Инструментарий к диагностике подготовительная к школе группа

Инструментарий к диагностике
по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Подготовительная группа
Раздел « РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Что изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Уровень знаний
детей о видах
транспорта

Дидактическая игра «Транспорт».
Материал: предметные картинки с
изображением наземного (автобус, грузовая
машина, легковая машина, мотоцикл,
велосипед); подземного (метро); воздушного
(вертолет, самолет); водного (лодка, катер,
пароход) видов транспорта

Содержание диагностического
задания
Перед ребенком картинки с
различными видами
транспорта.
Задание: разложи картинки по
видам транспорта

Критерии оценки
3 балла - ребенок различает,
называет и правильно раскладывает
картинки по всем видам транспорта
без ошибок.
2 балла - называет, различает,
раскладывает картинки с 2-3
ошибками по видам подземного и
воздушного транспорта либо требует
дополнительной инструкции.
1 балл - затрудняется в назывании
видов транспорта, раскладывает
картинки с 5-6 ошибками

Знания о
предметах,
облегчающих
труд людей на
производстве и
создающих
комфорт в быту

1.
Дидактическая игра «Умные
машины» либо «Наши помощники».
Предметные картинки: счеты, калькулятор,
компьютер, топор, пила электрическая,
миксер, тестомешалка, печатная машинка,
утюг, робот, различные станки.
2.
Беседа по вопросам.
Материал: сюжетная картина
с изображением уютной комнаты, парка,
дворика

Осведомленность Беседа по вопросам
о себе, родителях

1. Перед ребенком предметные
картинки. Задание: выбери
картинки с предметами,
которые облегчают труд
людей на производстве и
повышают качество и
скорость выполнения заданий.
2. Перед ребенком сюжетная
картинка. Задание: расскажи о
предметах, создающих
комфорт и уют в помещении и
на улице.
Вопрос:
Как ты думаешь, что еще
можно добавить, чтобы
комната (дворик, парк) стала
уютней

Вопросы:


Назови свое

отчество.


Дату своего

рождения.
Знаешь ли ты
свой домашний адрес?
Назови его.

Назови номер
телефона.
- Как зовут твоих родителей?
Назови имя и отчество
родителей.


3 балла - ребенок различает и
называет предметы, облегчающие
труд человека на производстве,
делает обоснованные выводы.
Ребенок перечисляет и добавляет
предметы, создающие комфорт и
уют в помещениях и на улице.
2 балла - ребенок называет
предметы, облегчающие труд людей
на производстве, но затрудняется
сделать вывод, обосновать выбор
того или иного предмета.
Перечисляет предметы, создающие
комфорт в быту и на улице,
затрудняется ответить на
дополнительные вопросы.
1 балл – ребенок требует
дополнительных инструкций,
пояснений, при выполнении заданий
допускает ошибки, вывод не делает
3 балла - ребенок безошибочно
отвечает на все вопросы
воспитателя.
2 балла - ребенок допускает не
более 2 ошибок.
1 балл - ребенок допускает большое
количество ошибок или затрудняется
ответить на многие вопросы

Назови улицу, на
которой расположен
твой детский сад

Знания о гербе,
флаге,
Президенте
России

Дидактическое упражнение «А знаешь ли
ты?».
Материал: несколько флагов, гербов.

Ребенок рассматривает флаги
и выбирает флаг России.
Вопросы:
Знаешь ли ты, что
означает каждый цвет флага?

Найди среди
иллюстраций герб России.

Как зовут
Президента России.

3 балла — ребенок безошибочно
отвечает на все вопросы
воспитателя.
2 балла - ребенок допускает ошибки.
1 балл - ребенок не имеет
представления о гербе, флаге,
Президенте России

Знания о
свойствах и
качествах
предметов

Беседа по вопросам.
Материал: предметы из глины, пластмассы,
стекла, ткани (кусок глины, дерева, ткани и т.
д.)

Вопросы:
- Рассмотри предметы и
расскажи о каждом из них,
называя материал, из которого
он сделан, и о его качествах
(твердый, тяжелый или легкий
и т. п.)
Например, это глиняная
игрушка. Сделана она из
глины. Поэтому тяжелая.

3 балла - знает существенные
характеристики предметов, их
свойства и качества. Обследует
предметы с помощью системы
сенсорных эталонов и персептивных
действий.
2 балла - безошибочно называет
материалы, из которых сделаны
предметы, но дает неполную
характеристику свойствам и

Глина гладкая, пластичная.
Для того чтобы что-то
слепить, нужно смочить ее
водой. Из нее можно делать
посуду

Знания о
дорожных
знаках и их
назначении

Дидактическое упражнение
«Разложи по группам».
Материал: запрещающие
знаки (въезд запрещен, движение на
велосипеде запрещено, движение пешеходов
запрещено);
предупреждающие знаки (дети,
пешеходный переход, дорожные
работы); указательные
знаки (место стоянки автобуса, пешеходный
переход, велосипедная дорожка); знаки
сервиса
(телефон, пункт первой
медицинской помощи, автозаправочная
станция.
2.
Дидактическое упражнение
«Составь рассказ о дорожном
знаке».
Материал: запрещающие и разрешающие
знаки
1.

