вопросы: Почему необходимо охранять диких животных и растения? Как называется место, предназначенное для охраны животных? Как называется документ, куда занесены исчезающие виды растений и животных? диких животных, объясняет их классификацию. Имеет представления о заповедниках и Красной книге. 2 балла ребенок допускает 1-2 ошибки при определении среды обитания птиц и классификации перелетных и зимующих птиц. Называет достаточное количество домашних и диких животных, объясняет их классификацию. Имеет представления о Красной книге. 1 балл - ребенок имеет слабые представления о среде обитания Знания о природе родного края 1. Дидактическое упражнение «Знай и люби свой край». Материал: предметные картинки с изображением растений, которые можно встретить в родном крае и не растущих там. 2. Дидактическая игра «Они не должны погибнуть». Материал: изображения птиц, насекомых, растений, животных, охраняемых в области и неохраняемых Задания: 1. Рассмотри предметные картинки и назови растения, которые можно встретить в природе родного края и те, которые растут в условиях другого климата. 2. Рассмотри картинки и выбери виды птиц (насекомых, растений, животных), охраняемых в области птиц, перелетных и зимующих птицах. Допускает большое количество ошибок при выполнении всех заданий 3 балла ребенок имеет представления природе родного края, правильно классифицирует растения. Определяет растения, нехарактерные для климата родного края. Объясняет выбор. Хорошо знает виды птиц, насекомых области, в том числе тех, которые занесены в число охраняемых. 2 балла - при классификации растений, животных, птиц родного края допускает неточности, не всегда может обосновать свой выбор. Знает не все растения, охраняемые в области. 1 балл ребенок допускает большое количество ошибок, свой выбор не обосновывает Высокий уровень — 16-18 баллов, средний уровень - 10—15 баллов, РЕЗУЛЬТАТЫ диагностики уровня развития детей: НАЧАЛО ГОДА: Высокий уровень ________________ детей ______________% Средний уровень ________________ детей ______________% Низкий уровень ________________ детей ______________% КОНЕЦ ГОДА: Высокий уровень ________________ детей ______________% Средний уровень ________________ детей ______________% Низкий уровень ________________ детей ______________% низкий уровень - 6-9 баллов Анализ, комментарии _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________ Раздел «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» Что изучается? Умение ребенка последовательно и логично рассказывать о событии, явлении, отвечать на вопросы Дидактические игры, упражнения, вопросы Беседа по вопросам Содержание диагностического задания Вопросы: -Где ты живешь? (В какой стране, в каком городе.) Как называется улица, на которой вы живете? Какой он, ваш дом? (Большой или маленький, старый, ветхий, новый, красивый.) Сколько этажей в вашем доме? Из какого материала построен ваш дом? На каком этаже вы живете? Какая у вас квартира? С кем ты живешь вместе? Какая самая любимая вещь в твоем доме? Критерии оценки 3 балла - ребенок отвечает на вопросы, аргументируя ответ; последовательно и логично рассказывает о факте, событии из личного опыта. 2 балла - ребенок отвечает охотно на вопросы педагога, часто пользуется простыми предложениями; не всегда может аргументировать свой ответ. 1 балл - не на все вопросы знает ответы, не аргументирует свои ответы Какие интересные книги есть в вашем доме? И другие Умение пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения Рассказ К. Ушинского «Спор животных» или русская народная сказка «Лиса и рак». Оборудование: маски коровы, лошади, собаки или лисы и рака Воспитатель читает рассказ, задает вопросы по тексту: Кто стал спорить? О чем спорили животные? Что сказала лошадь? А что сказал человек? Затем распределяются роли между детьми. Дети пересказывают текст по ролям 3 балла ребенок пересказывает и драматизирует небольшую роль из литературного произведения, не допускает пропусков и неточностей. 2 балла ребенок пересказывает и драматизирует небольшую роль из литературного произведения, допуская небольшие пропуски. 