Программа студии Логоритмика для дошколят 23-24 год

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка……………………………………………. 3-8
Учебный план …………………………………………………….. 8-10
Содержание программы…………………………………………... 10-20
Методическое обеспечение программы…………………………. 20
Система контроля результативности программы …………….... 20-21
Используемые средства обучения………………………………....21
Методическое оснащение…………………………………………..22 -23
Список литературы…………. ……………………………………...24
Календарный учебный график……………………………………..25-28
ПРИЛОЖЕНИЕ1……………………………………………………29-30

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2

Программа дополнительной образовательной услуги по логоритмике для детей
дошкольного возраста составлена в соответствии с:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
 Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «О
направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
 Положением о платных образовательных услугах в МБДОУ «Детский сад №2
«Дюймовочка».
Дополнительная
общеразвивающая
программа
социально-гуманитарной
направленности: детская студия «Логоритмика для дошколят» составлена на основе
пособия Г.А Волковой «Логопедическая ритмика».
Актуальность.
Современная концепция общего образования, в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования, во главу угла
ставит идею всестороннего развития личности ребенка, формирования его творческого
потенциала, воспитания важных личностных качеств.
Своевременное овладение правильной, чистой речью ребёнком способствует его
всестороннему развитию, формированию
мышления, коммуникативных качеств
уверенности в себе.
С каждым годом растёт количество детей с различными нарушениями в речевом
развитии, в связи с тем, что недостаточно внимания уделяется детям со стороны родителей.
Живое общение с ребенком заменяется просмотром ТВ, планшетами, телефонами. Также
имеет значение увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология.
У многих детей наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой
системы. У детей нарушено звукопроизношение, дети мало пользуются прилагательными,
наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении. Фонетическое
оформление речи отстаёт от возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки в
звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры, недостаточное развитие
фонематического восприятия и слуха. Нарушаются логико-временные связи в
повествовании. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин:
нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости
речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Сами
собой все эти нарушения не исправляются.
Эти нарушения служат серьёзным препятствием для овладения детьми программой
дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.
Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые доказали филогенетическую связь
между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов
способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с
речевыми нарушениями.
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая
способность.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения
сочетаются с произнесением специального речевого материала.
Опыт работы показывает, что наряду с традиционными методами работы в
исправлении речевых нарушений, большую положительную роль играет логопедическая
ритмика (логоритмика), основанная на синтезе слова, движения и музыки.
3

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у
ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.
Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и
монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие
движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательнообразовательный и развивающий процесс и требуют от ребенка собранности, внимания,
конкретности представления, активности мысли, развития памяти (образной,
эмоциональной, словесно-логической, двигательно-моторной, произвольной). Происходит
развитие неречевых и речевых, психических функций.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой
материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не
просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием
регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка
сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других
систем, а также воспитание эмоционально – волевых качеств личности.
Логоритмика
представляет
собой
объединение
речедвигательных
и
музыкально- речевых игр и упражнений на основе единого замысла системы музыкальнодвигательных, осуществляемых в целях логопедической работы и стимулирования
двигательной активности. Необходимо,
отметить большое значение музыки при
использовании логоритмики. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является
их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом
занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе
занятия.
Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном
логопедической
деятельности, сочетающим исправление нарушений речи с развитием сенсорных и
двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у
детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении,
словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
С этой целью была разработана программа дополнительного образования «Логоритмика»,
которая составлена на основе учебно-методического пособия пособия Г.А Волковой
«Логопедическая ритмика».
Направленность программы:
- по содержанию - социально-гуманитарная;
Дополнительная общеразвивающая программа детской студии «Логоритмика для
дошколят» относится к социально-гуманитарной направленности.
Данная программа направлена на активизацию речевого развития, формирование
правильного дыхания; формирование необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной
координации, развитие чувства ритма; развитие артикуляционной, лицевой, общей и
мелкой моторики; развитие эмоционально – личностных качеств дошкольника:
отзывчивость,
способствует социальной адаптации ребенка
и представляет собой
систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и
упражнений, осуществляемых в целях речевого развития детей.
- по функциональному предназначению – дополнительное образование;
- по форме организации – кружковая работа.
Уровень освоения программы – стартовый
Новизна программы:
Логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии,
которые не только благотворно влияют на весь организм ребенка, но и способствуют
максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения
структурой слова, расширения словарного запаса детей. Данная программа составлена с
учётом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста.
4

1.

2.

3.

4.

Оригинальность программы состоит в комбинировании приёмов и разных методов:
Применение
здоровьесберегающих технологии,
такие
как:
пальчиковая,
артикуляционная, дыхательная и зрительная гимнастика. В деятельности педагога они
становятся перспективным средством работы с детьми и по развитию речи
Логопедическая ритмика представлена широким спектром специальных игр и
упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений,
развитие коммуникативных навыков, а также формирование положительной
познавательной мотивации. Можно использовать элементы логоритмики, включая их
в логопедические, музыкальные, физкультурные занятия, занятия по развитию речи.
Применение межполушарных игр для профилактики устранения специфических
нарушений речи. Трудности в обучении такого типа возникают в связи с незрелостью
определенных функций, дисгармонией созревания головного мозга, нарушением
межполушарного взаимодействия
Активное участие родителей в образовательном процессе. Проведение мастерклассов, семейных развлечений, индивидуальных консультаций, в ходе которых
родители становятся профессиональными помощниками педагога, что дает
положительный результат.