1. Задание: рассмотри знаки и
разложи их по группам:
1-я группа - запрещающие
знаки;
2-я группа - предупреждающие
знаки;
3-я группа - указательные
знаки;
4-я группа - знаки сервиса
2. Задание: рассмотри знаки и
составь о них короткий рассказ
(цвет, форма, назначение)

качествам материалов.
1 балл - называет материал, но не
рассказывает ничего о связях между
свойствами и качествами предметов

3 балла - ребенок
различает
запрещающие,
предупреждающие
знаки. Знает значение
указательных знаков.
Проявляет выраженный
интерес к правилам
дорожного движения.
2 балла - ребенок
хорошо различает
запрещающие знаки.
Ошибается в
обозначении
предупреждающих и
указательных знаков.
1 балл - ребенок
допускает большое
количество ошибок при
назывании знаков. Не
классифицирует знаки
на запрещающие,
предупреждающие и
указательные. Не
проявляет интереса к
правилам дорожного

движения

Знания о
национальном
костюме,
традициях,
обычаях и
фольклоре

1. Дидактическая игра «Одень куклу».
Атрибуты: плоскостные куклы (мальчик и
девочка). Плоскостное изображение
различных видов национального костюма и
современной одежды (рубаха, кофта, сарафан,
кокошник, платок, передник, рубашкакосоворотка, шаровары, кушак, кафтан, лапти,
сапоги; некоторые виды современной
одежды).
2.
Дидактическое упражнение
«Вспомни знакомые потешки, сказки,
пословицы».
Материал: иллюстрации к русским народным
сказкам, загадкам, песням, потешкам.
3.
Дидактическое упражнение
«Знаешь ли ты русские обычаи?».
Материал: картинки с изображением
народных праздников и предметов, их
символизирующих (Новый год, Рождество
(Коляда и Святки), Масленица, Пасха, день
Ивана Купалы,
Осенины). Расписные яйца, маски, предметы
народных промыслов, прялки, веретено

1. Задание: Одень куклу в
народный костюм.
Вопросы:

Почему ты выбрал
эту одежду?

Как называется
эта рубашка?

Почему эта
рубашка называется
косоворотка?

Кто носит такую
рубашку? (Сарафан, кокошник,
передник, кафтан, лапти и т. д.)
- Чем украшена одежда?
- Почему ты не надел другую
одежду? (Это современная
одежда.)
2.Вопросы:
- Какие русские народные
сказки ты знаешь?
- Расскажи потешки, которые
ты знаешь.
- Загадай загадку к этой отгадке.
- Какие русские народные
пословицы (поговорки) ты
знаешь? (Предложить раскрыть

3 балла - ребенок
называет все виды
национального костюма,
дает их описание.
Называет сказки,
песенки, потешки,
загадки по опорным
картинкам, дает
правильное название,
объясняет смысл
пословиц и поговорок
без помощи взрослого.
Правильно называет все
праздники, раскрывает
их содержание,
традиции и обряды,
называет предметы
русского быта.
2 балла - ребенок
затрудняется назвать
некоторые виды
национального костюма,
но называет народность
и принадлежность
костюма. Знает сказки,
песенки, потешки,

смысл названных поговорок.)
3. Задание: вспомни народные
праздники и расскажи о них.
Примерные вопросы:
1.
На какой праздник
пекут блины?
2.
В какое время
года празднуют Масленицу?
3.
Зачем сжигают
чучело?
4.
Почему пекут
блины на Масленицу?

загадки, называет
пословицы и поговорки,
но раскрывает их смысл
только с помощью
взрослого.
Называет не более 3
народных праздников,
раскрывает их суть при
помощи
дополнительных
вопросов взрослого.
1 балл - ребенок
самостоятельно
называет не более 2
видов национального
костюма. Путает или
затрудняется назвать
праздники, не может
раскрыть их суть,
называет предметы
народного быта только
при помощи взрослого.
Самостоятельно
вспоминает только
сказки, а песенки,
потешки и загадки
вспомнить затрудняется.
Затрудняется и в
объяснении пословиц

Знания о
родном крае,
о Земле, о
людях разных
рас, живущих
на нашей
планете; о
труде
взрослых, их
деловых и
личностных
качествах; о
героях
космоса;
школе,
библиотеке

1.
Дидактическое упражнение
«Первоклассник».
Материал: картинки с изображением игрушек,
учебных принадлежностей, ранца.
2.
Дидактическое упражнение
«Библиотека».
Материал: иллюстрация с изображением
библиотеки.
3.
Дидактическая игра «Знаешь ли
ты свой город?». Материал: фотографии
городских достопримечательностей, герб
города
4. Дидактическое
упражнение «Космонавтика».
Материал: иллюстрации с изображением
ракеты, космонавта в скафандре, портреты Ю.
А. Гагарина, В. В. Терешковой
5.
Дидактическое
упражнение «Земля - наш общий дом».
Материал: глобус

1.
Задание: рассмотри
картинки и собери
портфель для школы, называя
при этом
школьные принадлежности.
Объясни, для чего они нужны.
2.
Посмотри на
иллюстрацию и ответь
на вопросы:
- Как называют человека,
работающего в библиотеке?
- Что ты можешь рассказать о
библиотеке?
3.Задания:
-Назови город, в котором ты
живешь, какой у него герб?
Покажи фотографию
въезда в наш город.
- Назови и
покажи достопримечательности
нашего города.
-Что ты знаешь о
национальностях людей,
проживающих в нашем городе?
4. Задание:
-Рассмотри иллюстрации и
ответь на
вопросы:
- Как называются люди данной
профессии?
Во что одеты космонавты?
- Назови первого космонавта.
- Назови первую женщину-

3 балла — у ребенка
сформированы
представления о школе,
библиотеке, о
профессии людей,
работающих в них.
Ребенок называет город,
в котором живет, знает
герб города, его
достопримечательности,
национальности людей,
проживающих в городе.
Ребенок знает, что такое
глобус, называет
континенты, некоторые
расы, проживающие на
Земле.
Знаком с профессией
космонавта, знает
первого космонавта и
первую женщину в
космосе, называет их
экипировку.
2 балла — у ребенка
имеются представления
о школе, библиотеке.
Затрудняется в
назывании профессий
работающих здесь
людей. Ребенок
называет родной город,
его герб, о
достопримечательностях

космонавта.
- Какие качества характера
должны быть у людей этой
профессии?
5.Вопросы и задания:
- Что такое глобус?
- Покажи на глобусе знакомые
тебе
континенты.
- Назови знакомые тебе расы
людей, проживающих на нашей
планете

Высокий уровень — 20-24 балла,

города знает немного.
Знает, что такое глобус,
затрудняется в
назывании континентов
и рас, знает первого
космонавта и их
экипировку.
1 балл — у ребенка
имеются знания о
школе, школьных
принадлежностях.
Знания о библиотеке не
сформированы. Знает
название родного
города, затрудняется
назвать его
достопримечательности.
Знает, что такое глобус,
называет первого
космонавта, знаний о
континентах и расах нет

средний уровень - 13—19 баллов,

низкий уровень - 8-12 баллов.