1 балл — делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует только отдельные эпизоды Умение составлять рассказы по плану, из личного опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия Дидактическое упражнение «Составь рассказ». Материал: сюжетная картина, набор картин с фабульным развитием действия. Например: сюжетная картина «Пробуждение природы весной» (4 картинки): 1. появился росток из почвы; 2. появились листья, и росток тянется вверх; 3. появился первый бутон; 4. цветок распустился Задания: Составь рассказ по сюжетной картине. 2. Разложи картинки так, чтобы можно было составить связный последовательный рассказ. Примерные вопросы и задания: -Посмотри, в нашей комнате тоже есть комнатные растения. -Как называется это растение? - Что мы делали с самого начала с почвой, как сажали, наблюдали, поливали, как протирали листочки, рыхлили землю, опрыскивали? 1. 3 балла — ребенок легко составляет по плану рассказ из личного опыта, по сюжетной картине, набору картин с фабульным развитием действия. Пользуется сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. 2 балла ребенок составляет рассказ по набору картин с фабульным развитием действия; испытывает затруднения при составлении рассказа по сюжетной картине; предложения, как правило, простые. 1 балл — ребенок не может без активной помощи взрослого справиться с заданием. Словарный запас беден Умение быть Наблюдения за детьми в доброжелательным процессе общения со собеседником сверстниками, взрослыми на занятии и в свободной деятельности Знания ребенка о синонимах и антонимах 1. Дидактическое упражнение «Выбери и назови» 2. Игра «Скажи наоборот» 3 балла - ребенок доброжелательный собеседник, говорит спокойно, не повышает голос. В общении со взрослыми и сверстниками вежлив. 2балла - ребенок доброжелательный собеседник, говорит спокойно, не повышает голос, но редко использует вежливые слова (после напоминания). 1 балл ребенок агрессивен, часто повышает голос, вежливые слова не использует Задания: 3 балла — ребенок 1. Выбери из трех слов два самостоятельно выполняет слова-«приятеля» и назови их: все задания. Хорошо а) среди имен понимает значение существительных: понятий: слова-«приятели» дом, солдат, боец; , и противоположное по б) среди имен значению слово. прилагательных: 2 балла — ребенок храбрый, звонкий, выполняет задания, смелый; прибегая к дополнительным -большой, красивый, огромный; инструкциям воспитателя. в) среди глаголов: 1 балл — ребенок плохо - торопиться, спешить, ползти; понимает значение думать, ехать, соображать и др. понятий: слова-«приятели» 2. Придумай слова с и противоположные по Умение употреблять в речи сложные предложения разных видов Дидактическая игра «Закончи предложение». Материал: сюжетные картинки, при помощи которых ребенок сможет составлять сложносочиненные или сложноподчиненные предложения. (Сюжет картинки может быть таким: на улице дождливая погода; прилет птиц весной; магазин игрушек) противоположным значением (скажи наоборот): а) сильный (слабый); высокий (низкий); короткий (длинный); б) стоять (сидеть); смеяться (плакать); грустить (радоваться) Задание: рассмотри картинки и постарайся закончить предложения: 1. Мама взяла зонт, потому что (на улице идет дождь). 2. Наступила весна, и (прилетят птицы). 3. Мы поедем в магазин игрушек, чтобы (купить мне новую игрушку). 4. Я сошью кукле платье, если (вы дадите мне ткань). 5. Мы ложимся спать, когда (наступает ночь). И другие значению слова, допускает большое количество ошибок 3 балла - ребенок выполнил задание самостоятельно, легко составлял сложные предложения различных видов. 2 балла - ребенок допускает небольшое количество ошибок в построении предложений или затрудняется их закончить в ряде случаев. 1 балл - ребенок не справляется с заданием, не понимает инструкций воспитателя Знания о звуке, слоге, слове, предложении 1. Дидактическое упражнение «Составь предложение». Материал: полоски, точки для составления схемы предложения. 2. Выделение в слове слогов. 3. Выделение в слове заданного звука Высокий уровень - 18-21 балл; Что изучается? Задание: 1. Из предложенных слов составь предложение. Слова: цветы, дети, поливают. Составь схему этого предложения. 2. Отхлопай любое слово и скажи, сколько в нем слогов. 3. Назови слово с заданным звуком в определенной позиции. Например, в предложении Дети поливают цветы назови слово, в котором звук [д] стоит в начале и т. п. 3 балла - ребенок различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. 