Инструментарий к диагностике младшая группа

Инструментарий к диагностике
по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Раздел « РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
младшая группа
Уровни
I. Уровень
знаний о
ближайшем
окружении.

Дидактические игры, упражнения, вопросы
Игра «Четвертый лишний».
Материал: предметные картинки с изображением различных
предметов.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель раскладывает предметные картинки по принципу
«Четвертый лишний», просит ребенка найти лишнюю картинку и
объяснить почему.

Критерии оценки
1.
балл - ребенок затрудняется в
определении четвертого лишнего.
2.
балла - ребенок самостоятельно
определяет лишний предмет, но объяснить, почему
он лишний, может только с помощью наводящих
вопросов воспитателя, пользуется ситуативной
речью, жестами.
3.
балла - ребенок самостоятельно
определяет лишний предмет и объясняет, почему он
лишний (объясняет функции, назначение предметов,
выделяет признаки и называет их (цвет, форма,
материал).

II. Уровень
сформированности
умений
устанавливать
простейшие связи
между
воспринимаемыми
предметами
и явлениями.

1.Дидактическая игра «Помоги Незнайке».

Материал: два
конверта
с
символами
«человек»,
«бабочка»,предметные картинки с изображением природы и
предметов, сделанных руками человека (солнце, облако, дерево, река,
птичка; стул, кукла, кастрюля, шапка, сапоги, платье и др.).
Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает
ребенку поиграть. Поясняет, что в конверт, где изображен человек,
нужно сложить картинки предметов, сделанных руками человека, а в
конверт с изображением бабочки сложить картинки с изображением
природы.
2.Дидактическая игра «Разложи картинки».
Материал: предметные картинки с изображением мебели,
посуды, одежды, игрушек, обуви (по 4-5 шт.).
Содержание диагностического задания:
Инструкция. Найди картинки, где нарисована одежда, (посуда,
обувь) и т. д.
 А теперь скажи, из чего сшито платье?
 Из бумаги, дерева или ткани?
 А посуда стеклянная или деревянная? И т. п.

1.
балл ребенок
затрудняется
группировать и классифицировать хорошо знакомые
предметы, не справляется с заданиями даже при
активной помощи воспитателя.
2.
балла - ребенок выполнил задания с
незначительной помощью воспитателя. Группирует и
классифицирует хорошо знакомые предметы.
3.
балла - ребенок легко справляется с
заданиями, правильно обосновывает свои действия.
Знает материалы, из которых сделаны предметы
(дерево, ткань, бумага). Делает простейшие
обобщения.

III. Уровень
знаний о
явлениях
общественной
жизни.

1. Беседа по сюжетной картинке «Моя семья».
Материал: сюжетная картинка с изображением семьи (бабушка,
дедушка, папа, мама, дочь, сын).
Содержание диагностического задания:
Инструкция.
Посмотри внимательно на эту картинку.
 Как ты думаешь, кто здесь нарисован?
 Что делает бабушка?
 Дедушка?
 Остальные?
 Как заботится о тебе бабушка? Мама? Папа?
 С кем ты живешь?
2.Беседа по вопросам.

Попробуй вспомнить название города, в котором ты
живешь.
 Ты часто гуляешь по городу с мамой (папой)?
 Ты благодаришь родителей за интересные прогулки?
И т. п.

1балл - перечисляет членов семьи, не давая
пояснения их действиям. Затрудняется назвать, как
заботятся друг о друге. Не знает названия своего
города.
2балла - ребенок называет членов семьи, но с трудом
отвечает на поставленные вопросы, пользуется
ситуативной речью. Знает название города.
3балла - ребенок знает каждого члена семьи. Знает
название своего города, с доверием относится к
взрослым, которые заботятся о нем.
Высокий уровень - 8-9 б
Средний уровень - 6-7 б
Низкий уровень - 3-5 б

РАЗДЕЛ «ПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ»
Уровни
I. Уровень знаний о
некоторых домашних
животных.

Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Дидактическая игра «Кто в домике живет?».
Материал: домик с окошечками и ставенками. В окна вставлены
иллюстрации с изображением домашних животных.
Содержание диагностического задания: Воспита тель показывает
ребенку домик с закрытыми ставенками и предлагает, открывая каждое
окошко, называть животных.Например:
- Посмотри, какой чудесный домик. Хочешь узнать, кто в нем живет?
Открывай окошечки и называй животных, которых ты увидишь.
2. Дидактическая игра «Чьи детки?».
Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и
их детенышей (корова - теленок, лошадь - жеребенок, свинья - поросенок,
коза - козленок, кошка - котенок, собака - щенок), фланелеграф.

Критерии оценок
1.
балл - ребенок
не справляется с заданием.
2.
балла ребенок
называет животных, знает, как они
кричат. Самостоятельно находит
картинку с детенышем, но называет
не всех.
3.
балла ребенок
правильно называет всех домашних
животных. Знает, как они кричат,
самостоятельно находит картинку с
детенышем и называет его.

II. Уровень
первоначальных
знаний о диких
животных и их
отличительных
особенностях.

Содержание диагностического задания:Воспита тель, выставляя на
фланелеграф картинки дете нышей животных, просит найти взрослое
живот ное - маму.Например:

На лужок будут приходить детеныши разных животных,
которые потеряли своих мам. Постарайся помочь им.

Нужно найти и поставить то животное, чей детеныш
потерялся.
 Как зовет детеныш коровы свою маму?
 А лошади? И т. п.
Дидактическая игра «Кто где живет?».
Материал: предметные картинки с изображением домика и леса и набор
предметных картинок с изображением домашних и диких животных
(лиса, медведь, заяц, волк, белка).
Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает
ребенку рассмотреть картинки с изображением домика и леса, а затем
просит расселить животных.Ребенок под картинкой с изображением леса
должен разложить диких животных, под картинкой с изображением
домика - домашних.После того как ребенок «расселил» животных по
домикам, воспитатель просит перечислить всех животных, живущих в
лесу и назвать их одним словом (дикие).Затем педагог просит ребенка
назвать отличительные особенности внешнего вида животных (лиса
рыжая, у нее длинный пушистый хвост).

балл ребенок
не
справляется с заданием без помощи
взрослого.
2.
балла - ребенок имеет
первоначальные представления о
диких животных (живут в лесу).
Затрудняется назвать отличительные
особенности.
3.
балла - ребенок имеет
первоначальные представления о
диких животных (живут в лесу).
Называет
отличительные
особенности
внешнего
вида
знакомых животных.
1.

III. Уровень
сформированности
элементарных
представлений
о хороших и
плохих поступках.

1. Наблюдение за ребенком во время прогулки, во время выполнения
простейших поручений.
2. Наблюдение за ребенком во время организованной деятельности:
полив растений.
Содержание диагностического задания:
Предшествующая беседа.
 Чем поливают цветы? (Водой.)
 Из чего поливают цветы? (Из лейки.)
 Где мы будем брать воду?
 Сколько воды нужно наливать в лейку? (Половину.)
Педагог предлагает ребенку полить цветы, при необходимости
оказывает помощь.
Обращает внимание ребенка, что в горшок с растением необходимо
наливать небольшое количество воды, стараясь не пролить.

1балл - ребенок имеет представления
о хороших и плохих поступках, но не
выполняет их систематически, с
поручениями взрослых не
справляется.
2 балла - ребенок имеет
представления о хороших и плохих
поступках, во время беседы
правильно анализирует ситуации, но
не всегда принимает посильное
участие в охране окружающей среды.
Выполняет поручения при помощи
взрослого, но не всегда охотно и
заинтересованно.
3 балла - ребенок принимает
посильное участие в охране
окружающей природы (без
надобности не срывает растения, не
ломает ветки деревьев и
кустарников, не пугает животных и
т. п.), охотно выполняет простейшие
поручения, умеет планировать свою
деятельность.
Высокий уровень - 8-9 б
Средний уровень - 6-7 б
Низкий уровень - 3-5 б

РАЗДЕЛ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Уровни
I. Словарный запас
ребенка.

Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Дидактическая игра «Назови, что покажу».
Материал: предметные картинки с изображением посуды, одежды.
Содержание диагностического задания: Воспита тель показывает ребенку картинки и
просит их назвать.
-А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель показывает предметы
посуды).
-Что это?
Затем показывает картинки
предметов одежды и просит назвать одним словом.
-Что это?
Затем воспитатель предлагает показать части предметов.