Раздел «ПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Что изучается?

Дидактические игры,
упражнения, вопросы
Умение
1.
Диагностическое
объяснять
упражнение
экологические
«Составь цепь питания».
зависимости,
Материал: предметные
устанавливать
картинки,
связи и
с помощью которых можно
взаимодействия составить цепь питания
человека с
(например: ястреб, мышь,

Содержание диагностического задания
1.
Задание: рассмотри картинки и составь
цепи питания. Объясни, что произойдет, если
нарушить данную цепь.
Цепь 1: ястреб - мышь - зерно. Цепь 2: тигр косуля - трава. Цепь 3: волк - заяц - кора дерева.
Цепь 4: цапля - лягушка - комар.
2.
Задание: рассмотри карточки с
условными обозначениями правил поведения в

Критерии
оценки
3 балла —
ребенок без
затруднений
составляет цепь
питания,
объясняет
экологические
зависимости;

природой

зерно; косуля, трава,
тигр; волк, заяц, кора дерева;
цап
ля, комар, лягушка).
2.
Дидактическая
игра «Знаешь
ли ты правила поведения в
лесу?».
Материал: условные
обозначения правил поведения
в лесу или художественное
слово

лесу и расскажи, что означает каждый знак. Что
произойдет (происходит), если нарушать эти
правила?
Примечание. Можно задать уточняющие
вопросы:
1.
Какой вред наносят люди, засоряя
окружающую природу?
2.
Как сохранить живые цепочки в
природе?
3.
Что будет, если исчезнут все
цветы?
4.
Что будет, если исчезнут все
деревья?
Что будет, если исчезнут все птицы?

знает правила
поведения в
лесу;
устанавливает
связи и
взаимодействия
человека с
природой.
2 балла ребенок
составляет цепь
питания с
помощью
воспитателя,
может
объяснить
экологические
зависимости;
хорошо знает
правила
поведения в
лесу,
устанавливает
простейшие
связи
взаимодействия
человека с
природой при
помощи
уточняющих
вопросов.
1 балл —
ребенок не

Умение
ухаживать за
растениями в
уголке
природы

Наблюдения детей во время
дежурства.
Дидактическая игра «Что
нужно делать, чтобы растение
было красивым?»
Оборудование уголка:
опрыскиватель, палочки для
рыхления земли, лейка,
тряпочка для протирания пыли

имеет
представлений
об
экологических
зависимостях,
не может
составить ни
одной цепочки
даже при
активной
помощи
взрослого;
имеет
представления о
правилах
поведения в
лесу, но не
может пояснить
связи и
взаимодействия
человека с
природой даже
по уточняющим
вопросам
Задания:
3 балла 1.
Рассмотри большие картины и ответь безошибочно
на в о п р о с:
определяет
- Что изображено на этих картинах? (Луг, поле,
растения леса,
сад, лес.)
луга, сада, поля.
2.
Соотнести маленькие картинки с
2 балла - имеет
большими: растения луга помести на картинку с представление о
изображением луга и т. д.
растительности
леса, сада, поля,

и другие

Представления
ребенка о
различных
природных
объектах
(воздух, вода,
почва). Знания
о жизни на
земле, в земле,

1. Беседы о воде, о воздухе, о
почве.
Материал: фотографии,
картинки с изображением
различных водоемов (море,
океан, озеро, река, пруд, ручей,
родник). Картинки с
изображением деятельности
человека (работа фабрик,

Вопросы:
Где в природе есть вода? Чем отличается
вода в морях и океанах от воды речной,
озерной?
- Знаешь ли ты, что водоемы могут болеть, как
люди? Почему это происходит?

Как воду сделать чистой? Зачем
человеку нужна вода? Кому еще нужна вода?
Что было бы, если бы с Земли исчезла вся вода?

луга, но при
выполнении
задания
допускает
ошибки
(например:
путает растения
луга и поля).
1 балл - имеет
слабые
представления о
растительности.
При
выполнении
задания
допускает
большое
количество
ошибок,
требует
дополнительных
инструкций и
наводящих
вопросов
3 балла —
ребенок имеет
полное
представление о
воде, воздухе,
почве,
правильно
отвечает на
вопросы,

в воде, в
воздухе

заводов); необдуманных
поступков людей (моют
машины у водоемов,
выбрасывают мусор в местах
отдыха) и т. д.
2. Дидактическая игра «На
земле, в земле, в воде и в
воздухе».
Материал: предметные картинки с
изображением птицы,
кувшинки, одуванчика,
дождевого червя, бабочки,
дельфина, крота, рыбы, волка,
ежа, летучей мыши. Рамки
белого, голубого, желтого и
коричневого цветов


Какие свойства воды ты знаешь?
(Прозрачность, принимает любую форму,
растворяет вещества; может быть жидкой,
твердой, паром,)

Что такое воздух? Кто дышит
воздухом? Кто живет в воздухе? Как ты
объяснишь, какой воздух называют чистым?

Почему нужно бороться за
чистоту воздуха?