2 балла - ребенок хорошо различает понятия «звук», «слово», «предложение». Безошибочно находит в предложении слова с заданным звуком в начале слова. Затрудняется в подборе слов, где звук стоит в середине или в конце слова. Плохо сформировано понятие о слоге. 1 балл - очень слабое представление о понятиях «звук», «слог», «слово», «предложение». Не может выполнить ни одного задания без активной помощи взрослого. Допускает большое количество ошибок средний уровень - 11-17 баллов; низкий уровень — 7-10 баллов. Раздел «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ» Дидактические игры, упражнения, Содержание Критерии оценки вопросы диагностического задания Знания о составе числа первого десятка (из отдельных единиц) Дидактическое упражнение «Что будет, если...» Задание: подумай и дай правильный ответ: Что будет, если к 7 прибавить 1? (Получится число 8.) К9 прибавить 1? Как получить число 8, если есть число 9? (Убрать одну единицу.) Что будет если сложить три единицы? (Получится число 3.) А если сложить 5 единиц? (Число 5.) 3 балла - ребенок знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду. 2 балла - ребенок знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц), затрудняется при выполнении заданий, касающихся знаний о получении числа путем вычитания единицы из следующего за ним в ряду. 1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок при выполнении заданий Знания о цифрах от 0 до 9; знаках «=»,«-»,«+». Умение составлять и решать задачи в одно действие и пользоваться арифметическими знаками действий Арифметические задачи (2-3). Материал: цифры от 0 до 9, знаки «=», «-», «+»; предметные картинки Задания: Рассмотр и картинки (ваза с тремя тюльпанами и ваза с тремя розами) и составь задачу. С помощью цифр и знаков покажи решение задачи. 2. Покажи картинку, где изображено 6 шаров надутых и 4 лопнувших. Составь условие и с помощью цифр и знаков покажи решение задачи 1. 3 балла - ребенок самостоятельно составляет условия задач с помощью картинок и показывает решения при помощи цифр и знаков. 2 балла - ребенок составляет условия задач с помощью взрослого, правильно считает, но не всегда правильно пользуется знаками (путает значение знаков «+» и «-»). 1 балл - ребенок не может составить условие задачи даже при активной помощи взрослого, ошибается в подсчетах, не понимает значения арифметических знаков Знания о месяцах и 1. Дидактическая игра последовательности «Живая неделя». дней недели Материал: карточки с цифрами от 1 до 7. 2. Дидактическое упражнение «Назови правильно месяц» Задания: 1. Выбери любую цифру. Назови, какой день недели ей соответствует. Выложи в соответствии с цифрами дни недели и назови их. 2. Назови, какой сейчас месяц? Как называется первый (второй) месяц весны? Умение назы вать числа в прямом и обратном порядке, соотносить цифру и количество предметов Задания: Дидактическая игра «Вкусные конфеты». Материал: лист бумаги с нарисованными цифрами 0,3, 5, 8. 10 1. Посчит ай в пределах 10 в прямом и обратном порядке. 2. Посмот ри на цифры, написанные на листе бумаги, и нарисуй рядом с 3 балла - ребенок справляется с заданиями, не делает ни одной ошибки; знает не только текущий месяц, но и все остальные. 2 балла - ребенок знает последовательность дней недели, затрудняется в выкладывании дней недели в соответствии с цифрами, но после наводящих вопросов справляется с заданием; знает только текущий месяц. 1 балл - ребенок не справился с заданием даже после наводящих вопросов 3 балла - ребенок безошибочно считает в прямом и обратном порядке до 10, правильно выполняет задание 2. 2 балла - ребенок правильно считает в прямом порядке до 10, делает пропуски при каждой цифрой соответствующее количество конфет Умение делить круг, квадрат, на две и четыре равные части Дидактическая игра «День рождения Винни - Пуха». Материал: 3 круга и 3 квадрата, 1 круг и 1 квадрат разделены на четыре части поровну Задание: Винни-Пух захотел угостить гостей апельсином и пирожным, стал их делить поровну. Помоги Винни-Пуху разделить апельсин и пирожное на четыре равные части. Подумай и ответь: Часть круга, квадрата больше или меньше целого? счете в обратном порядке; допускает не более одной ошибки при выполнении задания 2. 1 балл - ребенок допускает ошибки во время счета в прямом и обратном порядке до 1.0, допускает более одной ошибки при выполнении задания 2 3 балла - ребенок самостоятельно делит круг и квадрат на четыре равные части и объясняет, что часть меньше целого. 