Педагогическая целесообразность.
Внедрения данной Программы заключается, прежде всего, в использовании системы
логоритмических занятий для дошкольников со структурой занятий, отличной от
традиционной.
Тематическая направленность и организационная вариативность
программы,
использование
современных
образовательных
технологий
(здоровьесберегающие, игровые, технологии музыкального воздействия, проблемного
обучения,
информационно-коммуникационные,
моделирование)
способствуют
формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности,
поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим
упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в процессе
коррекции и развития речи.
При разработке программы были учтены общедидактические и специфические
принципы:
- Единство воспитательного и образовательного процесса;
- Научность содержания обучения;
- Доступность материала;
- Повторяемость изучаемого материала;
- Концентричность материала;
- Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение
программы; организация и последовательная подача материала («от простого к
сложному»);
- Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых
объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и
представлений в сознании дошкольников;
- Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых);
- Принцип учета зоны актуального и ближайшего развития ребенка;
Отличительные особенности программы:
В данной программе логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие
ребенка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение
ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на
способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Работа по развитию чувства ритма продолжается в процессе овладения детьми
различных видов деятельности: не только на музыкальных и физкультурных занятиях,
но и на занятиях по рисованию, конструированию, аппликации, развитию речи, в ходе
подвижных, хороводных, дидактических игр и игр – драматизаций.
Адресат программы:
5

Данная программа предназначена для обучения детей 6-8 лет и учитывает
особенности их психологического и физического развития. Мышление делает
качественный скачок: ребенок выходит за пределы статичного бытия и начинает жить в
протяженном во времени мире. В целом ребенок 6-8 лет осознает себя как личность, как
самостоятельный субъект деятельности и поведения.
Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий
своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления,
действиями. Это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и
развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.
Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических
компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того,
они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и
продуктивности запоминания.
Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется
тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка
имеют единую интонационную природу.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном
детстве. Хорошо развитая речь помогает ему легко вступать в общение с окружающим его
миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками,
родителями, педагогами, способствует развитию мыслительных функций и успешному
обучению в школе. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является
необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного
воспитания, для полноценного формирования личности ребёнка.
Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного
пользования словами.
Словарь все еще недостаточно богат прилагательными, наречиями глаголами, да и
слова, близкие по смыслу, они могут подобрать в недостаточном количестве и не всегда
удачно. Ошибки в употреблении слов возможны и при пересказах сказок, когда ребенок
вкладывает в слово неправильное значение. В рассказах детей иногда наблюдаются
неточности в употреблении союзов, предлогов (например, вместо предлога между,
используются слова в середине).
Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки: неправильное
согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неправильное
образование формы родительного падежа множественного числа некоторых
существительных («грушев» вместо груш), изменение по падежам несклоняемых
существительных («На «пианине» стоят часы»).
В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом и темой
разговора использует как краткие, так и развернутые ответы.
На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно
окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у
некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих
звуков, звуков л, р.
В общении со сверстниками и взрослыми дети не всегда пользуются умеренной
громкостью голоса, но по мере необходимости многие способны говорить громче и тише. В
повседневном общении дети стараются пользоваться умеренным темпом, но при пересказах
их речь часто бывает замедленна за счет длительных необоснованных задержек, пауз.
Однако в моменты эмоционального подъема, находясь под впечатлением просмотренного
фильма, прочитанной сказки, ребенок в процессе высказывания часто не в состоянии
проконтролировать свою речь и говорит громче и быстрее обычного.
Ориентируясь на образец, дети не всегда способны воспроизводить стихи с
соблюдением интонационных средств выразительности. Однако не все шестилетние дети
владеют правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении
звуков, у других — неправильное их формирование: р — горловое, одно-ударное, звуки ш,
ж — боковые, с, з — межзубные и т.д. Некоторые дети не всегда четко дифференцируют в
6