Как ты думаешь, что такое почва?
Какие бывают почвы? Какое значение для
растений, животных и человека она имеет?
Почему в лесу нужно ходить по протоптанным
тропинкам,
не вытаптывать травы, не уплотнять почву?
2. Задание: рассмотри внимательно картинки.
Помести в белую рамку животных, обитающих
в воздухе; в голубую рамку - обитателей
водоемов, в желтую - тех, кто обитает на земле,
и в коричневую - тех, кто живет в земле

безошибочно
выполняет
задания
дидактической
игры и
устанавливает
причинноследственные
связи.
2 балла отвечая на
вопросы
педагога,
допускает
ошибки,
некоторые
вопросы
вызывают
затруднения.
Безошибочно
выполняет
задание
дидактической
игры. С
помощью
дополнительных
вопросов
устанавливает
простейшие
причинноследственные
связи.
1 балл - ребенок

Знания о
растительности
леса, луга, сада,
поля

1.
Дидактическая
игра «Что где
растет?».
Материал: большие карты с
изображением леса, луга, сада,
поля. Предметные картинки с
изображением растений (ель,
береза, кедр, дуб, рябина,
черемуха, малина, черника,
брусника, вишня, папоротник,
земляника, грибы, колосья
пшеницы, колокольчики,
васильки, мать-и-мачеха, иванчай, василек, ромашка, рожь,
гречиха, овес, клевер, роза,
лилия, тюльпан).
3.
Дидактическое

Задания:
1.
Внимательно рассмотри большие
карты и предметные картинки. Разложи их
правильно.
2.
Назови очень высокие деревья в
лесу, деревья средней высоты, низкие деревья,
кустарники, низкие растения леса. Какие
деревья называют хвойными, а какие
лиственными? Назови лекарственные растения.
3.
Объясни, как ты понимаешь, что
такое луг? Поле?

имеет
отрывочные
знания о
природных
объектах, на
вопросы
отвечает
односложно,
допускает
большое
количество
ошибок, не
устанавливает
причинноследственных
связей
3 балла ребенок имеет
достаточно
полные
представления о
растениях леса,
луга, поля, сада.
При
выполнении
заданий не
допускает
ошибок,
обосновывает
свой ответ.
2 балла - имеет
достаточные
знания о

упражнение
«Этажи леса».
3. Дидактическое упражнение
«Что ты знаешь о растениях
луга, поля?»

Знания о
птицах,
домашних и
диких
животных,
Красной книге

1.
Дидактическая
игра «Кто где
живет?».
Материал: карточки с
изображением среды обитания
птиц (море, берег, лес, водоем,
болото, луг). Предметные
картинки с изображением птиц.
2.
Дидактическая
игра «Перелетные и зимующие
птицы».
3.
Материал: карти
нки с изображением птиц.
4.
Дидактическое

Задания:
1.
Назови птиц (кукушка, воробей, синица,
грач, сорока, журавль, лебедь, куропатка, утка,
чайка, кулик, соловей, малиновка, иволга,
ласточка, гусь, цапля) и распредели их в
соответствии со средой обитания.
2.
Раздели картинки на две группы, в одной
- перелетные птицы; в другой - зимующие
птицы. (Скворец, грач, снегирь, воробей,
голубь, синица, ласточка, дятел, гусь, ворона,
сорока,
галка, соловей, жаворонок, щегол.)
3.
Перечисли "известных домашних, а затем
диких животных (свинья, корова, лось,

растениях леса,
сада. Допускает
ошибки при
определении
растений поля и
луга.
1 балл — имеет
слабые
представления о
растениях леса,
поля, луга, сада.
Допускает
большое
количество
ошибок при
распределении
растений по
месту их
произрастания
3 балла ребенок хорошо
осведомлен о
среде обитания
птиц, не
допускает
ошибок при
определении
зимующих и
перелетных
птиц. Называет
достаточное
количество
домашних и

упражнение «Назови
домашних, диких животных».
Материал: предметные
картинки
с изображением домашних и
диких животных.
5.
Беседа об охране
животных

верблюд, мышь, медведь, заяц, лиса, индюк,
утка, кролик, гусь, олень, собака, коза, овца,
лошадь). Объясни, почему их так называют.
4.
Вопросы:

Почему необходимо охранять
диких животных и растения?

Как называется место,
предназначенное для охраны животных?

Как называется документ, куда
занесены исчезающие виды растений и
животных?

диких
животных,
объясняет их
классификацию.
Имеет
представления о
заповедниках и
Красной книге.
2 балла ребенок
допускает 1-2
ошибки при
определении
среды обитания
птиц и
классификации
перелетных и
зимующих птиц.
Называет
достаточное
количество
домашних и
диких
животных,
объясняет их
классификацию.
Имеет
представления о
Красной книге.
1 балл - ребенок
имеет слабые
представления о
среде обитания

Знания о
природе
родного края

1.
Дидактическое
упражнение
«Знай и люби свой край».
Материал: предметные
картинки
с изображением растений,
которые можно встретить в
родном крае и не растущих
там.
2.
Дидактическая
игра «Они не должны
погибнуть».
Материал: изображения птиц,
насекомых, растений,
животных,
охраняемых в области и
неохраняемых

Задания:
1.
Рассмотри предметные картинки и
назови растения, которые можно встретить в
природе родного края и те, которые растут в
условиях другого климата.
2.
Рассмотри картинки и выбери
виды птиц (насекомых, растений, животных),
охраняемых в области

птиц,
перелетных и
зимующих
птицах.
Допускает
большое
количество
ошибок при
выполнении
всех заданий
3 балла ребенок имеет
представления
природе
родного края,
правильно
классифицирует
растения.
Определяет
растения,
нехарактерные
для климата
родного края.
Объясняет
выбор. Хорошо
знает виды
птиц,
насекомых
области, в том
числе тех,
которые
занесены в
число

охраняемых.
2 балла - при
классификации
растений,
животных, птиц
родного края
допускает
неточности, не
всегда может
обосновать свой
выбор. Знает не
все растения,
охраняемые в
области.
1
балл ребенок
допускает
большое
количество
ошибок, свой
выбор не
обосновывает