2 балла - ребенок затрудняется при делении, но после подсказки воспитателя правильно выполняет задание, отмечая, что целое больше части. 1 балл - ребенок не может разделить круг и квадрат на равные части. Не понимает значение понятий «часть» и «целое» Умение считать (отсчитывать) предметы в пределах 10-20. Пользоваться порядковыми и количественными числительными Умение измерять длину предметов с помощью условной мерки Дидактическое упражнение «Веселые игрушки». Материал: 15 (18) разных мелких игрушек Задания: разложи (поставь) все игрушки по порядку и посчитай их. Посчит ай все игрушки. Скольк о всего игрушек? Которы й по счету мишка? - А мячик? И т. п. Дидактическое упражнение «Дорожки». Задание: рассмотри Материал: три дорожки дорожки. разной длины, полоска бумаги длиной 3 Как ты см - условная мерка думаешь, какая из этих до рожек самая длинная, а какая самая короткая? Как это проверить? 3 балла - ребенок не допустил ни одной ошибки. 2 балла - ребенок ошибается в порядковых числительных. 1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок 3 балла - при выполнении задания ребенок самостоятельно применяет условную мерку, сравнивает полученные результаты и делает вывод. 2 балла - при измерении длины ребенок пользуется условной меркой, после дополнительной инструкции воспитателя сравнивает результаты самостоятельно. 1 балл - ребенок не имеет представления о понятии длины, не умеет пользоваться условной меркой Умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку Игра «Волшебная точка». Материалы: лист бумаги в клетку, на котором нарисована точка, простой карандаш Высокий уровень - 20-24 балла; Задание: от заданной точки отмерь две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, одна клетка влево, одна клетка вверх, одна клетка вниз, одна клетка влево 3 балла - ребенок справился с заданием, не допустил ни одной ошибки при перемещении точки. 2 балла - ребенок справился с заданием, но допустил 1-2 ошибки при перемещении точки (например: влево или вправо). 1 балл - ребенок не справился с заданием, допустил более трех ошибок средний уровень- 13-19 баллов; низкий уровень- 8-12 баллов. Раздел «РИСОВАНИЕ» Что изучается? Дидактические игры, упражнения, вопросы Содержание диагностического задания Критерии оценки Умение изображать предметы по памяти Рисование (предметное) «Картинки для наших шкафчиков». Материал: варианты картинок (яблоко, бабочка, воздушный шар, машинка) Задание: послушай стихотворение Г. Лагздынь. ВОТ КАКОЙ НАШ КОРИДОР В коридорах шкафчики. В них пальто и шарфики, Туфли, шапочки, ботинки, А на шкафчиках картинки: Груша, яблоко, морковка, Ёжик, вишня, ночь, винтовка. Утка, заяц, помидор. Знаю я, зачем картинки: Чтоб не путали ботинки, Туфли, шапочки, пальтишки Тани, Саши и Иришки. Чтобы помнили Алёшки, Где поставили сапожки, Чтоб Серёжка-карапуз Не остался без рейтуз! Вопросы: Где дети снимают одежду, когда приходят в детский сад, и куда её складывают? Как находят свои вещи в раздевалке, когда собираются на прогулку? По каким обозначениям узнают свой 3 балла - владеет основными техническими навыками. Передаёт пропорции, изображение располагает по всему листу. Умеет аккуратно закрашивать. 2 балла - знает способы изображения некоторых предметов, правильно пользуется карандашом, выразительными средствами (линия, форма), неточно соотносит пропорции, размеры частей изображения. Соотносит правильно цвет с предметом. 1 балл - технические навыки освоены очень слабо, без помощи взрослого не приступает к работе шкафчик? Задание: нарисуй разные картинки для обозначения индивидуальных шкафчиков. (Педагог показывает картинки, напоминает способы изображения предметов.) Умение передавать 1. Сюжетное сюжетные рисование по замыслу на изображения темы окружающей жизни и явлений природы «Здравствуй, лето». Материал: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, акварель, восковые мелки, кисти № 3, 5, 2; стаканчики для воды, салфетки. Рекомендуемые учебные пособия, наглядность: плакаты «Лето», «Цветные пейзажи» под редакцией И. А. Лыковой; фотографии и иллюстрации о летнем отдыхе детей. Или 2. Рисование сюжетное по 1 Задания: — Отгадай загадку: Я соткано из зноя, Несу тепло с собою, Я реки согреваю, «Купайтесь!» - приглашаю. И