словах свистящие и шипящие звуки, звуки лир. Такое смешение звуков чаще наблюдается
при произнесении слов и фраз, включающих одновременно оба звука («шушка» вместо
сушка), но почти не встречается ошибок при произнесении слов, в которых есть лишь один
из этих звуков (собака, кошка). Фразы, насыщенные такими звуками, произносятся детьми
не всегда четко.
Не все дети имеют достаточно развитый фонематический слух, они недостаточно
четко различают звонкие и глухие согласные, например при выделении слога или слова со
звуком с из группы слогов или слов дети называют и такие, в которых есть звук з (или даже
звук ш). Смешивают дети твердые и мягкие согласные, шипящие и свистящие: с и ш, ж и з,
звуки с и ц, щ и ч, ц и ч.
Произношение шестилетних детей отличается от речи взрослых из-за нарушения
фонетической и грамматической стороны речи,
но к семи годам при условии
систематической работы над звукопроизношением дети вполне справляются с этими
трудностями.
В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений
становится не только педагог, но и сам большой мир музыки.
Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют
устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога
искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации.
Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет
каждому ребенку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами:
звуками, красками, движениями, словом.
Ребенок начинает понимать, что музыка позволяет общаться и быть понятым любому
человеку. Эмоции, переживаемые при восприятии музыкального произведения, вызывают
эмоциональный подъем, активизируют творческий потенциал старшего дошкольника.
Глубина эмоционального переживания выражается в способности старшего дошкольника
интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы
настроений и характеров, выраженных в музыке.
Закономерности и особенности развития психических процессов ребенка этого
возраста позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию.
Старший дошкольник не только чувствует, но и познает музыку, многообразие
музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций. Естественной базой и
предпосылкой для получения знаний становится накопленный в младшем и среднем
возрасте эмоционально-практический опыт общения музыкой. Слушание музыки остается
по-прежнему весьма привлекательным для ребенка. Большинство детей к этому времени
овладевают культурой слушания. Легко различают не только первичный жанр музыки, но и
виды музыкальных произведений. Вникают в эмоциональнообразное содержание музыки,
воспринимают формы произведения, чувствуют смену характера музыки. Интенсивно
продолжают развиваться музыкально-сенсорные способности. Дети могут различать
выразительные отношения музыкальных звуков, активизируется ладовый слух.
Развивается музыкальное мышление, ребенок анализирует и оценивает сложное
музыкально произведение, может сравнивать, обобщать. В этом возрасте у ребенка
сформирована потребность в пении. Можно отметить такие положительные особенности
пения: голос становится звонче, налаживается вокально-слуховая координация, дети могут
петь как напевно, так и отрывисто. Они способны петь на одном дыхании целые фразы
песни. Певческая дикция у большинства детей правильная, в то же время голос ребенка
остается довольно хрупким, поскольку продолжается формирование вокальных связок.
Цель программы: развитие речевых и познавательных процессов
развития ребёнка,
овладение двигательными навыками в сочетании со словом и музыкой, развитие
коммуникативных навыков в процессе общения со взрослым и сверстниками.
Цели программы достигаются через решение следующих задач:
1. Обучающие задачи:
7

- формировать двигательные умения и навыки, учить двигаться в заданном направлении,
перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега,
быстро реагировать на смену движений;
- развивать координацию движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей,
выработать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью;
- формировать пространственные представления и способность произвольно
передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов;
2. Развивающие задачи:
-развивать коммуниактивные способности ( общение детей друг с другом, творческое
использование музыкально — ритмических впечатлений в повседневной жизни).
-использовать музыкально — речевые игры, попевки как средство психологического
раскрепощения детей.
- развить речевое дыхание, речевой слух, тонкую, общую и артикуляционную моторику,
пантомимику, чувство ритма, слухо – двигательную координацию.
- развивать фонематическое восприятие;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память;
- развивать грамматический строй речи, связную речь, формировать словарь детей;
- развивать просодические компоненты речи;
- развивать переключаемость и координацию движений;
- развивать ритмическую выразительность;
- развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
- развить умения пространственных ориентирово.
- укреплять костно-мышечный аппарат;
-формировать правильную осанку, походку;
- развивать координацию движений и моторных функций.
3.Воспитательные задачи:
- развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи
ритмическую выразительность;
- развивать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и
выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
- воспитывать положительные личностные качества, чувство коллективизма, обучать
правилам в различных видах деятельности;
- создавать на занятиях положительный эмоциональный настрой, атмосферу праздника,
радости;
Условия реализации программы
Сроки реализации: программа рассчитана на (1 год обучения).
Объем- 78 часов.
Режим занятий: 2 раз в неделю по 1 академическому часу ( 30 минут).
Форма обучения – очная. В период приостановления образовательной деятельности в очной
форме по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям реализация
программы может осуществляться с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Форма занятий – групповая.
Условия набора и формирования групп. Формирование учебных групп производится на
добровольной основе. При комплектовании групп допускается совместная работа в одной
группе обучающихся без ограничений по возрастному признаку.
Ожидаемое минимальное число детей, обучающееся в одной группе – 10-15 человек.
Планируемые результаты
Личностные:
-повышение уровня развития познавательных процессов и речевого развития ребёнка:
8

зрительного восприятия, внимания и памяти;
слухового внимания и памяти;
статической координации движений;
произвольной регуляции мышечного тонуса;
ориентировки в схеме собственного тела;
ориентировки в пространстве с опорой на правую руку;
восприятия пространственных признаков предметов;
динамической координации движений рук;
артикуляционной моторики;
мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного
мышления;
 смыслоразличительной способности языка на основе материала звукоподражаний;
 слогоритмической структуры слов;
 поставленных звуков;
 функций фонематического слуха;
 понимания предметного, глагольного словаря.
- иметь представление о режиме дня и личной гигиене;
- иметь представление о работе органов артикуляции, о правильном дыхании;
- иметь представление о соблюдении правил игры;
Метапредметные
- Уметь выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной
осанки;
- Уметь выполнять комплексы упражнений логоритмики, дыхательной, артикуляционной и
пальчиковой гимнастики;
- Уметь играть в подвижные игры
- выполнять передвижения в хотьбе, беге, прыжках разными способами.
- Учиться осознавать границы своего тела в музыкально-ритмических и песенных играх.
- Формировать навык регулирования своего мышечного тонуса (умение напрягаться и
расслабляться) в упражнениях с элементами музыкальной гимнастики и в музыкальных
играх-отождествлениях.
- Знать названия пальчиков, различать их, составлять элементарные пальчиковые фигуры.
- Подпевать педагогу в заданном темпе, ритме; сочетать слово с музыкой и движениями
пальчиков.
- Учиться проводить ассоциативные связи с сюжетом, ритмом и характером музыкальных
заданий.
Предметные
 формировать двигательные умения и навыки;
 развивать пространственные представления;
 развивать переключаемость и координацию движений;
 развивать ритмическую выразительность;
 развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
 развивать коммуникативные умения и навыки;
 воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.