Высокий уровень — 16-18 баллов,

средний уровень - 10—15 баллов,

РЕЗУЛЬТАТЫ диагностики уровня развития детей:
НАЧАЛО ГОДА:
Высокий уровень ________________ детей ______________%
Средний уровень ________________ детей ______________%
Низкий уровень ________________ детей ______________%
КОНЕЦ ГОДА:
Высокий уровень ________________ детей ______________%
Средний уровень ________________ детей ______________%
Низкий уровень ________________ детей ______________%

низкий уровень - 6-9 баллов

Анализ, комментарии
_________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
____________________

Раздел «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Что изучается?
Умение ребенка
последовательно
и логично
рассказывать о
событии,
явлении,
отвечать на
вопросы

Дидактические игры, упражнения,
вопросы
Беседа по вопросам

Содержание
диагностического задания
Вопросы:
-Где ты живешь? (В какой
стране, в каком городе.)

Как
называется улица, на
которой вы живете?

Какой он,
ваш дом? (Большой или
маленький, старый, ветхий,
новый, красивый.)

Сколько
этажей в вашем доме?

Из какого
материала построен ваш
дом?
На
каком этаже вы живете?

Какая у вас
квартира?

С кем ты
живешь вместе?

Какая самая
любимая вещь в твоем
доме?

Критерии оценки
3 балла - ребенок отвечает
на вопросы, аргументируя
ответ; последовательно и
логично рассказывает о
факте, событии из личного
опыта.
2 балла - ребенок отвечает
охотно
на
вопросы
педагога, часто пользуется
простыми предложениями;
не
всегда
может
аргументировать
свой
ответ.
1 балл - не на все вопросы
знает
ответы,
не
аргументирует
свои
ответы


Какие
интересные книги есть в
вашем доме? И другие

Умение
пересказывать и
драматизировать
небольшие
литературные
произведения

Рассказ К. Ушинского «Спор
животных» или русская народная
сказка «Лиса и рак».
Оборудование: маски коровы,
лошади, собаки или лисы и рака

Воспитатель читает
рассказ, задает вопросы по
тексту:

Кто стал
спорить?

О чем
спорили животные?

Что сказала
лошадь?

А что сказал
человек?
Затем распределяются
роли между детьми. Дети
пересказывают текст по
ролям

3
балла ребенок
пересказывает
и
драматизирует небольшую
роль из литературного
произведения,
не
допускает пропусков и
неточностей.
2
балла ребенок
пересказывает
и
драматизирует небольшую
роль из литературного
произведения,
допуская
небольшие пропуски.
1
балл —
делает
существенные пропуски
при
пересказе,
демонстрирует
только
отдельные эпизоды

Умение составлять
рассказы по плану,
из личного опыта,
о предмете, по
сюжетной
картинке, набору
картин с
фабульным
развитием
действия

Дидактическое
упражнение «Составь
рассказ». Материал:
сюжетная картина,
набор картин с фабульным
развитием действия.
Например:
сюжетная картина
«Пробуждение природы
весной» (4 картинки):
1.
появился
росток из почвы;
2.
появились
листья, и росток
тянется вверх;
3.
появился
первый бутон;
4.
цветок
распустился

Задания:
Составь рассказ
по сюжетной картине.
2.
Разложи картинки
так, чтобы можно было
составить
связный последовательный
рассказ.
Примерные вопросы и задания:
-Посмотри, в нашей комнате
тоже есть комнатные растения.
-Как называется это растение?
- Что мы делали с самого
начала с почвой, как сажали,
наблюдали,
поливали,
как
протирали листочки, рыхлили
землю, опрыскивали?
1.

3 балла — ребенок легко
составляет по плану рассказ
из личного опыта, по
сюжетной картине, набору
картин
с
фабульным
развитием
действия.
Пользуется
сложносочиненными
и
сложноподчиненными
предложениями.
2
балла ребенок
составляет
рассказ
по
набору картин с фабульным
развитием
действия;
испытывает
затруднения
при составлении рассказа
по
сюжетной
картине;
предложения, как правило,
простые.
1 балл — ребенок не может
без
активной
помощи
взрослого справиться с
заданием. Словарный запас
беден

Умение быть
Наблюдения за детьми в
доброжелательным процессе общения со
собеседником
сверстниками, взрослыми
на занятии и в свободной
деятельности

Знания ребенка о
синонимах и
антонимах

1. Дидактическое
упражнение «Выбери и
назови»
2. Игра «Скажи наоборот»

3 балла - ребенок доброжелательный
собеседник, говорит
спокойно, не повышает
голос. В общении со
взрослыми и сверстниками
вежлив.
2балла - ребенок доброжелательный
собеседник, говорит
спокойно, не повышает
голос, но редко использует
вежливые слова (после
напоминания).
1
балл ребенок
агрессивен, часто повышает
голос, вежливые слова не
использует
Задания:
3
балла —
ребенок
1. Выбери из трех слов два
самостоятельно выполняет
слова-«приятеля» и назови их:
все
задания.
Хорошо
а)
среди имен
понимает
значение
существительных:
понятий: слова-«приятели»
дом, солдат, боец;
,
и противоположное по
б)
среди имен
значению слово.
прилагательных:
2
балла —
ребенок
храбрый, звонкий,
выполняет
задания,
смелый;
прибегая к дополнительным
-большой, красивый, огромный; инструкциям воспитателя.
в) среди глаголов:
1 балл — ребенок плохо
- торопиться, спешить, ползти;
понимает
значение
думать, ехать, соображать и др. понятий: слова-«приятели»
2. Придумай слова с
и противоположные по