любите за это Вы все меня. Я... Дети. Лето. Скажите, за что мы любим лето? (Педагог обобщает ответы детей и предлагает нарисовать сюжет «Как мы отдыхаем летом».) Или задание: послушайте стихотворение Н. Зидорова «Лето» (перевод И. Токмаковой), изобразите летний пейзаж. Вопросы: Что вы себе 3 балла — ребёнок владеет способами графического изображения: знает и умеет рисовать пейзаж; передаёт различия в величине изображаемых объектов (дерево высокое, цветок ниже дерева, взрослый высокий, ребёнок ниже ростом); размещает изображение на листе в соответствии с реальным изображением (передний и задний план); передаёт движения людей, прорисовывает мелкие детали, характерные особенности для передачи выразительных образов животных, растений; литературному произведению (по стихотворению Н. Зидорова «Лето»). Материал: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, акварель, восковые мелки, кисти № 3, 5, 2; стаканчики для воды, салфетки представили, когда слушали стихотворение? Как можно одним словом назвать речку, луг, горы, дождь, радугу в небе? Дети. Природа. Как называется жанр живописи, изображающий картины природы? Дети. Пейзаж. Послушайте ещё раз стихотворение и попробуйте нарисовать летний пейзаж. Художественное слово. Стихотворение Н. Зидорова «Лето». По тропиночке идёт Золотое лето. Переходит речку вброд, Птицей свищет где-то. Ходит-бродит по росе, По цветному лугу, Носит радугу в косе, Заплетённой туго. Встанет, радостно вздохнёт Ветер встрепенётся. Облакам рукой взмахнёт Тёплый дождь прольётся. Даже город навестит. Погостит - и ладно. -проявляет самостоятельность в выборе композиционного и цветового решения; -использует разные материалы, аккуратно закрашивает; доводит работу до логического конца. 2 балла — ребёнок недостаточно владеет способами графического изображения: знает, что такое пейзаж, но испытывает небольшие затруднения в его передаче; присутствует незаконченность сюжета; изображение по всему листу, есть неточности в передаче переднего или заднего плана рисунка; незначительные искажения в передаче конструктивным способом изображения человека (животного), не всегда прорисовывает характерные детали, передающие выразительность образа; испытывает затруднения в передаче и соотношении объектов по Принесёт туда в горсти Воздух с гор прохладных. Шёпот речки, птичий свист, Лёгкий пух без веса. На асфальте - мокрый лист, Как письмо из леса. Пейзаж Если видишь на картине Поле, речку, лес и луг, Иль заснеженные дали Да с берёзками вокруг, Иль пустынную равнину, Или море, или пляж. Знай: такая вот картина Называется пейзаж! величине; свободное обращение с цветом, преобладает несколько цветов, но не использует цветовые оттенки; использует в работе 1-2 вида материала; технические навыки освоены недостаточно (закрашивает неаккуратно). 1 балл - не может определять замысел рисунка, рисует охотно, но при активной поддержке и помощи взрослого. Значительные искажения в расположении изображения на всём листе и в передаче формы и частей изображения, не прорисовывает характерные детали, передающие выразительность образа; затрудняется в передаче различий объектов по величине; безразличен к цвету (объекты не разукрашены) Знания о народноприкладном искусстве. Роспись городецкая; полхов-май-данская; гжельская; хохломская; жостовская; мезенская 1. Дидактическая игра «Узнай узоры». Материал: фрагменты узоров изученных росписей. 2. Творческое задание. Материал: бумажные формы в виде народных изделий (поднос, солонки, чашки, розетки) Высокий уровень —8-9 баллов, Задание: по фрагментам узора определи вид народно-прикладного искусства. Распиши одну из предложенных форм 3 балла - знает все шесть видов прикладного искусства. Самостоятельно использует все характерные элементы росписей, правильно подбирает соответствующую цветовую гамму, правильно соотносит выбранный элемент. Располагает узор ритмично. 2 балла - при выполнении 1-го задания допускает 1-2 ошибки в назывании 1-2 декоративных росписей. При рисовании выбирает и использует 1-2 элемента выбранной росписи. 1 балл - определяет вид росписи при активной помощи взрослого. В названиях допускает большое количество ошибок. Затрудняется в выборе узоров. При изображении допускает ошибки (смешение элементов и цвета из различных росписей) средний уровень – 5-7 баллов, низкий уровень – 3-4 балла.