Формы подведения итогов реализации программы
Форма текущего контроля: практическая работа.
Форма итогового контроля: мероприятия различного формата/конкурс.

№

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
рабочей программы детской студии
«Логоритмика для дошколят»
Общее
Наименование раздела
количество

Формы
промежуточной
9

1.
2.
3.

Введение в предмет. Правила техники
безопасности.
Знакомство с логоритмическими занятиями.
Начальные этапы: движение и слово
Итого

часов
1

аттестации
Практическая работа

77

Практическая работа

78

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
рабочей программы детской студии
«Логоритмика для дошколят»

всего

теория

практика

Количество
часов

1

0,5

0,5

1.

Введение. Правила техники
безопасности.
Всего по разделу
«Прогулка в осеннем лесу»

1
2

0,5
0.5

0, 5
1.5

2.
3.
4.
5.

«Дядюшка Ау»
«Мой детский сад»
«Признаки осени»
«Куда улетают птицы»

2
1
1
2

0.5
0.5
0.5
0.5

1.5
0.5
0.5
1.5

6.
6

«Грибы»
«Достопримечательности
моего города»
«Мой город - моя малая
родина»
«Профессии»
«Во саду ли, в огороде:
овощи-фрукты»
«Комнатные растения»
«Если хочешь быть здоров –
закаляйся»
«Сезонная одежда и обувь»
«Поздняя осень»
«Как звери готовятся к зиме»
«Проказы матушки зимы»
«Приметы зимы»
«Новый год у ворот»
«История создания стекла»
«Зимние чудеса»
«Животный мир Крайнего
Севера»
«Мы любим свою родину.
«Виды транспорта»
«23 февраля»

2
2

0.5
0.5

1.5
1.5

Практическая работа,
наблюдение
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа,
наблюдение
Практическая работа
Практическая работа

2

0.5

1.5

Практическая работа

2
2

0.5
0.5

1.5
1.5

Практическая работа
Практическая работа

2
2

0.5
0.5

1.5
1.5

2
1
2
2
2
2
3
2
2

0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5

1.5
0.5
1.5
1.5
1.5
1.5
2.5
1.5
1.5

Практическая работа
Практическая работа,
наблюдение
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа

3
2
2

0.5
0.5
0.5

2.5
1.5
1.5

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа

№

1.

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Название раздела/тема

Форма контроля

Устный опрос. Практическая
работа

10

24
25
26

«Поговорим о маме»
«8 марта»
«В гостях у бабушки
Федоры»
«Русская
народная
культура»
«Семейные традиции»
«Моя родословная»
«Признаки весны»
«Изменения в природе»
«Цветущая весна»
«Государственная символика
России»
«День Победы»
«Насекомые»
«Лето красное пришло»
«Как муравей дом солнышка
искал»
«Муха – Цокотуха»
«Что мы умеем»
Всего по разделу
ИТОГО

27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39

практика

Название раздела/тема

теория

№

всего

Количество
часов

2
2
2

0.5
0.5
0.5

1.5
1.5
1.5

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа

2

0.5

1.5

Практическая работа

2
2
2
2
2
2

0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5

1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа

2
1
1
1

0.5
0.5
0.5
0.5

1.5
0.5
0.5
0.5

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа

2
2
78
78

0.5
0.5
19,5
19,5

Форма контроля

3,5 Практическая работа
1.5 Практическая работа
58,5
58, 5

СОДЕРЖАНИЕ
рабочей программы детской студии
«Логоритмика для дошколят»
Раздел 1. Введение в предмет – 1 часа
Тема1. Введение. Правила техники безопасности – 1 час
Теория. Вводная беседа о занятиях кружка. Знакомство с материалами. Правила
техники безопасности.
Практика. Знакомство с обучающимися.
Раздел 2.
Знакомство с
движение и слово – 77 часов

логоритмическими

занятиями.

Начальные

этапы:

Тема 1. «Прогулка в осеннем лесу» - 2 часа
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика. Формировать элементарные представления об осени. Совершенствовать
логоритмческую структуру слова.
- Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
11

- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
Тема 2. «Дядюшка Ау» - 2 часа
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика. - Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
Тема 3. Листопад -1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика. Формировать элементарные представления об осени. Совершенствовать
логоритмческую структуру слова.
- Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
Тема 4. «Птички» - 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика. Развивать речевое дыхание, мимическую и артикуляционную моторику,
чувство ритма, мышечного тонуса. Обогащать и активизировать словарный запаса по теме
«Птички».
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
Тема 5. «Птицы осенью» 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика. Воспитывать выразительность движений, переключаемости с одного поля
деятельности на другое, учить перевоплощаться, учить согласовывать музыку с движением.
Тема 6. «В лес по грибы» - 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика. Учить развивать речевое дыхание, мимическую и артикуляционную
моторику, чувство ритма, мышечного тонуса. Обогащать и активизировать словарный
запаса по теме «Грибы».
Тема 7. «Лукошко»- 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
- Практика. Воспитывать выразительность движений, переключаемости с одного
поля деятельности на другое, учить перевоплощаться, учить согласовывать музыку с
движением.
12