Умение
употреблять в речи
сложные
предложения
разных видов

Дидактическая
игра «Закончи
предложение».
Материал: сюжетные
картинки, при помощи
которых ребенок сможет
составлять
сложносочиненные или
сложноподчиненные
предложения. (Сюжет
картинки может быть
таким: на улице дождливая
погода; прилет птиц
весной; магазин игрушек)

противоположным значением
(скажи наоборот):
а)
сильный (слабый);
высокий (низкий);
короткий (длинный);
б)
стоять (сидеть); смеяться
(плакать);
грустить (радоваться)
Задание: рассмотри картинки и
постарайся закончить
предложения:
1.
Мама взяла зонт,
потому что (на улице идет
дождь).
2.
Наступила весна,
и (прилетят птицы).
3.
Мы поедем в
магазин игрушек, чтобы
(купить мне новую игрушку).
4.
Я сошью кукле
платье, если (вы дадите мне
ткань).
5.
Мы ложимся
спать, когда (наступает ночь).
И другие

значению слова, допускает
большое
количество
ошибок

3 балла - ребенок выполнил
задание самостоятельно,
легко составлял сложные
предложения различных
видов. 2 балла - ребенок
допускает небольшое
количество ошибок в
построении предложений
или затрудняется их
закончить в ряде случаев.
1 балл - ребенок не
справляется с заданием, не
понимает инструкций
воспитателя

Знания о звуке,
слоге, слове,
предложении

1. Дидактическое
упражнение «Составь
предложение».
Материал: полоски, точки
для составления схемы
предложения.
2.
Выделение в
слове слогов.
3.
Выделение в
слове заданного
звука

Высокий уровень - 18-21 балл;
Что изучается?

Задание:
1.
Из предложенных слов
составь предложение.
Слова: цветы, дети, поливают.
Составь схему этого
предложения.
2.
Отхлопай любое
слово и скажи, сколько в нем
слогов.
3.
Назови слово с
заданным звуком в
определенной позиции.
Например, в предложении Дети
поливают цветы назови слово, в
котором звук [д] стоит в начале
и т. п.

3 балла - ребенок различает
понятия «звук», «слог»,
«слово», «предложение».
Называет в
последовательности слова в
предложении, звуки и слоги
в словах.
2 балла - ребенок хорошо
различает понятия «звук»,
«слово», «предложение».
Безошибочно находит в
предложении слова с
заданным звуком в начале
слова. Затрудняется в
подборе слов, где звук
стоит в середине или в
конце слова. Плохо
сформировано понятие о
слоге.
1 балл - очень слабое
представление о понятиях
«звук», «слог», «слово»,
«предложение». Не может
выполнить ни одного
задания без активной
помощи взрослого.
Допускает большое
количество ошибок

средний уровень - 11-17 баллов; низкий уровень — 7-10 баллов.

Раздел «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»
Дидактические игры, упражнения,
Содержание
Критерии оценки
вопросы
диагностического
задания

Знания о составе
числа первого
десятка (из
отдельных единиц)

Дидактическое упражнение «Что будет,
если...»

Задание: подумай и
дай правильный ответ:

Что
будет, если к 7
прибавить 1?
(Получится число 8.)

К9
прибавить 1?

Как
получить число 8, если
есть
число 9? (Убрать одну
единицу.)

Что
будет если сложить
три единицы?
(Получится число 3.)

А если
сложить 5 единиц?
(Число 5.)

3 балла - ребенок
знает состав чисел
первого десятка (из
отдельных единиц) и
как получить каждое
число первого десятка,
прибавляя единицу к
предыдущему и
вычитая единицу из
следующего за ним в
ряду.
2 балла - ребенок
знает состав чисел
первого десятка (из
отдельных единиц),
затрудняется при
выполнении заданий,
касающихся знаний о
получении числа путем
вычитания единицы из
следующего за ним в
ряду.
1 балл - ребенок
допускает большое
количество ошибок
при выполнении
заданий

Знания о цифрах от
0 до 9; знаках
«=»,«-»,«+».
Умение составлять
и решать задачи в
одно действие и
пользоваться
арифметическими
знаками действий

Арифметические задачи
(2-3).
Материал: цифры от 0 до 9, знаки «=»,
«-», «+»; предметные картинки

Задания:
Рассмотр
и картинки (ваза с
тремя
тюльпанами и ваза с
тремя розами)
и составь задачу. С
помощью цифр и
знаков покажи
решение задачи.
2.
Покажи
картинку, где
изображено
6 шаров надутых и 4
лопнувших.
Составь условие и с
помощью цифр
и знаков покажи
решение задачи
1.

3 балла - ребенок
самостоятельно
составляет условия
задач с помощью
картинок и показывает
решения при помощи
цифр и знаков.
2 балла - ребенок
составляет условия
задач с помощью
взрослого, правильно
считает, но не всегда
правильно пользуется
знаками (путает
значение знаков «+» и
«-»).
1 балл - ребенок не
может составить
условие задачи даже
при активной помощи
взрослого, ошибается в
подсчетах, не
понимает значения
арифметических
знаков

Знания о месяцах и 1.
Дидактическая игра
последовательности «Живая неделя».
дней недели
Материал: карточки с цифрами от 1 до 7.
2.
Дидактическое упражнение
«Назови правильно месяц»

Задания:
1. Выбери любую
цифру. Назови, какой
день недели ей
соответствует.
Выложи в
соответствии с
цифрами дни недели
и назови их. 2.
Назови, какой сейчас
месяц? Как
называется первый
(второй) месяц
весны?