Покажи носик у чайника.

Покажи крышку.
-Что есть у платья? (Рукава, воротник, карманы, пуговицы И т. п.
2.Дидактическое упражнение «Каждой вещи своё место».
Материал: предметные (мелкие) картинки с изображение! одежды, обуви, фруктов,
овощей, птиц. Крупные картинк: с изображением шкафа, обувной полочки, вешалки
для голов ных уборов, дороги, корзинки, грядки, деревьев.
Содержание диагностического задания: Воспита тель предлагает ребенку
внимательно рассмотрет картинки и поместить каждую картинку на свое место.
Инструкция. «Сложи всю одежду в шкаф». «Поставь обувь на полочку». «Повесь
головные уборы на вешалку». «Расставь посуду на столе». «Помести мебель в
комнату». «Расположи машины на дороге». «Положи фрукты в корзину». «Посади
овощи на грядку». «Посади птиц на деревья».
3.Дидактическая игра «Когда это бывает?».
Показ сюжетных картинок с изображением частей суто] Воспитатель просит ребенка
показать, где день, а где ночь. Вопросы:

Когда мы играем?

Когда мы кушаем?

Что мы делаем ночью?

Критерии оценки
1.
балл допускает ошибки в
назывании
предметов.
Не
различает
существенные детали и
части предметов. Путает
названия частей суток.
2.
балла - все
предметы
называет
правильно,
определяя
назначение предмета, но
не
называет
обобщающего
слова.
Правильно различает и
называет
контрастные
части суток с помощью
наводящих вопросов.
3.
балла - все
предметы
называет
правильно, определяет
назначение
предмета;
понимает, различает и
называет существенные
детали
и
части
предметов.
Знает
обобщающее
слово.
Различает и называет
части суток.

стороны речи

II.
Уровень
сформированности
грамматической.

1.Дидактическая игра «Чего не стало?».
Материал: предметные картинки.
Содержание диагностического задания: Воспита тель предлагает рассмотреть и
запомнить ряд из 3-4 картинок. После чего воспитатель предлагает ребенку закрыть
глаза, чтобы убрать одну из картинок. Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего не
стало?»
2.Упражнение«Прятки».

1балл - не справляется с
заданиями.
Допускает
большое
количество
ошибок
даже
при
активной
помощи
взрослых.

Материал: мелкая игрушка.
Содержание диагностического задания:Воспита тель прячет игрушку и просит
назвать место, куда спрятал игрушку.Например: в шкаф, за спину и т. д.
3. Дидактическая игра «Кто это?».
Материал: предметные картинки с
изображением одного и нескольких животных и их детенышей.
Содержание диагностического задания: Воспитатель показывает картинки и задает
вопрос: Кто это?
Утка - утенок - утята.
Заяц - зайчонок - зайчата.

2балла ребенок
правиль но употребляет
в
речи
имена
существительные
в
форме ед. и мн. числа,
обозначающие
животных
и
их
детенышей.
Неверно
употребляет
в
речи
существительные
мн.
числа в род. падеже.
Путает
пространственные
предлоги.
3
балла ребенок
правиль но употребляет
в
речи
име
на
существительные в фор
ме ед. и мн. числа,
обозна
чающие
животных
и
их
детенышей, и форму мн.
числа в род. падеже.
Понимает
предлоги в,

под, на, за, около.

III. Уровень
развития связной речи.

1.
Б е с е д а по сюжетной картинке.
Материал: любая сюжетная картинка (например, играющие дети).
Содержание диагностического задания:
Например:
 Посмотри, Мишутка нарисовал картинку.
 Тебе она нравится?
 Кто нарисован на картинке?
 Что делают дети? И т. д.
2. Инсценировка русских народных сказок «Теремок», «Репка», «Волк и
козлята».
Педагог предлагает участвовать в драматизации сказок, используя фигурки
настольного театра.