- Тема 8. «Прогулка»- 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика. Воспитывать выразительность движений, переключаемости с одного поля
деятельности на другое, учить перевоплощаться, учить согласовывать музыку с движением.
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
Тема 9. «В парке развлечений» - 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика : учить перевоплощаться, учить согласовывать музыку с движением.
Тема 10. «На набережной»- 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика. Учить развивать речевое дыхание, мимическую и артикуляционную
моторику, чувство ритма, мышечного тонуса
Тема 11. «Мы любим свой город» -1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика. - Обогащать и активизировать словарный запаса по теме «Город».
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
Тема 12. «В магазине» -1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика. Обогащать и активизировать словарный запаса по теме «Магазин».
Тема 13. «Шофёр» - 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика. Учить развивать речевое дыхание, мимическую и артикуляционную
моторику, чувство ритма, мышечный тонус.
Тема 14. «Овощи» -1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика. Учить развивать речевое дыхание, мимическую и
артикуляционную моторику, чувство ритма, мышечный тонус. Обогащать и
активизировать словарный запаса по теме «Овощи».
Тема 15. «Фрукты» - 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика. Учить развивать речевое дыхание, мимическую и
артикуляционную моторику, чувство ритма, мышечный тонус. Обогащать и
активизировать словарный запаса по теме «Фрукты». Воспитывать выразительность
движений, переключаемости с одного поля деятельности на другое, учить
перевоплощаться, учить согласовывать музыку с движением.
Тема 16. «Поливаем цветы» - 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
13

Практика. Учить развивать речевое дыхание, мимическую и артикуляционную
моторику, чувство ритма, мышечный тонус. Обогащать и активизировать словарный запаса
по теме «Цветы». Воспитывать выразительность движений, переключаемости с одного поля
деятельности на другое, учить перевоплощаться, учить согласовывать музыку с движением.
Тема 17. «Наши зелёные друзья»- 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
- Практика. Учить развивать речевое дыхание, мимическую и артикуляционную
моторику, чувство ритма, мышечный тонус.
Тема 18. «Быть здоровым – здорово!» - 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика: Учить развивать речевое дыхание, мимическую и
артикуляционную моторику, чувство ритма, мышечный тонус.
Тема 19. «Надо, надо умываться…» - 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия.
Практика : Воспитывать выразительность движений, переключаемости с одного
поля деятельности на другое, учить перевоплощаться, учить согласовывать музыку с
движением.
Тема 20. «Дождик» 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика: Воспитывать выразительность движений, переключаемости с
одного поля деятельности на другое, учить перевоплощаться, учить согласовывать
музыку с движением.
Тема 21. «Что оденем на прогулку» 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика: Воспитывать выразительность движений, переключаемости с одного
поля деятельности на другое, учить перевоплощаться, учить согласовывать музыку с
движением.
Тема 22. «Первый снег» 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика: Воспитывать выразительность движений, переключаемости с одного поля
деятельности на другое, учить перевоплощаться, учить согласовывать музыку с движением.
Тема 23. «Лёд на лужах»
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика. Воспитывать выразительность движений, переключаемости с одного поля
деятельности на другое, учить перевоплощаться, учить согласовывать музыку с движением.
Тема 24. «Зайка» 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика. Воспитывать выразительность движений, переключаемости с одного поля
деятельности на другое, учить перевоплощаться, учить согласовывать музыку с движением.
Тема 25. «Ёжик» 1 час
Теория. Обогащение словарного запаса.
Практика. Разучивание чистоговорок, потешек, учить согласовывать музыку с
движением.
14

Тема 26. «Вьюга» 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика: разучивание чистоговорок, потешек, учить согласовывать музыку с
движением.
Тема 27. Снег – снежок» 1 час
Теория. обогащать словарный запас;
Практика: разучивание чистоговорок, потешек, учить согласовывать музыку с
движением.
Тема 28 «В зимнем лесу» 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика: Воспитывать выразительность движений, переключаемости с одного поля
деятельности на другое, учить перевоплощаться, учить согласовывать музыку с движением.
Тема 29. «Ой, мороз, мороз…»1 час
Теория. Обогащение словарного запаса
- Практика игра «Чудесный мешочек» (на ощупь угадать предмет);
- разучивание чистоговорок, потешек, попевок;
Тема 30. «Что за праздник Новый год» 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
- Практика: разучивание чистоговорок, потешек, попевок; Воспитывать
выразительность движений, переключаемости с одного поля деятельности на другое, учить
перевоплощаться, учить согласовывать музыку с движением.
Тема 31. «Дед Мороз» 1 час
Теория. Обогащать словарный запас;
- Практика: разучивание чистоговорок, потешек, учить согласовывать музыку с
движением.
Тема 32. «Разноцветная игра» 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика: Учить развивать речевое дыхание, мимическую и артикуляционную
моторику, чувство ритма, мышечный тонус
Тема 33. «Волшебный калейдоскоп»- 2 часа
Теория. Обогащение словарного запаса
Практика: разучивание чистоговорок, попевок
-закрашивание картинок;
Тема 34. «Все деревья в серебре…»1 час
Теория. знакомство с темой занятия
Практика: учить отбирать картинки со звуком Ж;
-определять место звука Ж в словах;
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
-читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова
Тема 35. «Зимушка» 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика: - Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
Тема 36. «Путешествие на Север» 1 час
Теория. Обогащение словарного запаса
15