Умение назы
вать числа в
прямом и обратном
порядке,
соотносить цифру и
количество
предметов

Задания:

Дидактическая игра
«Вкусные конфеты».
Материал: лист бумаги
с нарисованными
цифрами 0,3, 5, 8. 10

1.
Посчит
ай в пределах 10 в
прямом
и обратном порядке.
2.
Посмот
ри на цифры,
написанные
на листе бумаги, и
нарисуй рядом с

3 балла - ребенок
справляется с
заданиями, не делает
ни одной ошибки;
знает не только
текущий месяц, но и
все остальные.
2 балла - ребенок
знает
последовательность
дней недели,
затрудняется в
выкладывании дней
недели в соответствии
с цифрами, но после
наводящих вопросов
справляется с
заданием; знает только
текущий месяц.
1 балл - ребенок не
справился с заданием
даже после наводящих
вопросов
3 балла - ребенок
безошибочно считает в
прямом и обратном
порядке до 10,
правильно выполняет
задание 2.
2 балла - ребенок
правильно считает в
прямом порядке до 10,
делает пропуски при

каждой цифрой
соответствующее
количество конфет

Умение делить
круг, квадрат, на
две и четыре
равные части

Дидактическая игра «День рождения
Винни - Пуха».
Материал: 3 круга и 3 квадрата, 1 круг и
1 квадрат разделены на четыре части
поровну

Задание:
Винни-Пух захотел
угостить гостей
апельсином и
пирожным, стал их
делить поровну.
Помоги Винни-Пуху
разделить апельсин и
пирожное на четыре
равные части.
Подумай и ответь:
Часть круга, квадрата
больше или меньше
целого?

счете в обратном
порядке; допускает не
более одной ошибки
при выполнении
задания 2.
1 балл - ребенок
допускает ошибки во
время счета в прямом и
обратном порядке до
1.0, допускает более
одной ошибки при
выполнении задания 2
3 балла - ребенок
самостоятельно делит
круг и квадрат на
четыре равные части и
объясняет, что часть
меньше целого.
2 балла - ребенок
затрудняется при
делении, но после
подсказки воспитателя
правильно выполняет
задание, отмечая, что
целое больше части.
1 балл - ребенок не
может разделить круг
и квадрат на равные
части. Не понимает
значение понятий
«часть» и «целое»

Умение считать
(отсчитывать)
предметы в
пределах 10-20.
Пользоваться
порядковыми и
количественными
числительными

Умение измерять
длину предметов с
помощью условной
мерки

Дидактическое упражнение «Веселые
игрушки». Материал: 15 (18) разных
мелких игрушек

Задания: разложи
(поставь) все
игрушки по порядку
и посчитай их.

Посчит
ай все игрушки.

Скольк
о всего игрушек?

Которы
й по счету мишка?
- А мячик? И т. п.
Дидактическое упражнение «Дорожки». Задание: рассмотри
Материал: три дорожки
дорожки.
разной длины, полоска бумаги длиной 3

Как ты
см - условная мерка
думаешь, какая из
этих до
рожек самая длинная,
а какая самая
короткая? Как это
проверить?

3 балла - ребенок не
допустил ни одной
ошибки.
2 балла - ребенок
ошибается в
порядковых
числительных.
1 балл - ребенок
допускает большое
количество ошибок
3 балла - при
выполнении задания
ребенок
самостоятельно
применяет условную
мерку, сравнивает
полученные
результаты и делает
вывод.
2 балла - при
измерении длины
ребенок пользуется
условной меркой,
после дополнительной
инструкции
воспитателя
сравнивает результаты
самостоятельно.
1 балл - ребенок не
имеет представления о
понятии длины, не
умеет пользоваться

условной меркой

Умение
ориентироваться на
листе бумаги в
клеточку

Игра «Волшебная
точка». Материалы: лист бумаги в
клетку, на котором нарисована точка,
простой карандаш

Высокий уровень - 20-24 балла;

Задание: от заданной
точки отмерь две
клетки вверх, две
клетки вправо, две
клетки вверх, одна
клетка вправо,
четыре клетки вниз,
одна клетка влево,
одна клетка вверх,
одна клетка вниз,
одна клетка влево

3 балла - ребенок
справился с заданием,
не допустил ни одной
ошибки при
перемещении точки.
2 балла - ребенок
справился с заданием,
но допустил 1-2
ошибки при
перемещении точки
(например: влево или
вправо).
1 балл - ребенок не
справился с заданием,
допустил более трех
ошибок

средний уровень- 13-19 баллов; низкий уровень- 8-12 баллов.

Раздел «РИСОВАНИЕ»
Что изучается?

Дидактические игры,
упражнения, вопросы

Содержание
диагностического задания

Критерии оценки

Умение изображать
предметы по памяти

Рисование (предметное)
«Картинки для наших
шкафчиков».
Материал: варианты
картинок (яблоко,
бабочка, воздушный шар,
машинка)

Задание: послушай
стихотворение
Г. Лагздынь.
ВОТ КАКОЙ НАШ
КОРИДОР
В коридорах шкафчики.
В них пальто и шарфики,
Туфли, шапочки, ботинки,
А на шкафчиках картинки:
Груша, яблоко, морковка,
Ёжик, вишня, ночь,
винтовка.
Утка, заяц, помидор.
Знаю я, зачем картинки:
Чтоб не путали ботинки,
Туфли, шапочки,
пальтишки
Тани, Саши и Иришки.
Чтобы помнили Алёшки,
Где поставили сапожки,
Чтоб Серёжка-карапуз
Не остался без рейтуз!
Вопросы:

Где дети
снимают одежду, когда
приходят в детский сад, и
куда её складывают?

Как находят
свои вещи в раздевалке,
когда собираются на
прогулку?
По каким
обозначениям узнают свой

3 балла - владеет основными
техническими навыками.
Передаёт пропорции,
изображение располагает по
всему листу. Умеет аккуратно
закрашивать.
2 балла - знает способы
изображения некоторых
предметов, правильно
пользуется карандашом,
выразительными средствами
(линия, форма), неточно
соотносит пропорции, размеры
частей изображения. Соотносит
правильно цвет с предметом.
1 балл - технические навыки
освоены очень слабо, без
помощи взрослого не
приступает к работе

шкафчик?
Задание: нарисуй разные
картинки для обозначения
индивидуальных
шкафчиков.
(Педагог показывает
картинки, напоминает
способы изображения
предметов.)

