Советы учителя- логопеда

18.11.2021

   ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И УСТРАНЕНИЮ ОШИБОК

ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

 «Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуковое и слоговое строение                слова».

К.Д.Ушинский Преемственность  в   работе  учителя–логопеда  и   учителя  начальной

школы звучит особенно актуально для преодоления проблем по устранению нарушений письменной и устной речи. Готовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. У ребенка должны быть сформированы такие компоненты речевой системы как: звукопроизношение, фонематические процессы, лексика, грамматика, связная речь.

Цель преемственности в работе дошкольного и школьного звена – это создание системы непрерывного развивающего образования детей. Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Преемственность с позиции школы - это опора на качественные знания и умения, сформированные и приобретенные дошкольниками в детском саду. И только в случае преемственности в работе дошкольного и школьного звена, нарушения письменной (дисграфия) и устной (дислексия) речи будут преодолены.

То есть, если мы хотим, чтобы ребёнок усвоил чтение и письмо быстро, легко, избежал многих ошибок в школе, следует обучить его уже в дошкольном возрасте устойчивому фонематическому восприятию каждого звука родного языка, звуковому и слоговому анализу и синтезу слова.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Она приводит к проблемам при письме, нарушает фонетический принцип написания, при этом почерк приобретает неровный, «прыгающий» вид (буквы могут иметь разный размер), отсутствуют нужные буквы, либо дописываются лишние, искажается графическое написание слова, его грамматическая форма). Это деформирует, как смысл, так и звучание слова.


Дислексия – это частичное специфическое нарушение чтения. Дисграфия и дислексия не являются нарушениями изолированными друг от друга, они обычно встречаются в сочетании, так как имеют единые механизмы.   Так же эти нарушения влекут за собой изменения в характере ребёнка: (вторичные аффективные наслоения, дальнейшее отставание от усвоения программы по всем предметам. Таким детям нужна своевременная квалифицированная помощь, нарушения сами не исчезнут, их нужно корригировать и исправлять.

Особое внимание учителя школ должны обратить на тех детей, которые выпущены из групп для детей с ОВЗ и ТНР. Это дети группы риска. Несмотря на то, что у детей уже снят речевой диагноз, они имеют трудности в овладении навыками чтения и письма. Они нуждаются в логопедической квалифицированной помощи учителя-логопеда. Поэтому, с поступлением ребёнка в класс, учитель должен внимательно изучить личное дело учащегося и обратить внимание на то, нет ли у ребёнка речевой патологии (заключение ПМПК). При наличии речевого заключения, обязательно с ребёнком должен заниматься логопед, либо учитель с рекомендациями логопеда.

В нашем детском саду функционирует логопункт для детей с тяжелыми нарушениями речи, где коррекционную работу ведут учителя-логопеды. Мы работаем с детьми разного возраста. Работу по предупреждению дисграфии и дислексии у детей планируем с учетом требований программы «Коррекция нарушений речи» Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной. Проводим индивидуальные и подгрупповые занятия, которые дают возможность у ребёнка развивать все компоненты языковой системы, правильно формировать и развивать навыки усвоения процессов письма и чтения.

С целью предупреждения дисграфии и дислексии учим детей: 1.слышать, различать и выделять неречевые и речевые звуки 2.делить слова на слоги

3.проводить звуковой анализ слова 4.определять гласные и согласные

5.  выделять звук в начале, середине, конце слова


6.  придумывать слова на заданные звуки в разных позициях

7.    характеризовать звук по схеме

8. знакомим  с   понятиями  «гласный»,  «согласный» звук,  «твёрдый  – мягкий» звук, «звонкие глухие» согласные звуки, «буква», «слог»,

«слово»

9.  «предложение»   знакомим    с     графическими    схемами    слова    и предложения.

Коррекция нарушений речи у детей осуществляется в процессе игровой деятельности. Дидактические игры позволяют в игровой форме, не навязчиво и постепенно развить у детей фонематический слух, вводить их в мир звуков, букв и чтения, способствовать общему речевому развитию.

Итак, только тесное взаимодействие двух очень важных звеньев - дошкольной и школьной поможет преодолеть трудности в работе с детьми с нарушениями чтения и письма.

 

Литература:

1.     Азова, О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников: Книга для логопедов - М.: Сфера, 2011.- 24 с.

2.     Зееман М. Расстройство речи в детском возрасте: М.: издательство академии педагогических наук, 2012 .-212 с.

3. Мазанова, Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза: М.: издательство ГНОМ и Д , 2006.- 5 с.

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.