1балл на
вопросы
отвечает с помощью
жестов
или
одним
словом. Затрудняется в
инсцени ровке сказки.
Ребенок договаривает за
взрослым
отдельные
слова.
В-ль. Жили-были дед и
...
Ребёнок. Баба.
В-ль.И была у них
курочка
Ребёнок. Ряба.
2балла - в речи преиму
щественно простые пред
ложения из 2-3 слов.
Инсценирует отрывки из
знакомых
сказок
с
незначительной
помощью взрос лого,
соблюдая логичность и
последовательность.
В-ль. Жили-были ...
Ребёнок. Дед и баба.
В-ль.И была у них...
Ребёнок. Курочка
Ряба.
3
балла - самостоятельно
отвечает на все вопросы,
пользуется простыми
нерас пространенными
предложе ниями и

предло жениями с
однородными
членами.Инс ценирует
отрывки из знако мых
сказок, соблюдая ло
гичность и
последовательность,
передаёт содержание
текста.
Высокий уровень - 8-9 б
Средний уровень - 6-7 б
Низкий уровень - 3-5 б

РАЗДЕЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»
Уровни
Уровень знаний о
количестве:
много, один, ни
одного.

Дидактические игры, упражнения, вопросы
Дидактическое упражнение «Один, много, ни
одного».
Содержание диагностического задания: Воспитатель
на полках шкафчика расставляет игрушки в следующем
порядке:
 на одной много игрушек,
 на второй - одна,
 на третьей - ни одной.
Просит ребенка показать полочку, где стоит много
игрушек (одна, ни одной).

Критерии оценки
1.
балл - ребенок
не справился с заданием, даже
после наводящих вопросов.
2.
балла ребенок допустил одну
ошибку.
3.
балла - ребенок
справился с заданием, не
сделал ни одной ошибки.

Уровень знаний об
эталонах
величины и их
использовании

III. Уровень
представлений о
форме.

1. Дидактическое упражнение «Соберем куклу на
прогулку».
Материал: полоски разного цвета и разной длины «шарфики».
Содержание диагностического задания: Воспитатель
предлагает рассмотреть полоски.
Инструкция. Определи длину полоски способом
наложения.
 Какая длиннее (короче)?
 Назови цвет полосок (шарфиков).
 Давай наденем длинный шарфик
(красный) и т. п.
2. Дидактическое упражнение «Найди высокую
елочку».
Материал: елочки, разные по высоте.
Содержание диагностического задания: Воспита тель
предлагает ребенку рассмотреть елочки. Просит найти
самую высокую (низкую) елочку, применив способ
наложения.
Дидактическая игра «Найди домик».
Материал: большие круг, квадрат, треугольник «домики». Набор кругов, квадратов, треугольников
разных цветов меньшего размера.
Содержание диагностического задания: Воспитатель
показывает большие круг, квадрат и треугольник,
поясняет, что это домики для геометрических фигур.
Далее предлагает ребенку расселить маленькие фигуры
по своим домикам.

1.
балл - ребенок не
справился с заданием даже при
активной помощи воспитателя.
Не владеет понятиями «ниже»,
«выше», «длиннее», «короче».
2.
балла - ребенок
видит разницу в размерах двух
предметов,
но
требует
дополнительной инструкции,
допускает одну ошибку.
3.
балла - ребенок
видит разницу в размерах двух
предметов по длине (высоте),
показывает (называет), какой
из двух предметов длинный короткий, высокий - низкий.

1балл - ребенок не справился с
заданием даже при помощи
взрослого.
2балла - ребенок допустил
одну ошибку.
3балла - ребенок различает
круг, квадрат, треугольник

IV.
Ориентировка в
пространстве.

Дидактическая игра «Поиграем с
зайчиком». Материал: игрушка - зайчик,
морковка. Содержание диагностического
задания: Инструкция ребенку. Возьми одну морковку
и выполни задание зайчика:
 возьми морковку в правую руку;
 переложи морковку в левую руку;
 подними морковку вверх;
 опусти вниз;
 спрячь морковку за спину;
 положи ее перед собой;
 подними над головой;
 положи под стул. И т. п.

1.
балл - ребенок не
справился с заданием даже
после наводящих вопросов.
2.
балла - ребенок
понимает смысл обозначений:
вверх - вниз, впереди - сзади,
допускает
ошибки
при
определении левой и правой
руки.
3.
балла - ребенок
понимает смысл обозначений:
вверх - вниз, впереди - сзади,
слева - справа, над - под.
Справился с заданием, не
сделал ни одной ошибки.
Высокий уровень - 10-12 б.
Средний уровень - 6-9 б.
Низкий уровень - 4-5 б


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.