Умение передавать 1.
Сюжетное
сюжетные
рисование по замыслу на
изображения
темы окружающей жизни
и явлений природы
«Здравствуй,
лето».
Материал: листы бумаги,
цветные
карандаши,
фломастеры,
акварель,
восковые мелки, кисти №
3, 5, 2; стаканчики для
воды, салфетки.
Рекомендуемые учебные
пособия,
наглядность:
плакаты «Лето», «Цветные
пейзажи» под редакцией
И.
А.
Лыковой;
фотографии
и
иллюстрации о летнем
отдыхе детей. Или
2.
Рисование
сюжетное по

1 Задания:
— Отгадай загадку:
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я...
Дети. Лето.
Скажите, за что мы
любим лето?
(Педагог обобщает ответы
детей и предлагает
нарисовать сюжет «Как мы
отдыхаем летом».)
Или задание: послушайте
стихотворение
Н. Зидорова «Лето»
(перевод И. Токмаковой),
изобразите летний
пейзаж. Вопросы:
Что вы себе

3 балла — ребёнок владеет
способами
графического изображения:
знает и умеет рисовать
пейзаж;
передаёт различия в
величине изображаемых
объектов (дерево высокое,
цветок ниже дерева, взрослый
высокий, ребёнок ниже
ростом);

размещает
изображение на листе в
соответствии с реальным
изображением (передний и
задний план);

передаёт
движения людей,
прорисовывает мелкие детали,
характерные особенности
для передачи выразительных
образов животных, растений;

литературному
произведению (по
стихотворению Н.
Зидорова «Лето»).
Материал: листы бумаги,
цветные карандаши,
фломастеры, акварель,
восковые мелки, кисти
№ 3, 5, 2; стаканчики для
воды,
салфетки

представили, когда
слушали стихотворение?
Как можно одним
словом назвать речку, луг,
горы, дождь, радугу в
небе?
Дети. Природа.
Как называется жанр
живописи, изображающий
картины природы?
Дети. Пейзаж.
Послушайте ещё раз
стихотворение и
попробуйте нарисовать
летний пейзаж.
Художественное слово.
Стихотворение Н.
Зидорова «Лето».
По тропиночке идёт
Золотое лето.
Переходит речку вброд,
Птицей свищет где-то.
Ходит-бродит по росе,
По цветному лугу,
Носит радугу в косе,
Заплетённой туго.
Встанет, радостно вздохнёт
Ветер встрепенётся.
Облакам рукой взмахнёт Тёплый дождь прольётся.
Даже город навестит.
Погостит - и ладно.

-проявляет самостоятельность в
выборе
композиционного и цветового
решения;
-использует разные материалы,
аккуратно закрашивает;
доводит работу до
логического конца.
2 балла — ребёнок
недостаточно владеет
способами графического
изображения:

знает, что такое
пейзаж, но испытывает
небольшие затруднения в его
передаче;

присутствует
незаконченность сюжета;

изображение по
всему листу, есть неточности в
передаче переднего или заднего
плана рисунка;
незначительные
искажения в передаче
конструктивным способом
изображения человека
(животного), не всегда
прорисовывает характерные
детали, передающие
выразительность образа;

испытывает
затруднения в передаче и
соотношении объектов по

Принесёт туда в горсти
Воздух с гор прохладных.
Шёпот речки, птичий
свист, Лёгкий пух без веса.
На асфальте - мокрый лист,
Как письмо из леса.
Пейзаж
Если видишь на картине
Поле, речку, лес и луг,
Иль заснеженные дали
Да с берёзками вокруг,
Иль пустынную равнину,
Или море, или пляж.
Знай: такая вот картина
Называется пейзаж!

величине;
свободное
обращение с цветом,
преобладает несколько цветов,
но не использует цветовые
оттенки;

использует в
работе 1-2 вида материала;

технические
навыки освоены недостаточно
(закрашивает неаккуратно).
1 балл - не может определять
замысел
рисунка,
рисует
охотно, но при активной
поддержке
и
помощи
взрослого.
Значительные
искажения в расположении
изображения на всём листе и в
передаче формы и частей
изображения,
не
прорисовывает
характерные
детали,
передающие
выразительность
образа;
затрудняется
в
передаче
различий
объектов
по
величине; безразличен к цвету
(объекты не разукрашены)


Знания о народноприкладном
искусстве.
Роспись городецкая;
полхов-май-данская;
гжельская;
хохломская;
жостовская;
мезенская

1. Дидактическая
игра «Узнай узоры».
Материал: фрагменты
узоров
изученных росписей.
2. Творческое
задание. Материал:
бумажные формы в виде
народных
изделий
(поднос, солонки, чашки,
розетки)

Высокий уровень —8-9 баллов,

Задание: по фрагментам
узора определи вид
народно-прикладного
искусства. Распиши одну
из предложенных форм

3 балла - знает все шесть видов
прикладного
искусства.
Самостоятельно использует все
характерные
элементы
росписей, правильно подбирает
соответствующую
цветовую
гамму, правильно соотносит
выбранный
элемент.
Располагает узор ритмично.
2 балла - при выполнении 1-го
задания допускает 1-2 ошибки
в назывании 1-2 декоративных
росписей.
При
рисовании
выбирает и использует 1-2
элемента выбранной росписи.
1 балл - определяет вид
росписи при активной помощи
взрослого.
В
названиях
допускает большое количество
ошибок. Затрудняется в выборе
узоров.
При
изображении
допускает ошибки (смешение
элементов
и
цвета
из
различных росписей)
средний уровень – 5-7 баллов,
низкий уровень – 3-4 балла.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.