Практика: разучивание чистоговорок;
- Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
Тема 37. Где-то на белом свете…»1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика: - Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
Тема 38. «Кремлёвские куранты» - 2 часа
Теория. Обогащение словарного запаса
Практика: - Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
Тема 39. «По Москве – реке» 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика: - Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
- Тема 40. «Водный транспорт» 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика: - Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
- Тема 41. «Автомобили» 1 час
Теория. Обогащение словарного запаса
Практика: - Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
16

задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
Тема 42. «Папин день» 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика: - Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
- Тема 43. «Военная техника» 1 час
Теория. Обогащение словарного запаса
Практика: Разучивание чистоговорок;
- Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
Тема 44. «Самая любимая» 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика: четко произносить звук Ч;
- учить отбирать картинки со звуком Ч;
-определять место звука Ч в словах;
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
-читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова
Тема 45. «Моя кукла» 1 час
Теория. Учить анализироватьпрочитанные предложения
Практика: разучивание чистоговорок;
- Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
Тема 46. «Песенка для мамы» 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика: - Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса,
пение, задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
Тема 47. «Постираем платочки» 1 час
Теория. учить анализировать прочитанные предложения
Практика: разучивание чистоговорок;
- Разминка-марш;
17

- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
Тема 48. «Весёлые котята» 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика: - Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
Тема 49. «У печи» 1 час
Теория. Обогащение словарного запаса
Практика: - Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
Тема 50. «Широкая масленица» 1 час
Теория. Обогащение словарного запаса
Практика: - Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
Тема 51. «Ах вы, сени мои, сени…»1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика: - Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
Тема 52. «Что мы любим делать всей семьёй» 1 час
Теория. Обогащение словарного запаса
Практика: разучивание чистоговорок;
- Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
Тема 53. «Моя семья» 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
18

Практика: - Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
Тема 54. «Семейное дерево» 1 час
Теория. Обогащение словарного запаса
Практика: - Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
- Тема 55. «Ветер - ветерок» 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика: - Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
Тема 56. «Солнышко» 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика: - Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
Тема 57. «Бегут ручьи» 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика: - Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
Тема 58. «Проталина» 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика: - Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
19

Тема 59. «В лесу» 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика: - Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
Тема 60. «Солнечные зайчики» 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика: - Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
Тема 61. «Флажок» 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика: - Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
Тема 62. «Широка страна моя родная» 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика: - Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
Тема 63. «Главный праздник» 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика: - Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
Тема 64. «Праздничный салют» 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика: - Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
20

Тема 65. «Бабочка» 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика: - Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
Тема 66. «Солнышко лучистое» 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика: - Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
Тема 67. «Весёлые ребята» 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика: - Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
Тема 68. ««Как муравей дом солнышка искал»» 1 час
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика: - Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.
Тема 69. « Муха – Цокотуха» - 2 часа
Теория. Знакомство с темой занятия
Практика: - Разминка-марш;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания;
- Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение,
задания на отработку темпа речи;
- Расслабляющие (общеукрепляющие) упражнения.

Тема 70. «Чему мы научились» (итоговое занятие) 1 час
Теория. Демонстрация полученных знаний
Практика: Итоговое занятие по логоритмике.

21

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Тип занятий: практический, комбинированный
Методы и приёмы:
- словесные: беседа, рассказ, объяснение;
- наглядно-иллюстративные: демонстрации, иллюстрации, рассказ, пение;
информационно-компьютерные технологии;
- практические: упражнения, игра, конструирование. Работа с музыкальными
инструментами, дидактическими играми для совершенствования памяти, внимания,
зрительного и слухового восприятия;
Для того чтобы детские работы были интересными, необходимо стимулировать
творческую активность детей, обеспечивать ребёнку максимальную самостоятельность в
деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной
фантазии.
Формы подведения итогов реализации программы
 Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
 Тематические выставки в ДОУ.
 Участие в выставках и конкурсах в течение года (различного уровня).
Отслеживая деятельность обучающихся на занятиях, педагог заполняет
«Диагностическую карту» (Приложение 1), в которых фиксирует совокупный результат
работы ребенка на занятии. Применяя метод наблюдения, анализируя результаты
выполнения заданий, результат каждого ребенка фиксируется по определенным критериям
в соответствии с ожидаемыми результатами.
Формы подведения итогов реализации программы
Система контроля результативности программы осуществляется в течение всего
учебного года посредством различных видов контроля: первичный, текущий,
промежуточный и итоговый. Которые позволяют увидеть уровень освоения программы на
разных этапах ее реализации, внести своевременные коррективы.
Формы и
Формы
Время
Цель проведения
средства
фиксации и
Вид контроля
проведения
контроля
выявления
предъявления
контроля
результата
результата
Первичный
Текущий

Промежуточный

Итоговый

Сентябрь

Определение уровня Тест
развития детей

Диагностическая
карта

В течение
Определение степени Беседа, опрос, Конкурсы
всего учебного усвоения учащимися практические
года
учебного материала
работы
Декабрь

Май

Определение степени
усвоения учащимися
учебного материала,
определение
промежуточных
результатов обучения

Педагогическое Диагностическая
наблюдение,
карта
практическая
Конкурсы
работа

Определение уровня Педагогическое Диагностическая
освоения
наблюдение,
карта
обучающимися
защита проекта Конкурсы
программы

Для определения результативности обучения по программе разработана
диагностическая карта уровней учащихся, определены показатели уровня оценивания
(Приложение 1), на основании которых определяется уровень освоения программы
22

Используемые средства обучения
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

1
1
10
5

Степень использования
(в % от продолжительности
программы)
100%
100%
100%
100%

1
1
2
50

100%
100%
100%
100%

6
12
1

100%
100%
100%

1
12
12
12
12
1
12
12

100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%

Количество единиц на
группу

Средства обучения
Доска
Маркеры
Магниты
Звуковые дорожки и
схемы
Проектор
Ноутбук
Аудиоколонки
Игрушки (мягкие, мяч,
куклы, посуда, мебель и
др.)
Парты
Стул детский
Шкаф для пособий
(закрытый)
Шкаф для пособий (пенал)
Простые карандаши
Набор цветных ручек
Цветные карандаши
Фломастеры
Нейротренажер
Шумовые игрушки
Массажные и резиновые
разноцветные мячики

ЭИОС – электронную информационно-образовательную среду:
электронные образовательные ресурсы
Учебные пособия по обучению грамоте на бумажных и электронных носителях.
«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада
для детей с ОНР» под ред. Н.В.Нищевой.
«Программа обучения и воспитания детей с ФФНР» под ред. Т.Б.Филичевой,
Г.В.Чиркиной.
«Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» (пособие для
логопедов) Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и
педагогов. Е.С. Анищенковой.
Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания.
О.В.Бурлакиной.
Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: практическое пособие для
педагогов и родителей О.А.Новиковской.
Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики
Г.А.Хацкалёвой. Раздаточный материал.

Информационные источники
23

1. Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение
детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В.
Филичевой и В. Чиркиной, М, 2003;
2. «Логопедическая ритмика» Г.А. Волковой, М, ВЛАДОС, 2002 ;
3. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей
работы в детском садике» Н.В. Нищевой, С-П, Детство-Пресс, 2014 г;
4. «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для
детей дошкольного и младшего школьного возраста Бурениной А. И.,С-П,
Музыкальная палитра, 2012;
5. Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С.
В. Коноваленко;
6. Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и
картинках» Т. А. Куликовской;
7. «Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» Методическое пособие
по интеллектуально - творческому развитию детей 2—7 лет, М. И. Родина, С-П,
Музыкальная палитра, 2014;
8. Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия. Учебно-методическое пособие
по централизованной деятельности, С-П, Музыкальная палитра, 2009;
9. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 41
лет. М., «ТЦ фера», 2010г.
10. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5
лет. М., «ТЦ !фера», 2010 Юг
11. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6
лет. М., «ТЦ !фера», 2010 Юг
12. Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. М.,
«Скрипторий», 013г.
13. Судакова Е.А. Логопедические музыкально - игровые упражнения для
дошкольников. С-П.,Детство-пресс, 2013г.
14. И.Каплунова, И. Новоскольцева «Умные пальчики».С-П., Невская
нота,2009 г.
15. «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б.
Егорова, М, ИНКА-ПРЕСС, 2000;
16. Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика
для детей».
17. Князева О.Л. Программа «Я-Ты-Мы». М., «Мозаика -Синтез», 2003г.
18. Шаманская Л.Н. Путешествие по сказкам. М., «ТЦ-Сфера», 2010г.
19. Картушина М.Ю. Забавы для малышей. М., «ТЦ-Сфера», 2006г.
20. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. СПб.,
«Музыкальная палитра», 2004г.

24

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Рабочей программы детской студии «Логоритмика для дошколят»
№
п/п

Число
Месяц
план

факт

Время
проведения
занятия

Форма занятия

Кол-во
часов

Тема занятия

Место
проведения

Форма
контроля

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ – 1 ЧАС
1.

2.
3.
4.

Введение. Правила техники
безопасности.

Ул. Гагарина 94
каб. специалистов

«Дядюшка Ау»

Ул. Гагарина 94
каб. специалистов

практическая
работа

«Мой детский сад»

Ул. Гагарина 94
каб. специалистов

практическая
работа

1

«Признаки осени»

Ул. Гагарина 94
каб. специалистов

практическая
работа

2

«Куда улетают птицы»

Ул. Гагарина 94
каб.специалистов

практическая
работа

Ул. Гагарина 94
каб.специалистов
Ул. Гагарина 94
каб.специалистов
Ул. Гагарина 94
каб.специалистов

практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа

Ул. Гагарина 94
каб.специалистов
Ул. Гагарина 94
каб.специалистов

практическая
работа
практическая
работа

устный опрос,
практическая
работа
РАЗДЕЛ 2. ЗНАКОМСТВО С ЛОГОРИТМИЧЕСКИМИ ЗАНЯТИЯМИ. НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ: ДВИЖЕНИЕ И СЛОВО – 78 ЧАСОВ
Ул. Гагарина 94
практическая
комбинированное
2
«Прогулка в осеннем лесу»
каб. специалистов
работа

сентябрь

сентябрь

комбинированное

1

комбинированное

2

комбинированное

1

практическое

5.
6.

комбинированное
практическое

7.
8.
9.

комбинированное
октябрь

2
2

практическое
2

10.

комбинированное

11.

практическое
ноябрь

2
2

«Грибы»
«Достопримечательности
моего города»
«Мой город - моя малая
родина»
«Профессии»
«Во саду ли, в огороде: овощифрукты»

25

№
п/п

Число
Месяц
план

факт

Время
проведения
занятия

Форма занятия

Кол-во
часов

комбинированное

2

12.

практическое

13.

2
практическое

14.

Место
проведения

Форма
контроля

«Комнатные растения»

Ул. Гагарина 94
каб.специалистов

практическая
работа

«Если хочешь быть здоров –
закаляйся»

Ул. Гагарина 94
каб.специалистов

практическая
работа

«Сезонная одежда и обувь»

Ул. Гагарина 94
каб.специалистов

практическая
работа

«Поздняя осень»

Ул. Гагарина 94
каб.
специалистов
Ул. Гагарина 94
каб.специалистов

практическая
работа

«Проказы матушки зимы»

Ул. Гагарина 94
каб.
специалистов

практическая
работа

«Приметы зимы»

Ул. Гагарина 94
каб.специалистов

практическая
работа

«Новый год у ворот»

Ул. Гагарина 94
каб.специалистов
Ул. Гагарина 94
каб.специалистов

практическая
работа
практическая
работа

Ул. Гагарина 94
каб.

практическая
работа

Тема занятия

2

практическое

15.
ноябрь

1
комбинированное

16.

«Как звери готовятся к зиме»
2

практическое

17.

2
декабрь
практическое

18.

2
практическое

19.

комбинированное

20.
январь
21.

2

«История создания стекла»
3

практическое

2

«Зимние чудеса»

практическая
работа

26

№
п/п

Число
Месяц
план

факт

Время
проведения
занятия

Форма занятия

Кол-во
часов

практическое

22.

2
23.

комбинированное

24.

практическое

3

Тема занятия
«Животный мир Крайнего
Севера»
«Мы любим свою родину»
«Виды транспорта»

2
25.

февраль

комбинированное

2

практическое

26.

«23 февраля»
«Поговорим о маме»

2
практическое

27.
28.

март

комбинированное

29.

практическое

30.

комбинированное

2
2
2

«8 марта»
«В гостях у бабушки Федоры»
«Русская народная культура»

Место
проведения

Форма
контроля

специалистов
Ул. Гагарина 94
каб.специалистов

практическая
работа

Ул. Гагарина 94
каб.специалистов
Ул. Гагарина 94
каб.
специалистов
Ул. Гагарина 94
каб.специалистов
Ул. Гагарина 94
каб.
специалистов
Ул. Гагарина 94
каб.специалистов

практическая
работа
практическая
работа

Ул. Гагарина 94
каб.специалистов

практическая
работа

Ул. Гагарина 94
каб.специалистов
Ул. Гагарина 94
каб.
специалистов
Ул. Гагарина 94
каб.специалистов
Ул. Гагарина 94
каб.специалистов
Ул. Гагарина 94
каб.
специалистов
Ул. Гагарина 94

практическая
работа
практическая
работа

практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа

«Семейные традиции»
2

31.

комбинированное

32.

практическое

2

«Признаки весны»
«Изменения в природе»

2
апрель
33.

комбинированное

34.

практическое

2

практическое

35.

«Цветущая весна»
«Государственная символика
России»
«День Победы»

2

май
36.

2

практическое

1

«Насекомые»

практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
практическая
27

№
п/п

Число
Месяц
план

факт

Время
проведения
занятия

Форма занятия

37.

комбинированное

38.

комбинированное

39.

комбинированное

40.

практическое
ИТОГО:

Кол-во
часов

1
1
2
1

Тема занятия

«Лето красное пришло»
«Как муравей дом солнышка
искал»
«Муха – Цокотуха»
«Что мы умеем»

Место
проведения

Форма
контроля

каб.
специалистов
Ул. Гагарина 94
каб.специалистов
Ул. Гагарина 94
каб.специалистов
Ул. Гагарина 94
каб.специалистов
Ул. Гагарина 94
каб.специалистов

работа
практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа

78

28

Приложение 1
«Диагностическая карта»
за ________учебный год

№
п/
п

Ф.И.
Ребенка

Слуховое
внимание

Слухоречева
я память

Двигательна
я память

Общая
моторика

сент

сент

сент

сент

май

май

май

май

Ориентиров
ка
в
пространств
е

Мелкая
моторика
сент

май

сент

май

1
2
3
4

Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания
детей, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты
диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с
детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений
состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.
Диагностика неречевых психических функций проводится по методике Серебряковой Н.В., Соломахе
Л.С..
Критерии:
Слуховое внимание.
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка,
гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По
1 баллу за каждое угаданное направление.
По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве.
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики.
1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога,
затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:
 силу движений,
 точность движений,
 темп движений,
 координацию движений,
 переключение от одного движения к другому.
Состояние мелкой моторики.
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1
баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту
рубим, рубим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение от одного движения к другому.
 Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
29

Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.
Тест на слухоречевую память – игра «Попугай»
Ребенку предлагают превратиться в попугайчика.
Попугай, попугай,
Все за мною повторяй.
Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить.
 6 – 7 лет – из 8 слов (кукла, Чебурашка, медведь, собака, осень, дерево, круг).
Тест на двигательную память – игра «Обезьянка»
Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений.
Обезьянкой быть хочу,
Что покажешь, повторю.
– 6 -7 лет – серия из 7 (те же движения, а также присесть, встать прямо, опустив руки).
Результаты диагностики заносятся в сводную таблицу.
Уровни освоения программы:
 Высокий уровень – дети правильно выполняют все задания, не испытывают затруднений,
воспроизводят максимальное количество слов и движений.
 Средний уровень – дети испытывают незначительные затруднения при выполнении заданий, иногда
прибегают к помощи взрослого, объем запоминаемого материала снижен.
 Низкий уровень – при выполнении заданий дети прибегают к помощи взрослого, допускают
значительные ошибки.


30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.