Программа Кружка Домисолька 2023-2024

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка……………………………………………. 3
Учебный план …………………………………………………….. 7
Содержание программы…………………………………………... 11
Методическое обеспечение программы…………………………. 13
Система контроля результативности программы …………….... 13
Материально-техническое обеспечение ………………………….14
Используемые средства обучения………………………………....14
Информационные источники ……………………………………...14
Календарный учебный график……………………………………..15

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА










Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности
«Домисолька» составлена в соответствии с:
Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ»;
Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025
г.,
Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
Письма Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «О направлении
методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.1999 г. №
682/11-12 «Рекомендации по организации обучения детей из семей беженцев и
вынужденных переселенцев в общеобразовательных учреждениях Российской
Федерации»).
Закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации» (ст. 10, 31
«Положением о платных образовательных услугах в МБДОУ «Детский сад №2
«Дюймовочка».
За основу программы были использованы:
- Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И.
Каплунова, И. Новоскольцева),
-Программа «Игровая методика обучения детей пению» (Автор: Ольга Валерьевна Кацер)
- Программы «Вокально-хоровая работа в детском саду» (Автор: Марина Юрьевна Картушина).
Актуальность.
Обучение детей пению – одна из важнейших задач музыкального руководителя детского
сада. К тому же это одна из самых сложных задач, требующих от педагогов высокого
профессионализма. К сожалению, в последние годы в детских садах развитию детского голоса
уделяется мало внимания.
Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в
школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает
влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка. При подготовке к праздникам
основной акцент ставится на постановке ярких, зрелищных номеров и разучивании эффектных,
современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка, поэтому
проблема формирования качественного звучания детского голоса во время пения в дошкольном
возрасте очень актуальна. Затрагиваемая проблема актуальна ещё и потому, что связана с поиском
новых путей эстетического воспитания ребёнка средствами музыки через самый доступный и
активный вид музыкальной деятельности, каковым является пение.
Музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить
ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с
большой самоотдачей. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные
особенности каждого ребёнка, т.о. приоритетным в работе считается индивидуальнодифференцированный подход к способностям каждого ребёнка.
Направленность программы
художественно-эстетическая
Программа дополнительного образования вокальный кружок «Домисолька» направлена на
развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Уровень освоения программы – стартовый.
3

Новизна
Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и
развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.
Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно –
нравственном воспитании детей, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены
вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.

Отличительные особенности программы
Уникальность данной программы относительно других, ей подобных программ, в том что
она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах песенного
творчества и выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Педагогическая целесообразность.
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим
потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у
ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности:
интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не
возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того
успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции,
обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со
сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно
важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы
голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал
себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке
певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по
вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие
главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция
бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма,
его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Педагогические принципы:
1. Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учёт возрастных
особенностей и возможностей ребёнка.
2. Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребёнком
и выполнения им всё более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объёма и
интенсивности нагрузок.
3. Принцип систематичности предусматривает непрерывность и регулярность занятий.
4. Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на
сознательное и заинтересованное отношение воспитанников к своим действиям.
5. Принцип повторяемости материала.
6. Принцип наглядности.
7. Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;
8. Принцип деятельностного подхода;
9. Принцип культуросообразности;
10. Принцип интеграции;
11. Принцип развивающего обучения;
12. Принцип гуманизации;
13. Принцип сотрудничества;
14. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи;
Адресат программы
Возраст детей 5-7 лет. Это воспитанники старших и подготовительных групп.
Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься
в вокальном кружке.

4

ОСОБЕННОСТИ СЛУХА И ГОЛОСА ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие
на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности
оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие
слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью и
ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие.
Звук очень слабый.
Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной
(верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать
форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им
звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в
работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких
звуков. Удобными являются звуки ми - фа-си. В этом диапазоне звучание естественное,
звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
ОСОБЕННОСТИ СЛУХА И ГОЛОСА ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои
суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года
жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и
инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно
становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки,
изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и
скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и
длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические,
но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем
сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок,
поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса,
отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь, не
напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются
правильные вокальные данные, в голосе появится напевность, он станет крепким и звонким.
Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет
увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу
использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей
расширяется диапазон (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два
взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого
голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного
исполнительства:
 песни хором в унисон;
 хоровыми группами (дуэт, трио и т.д.);
 при включении в хор солистов;
 пение под фонограмму;
 пение по нотам.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания
певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с
природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Цель программы:
Заинтересовать детей музыкальным искусством, привить любовь к хоровому и вокальному
пению, сформировать вокально– хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать
музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально-эстетический вкус детей.
Задачи программы
Обучающие задачи:
1. Обучать навыкам вокального мастерства
5

2. Формировать музыкально-ритмические навыки.
3. Научить правильному дыханию.
4. Сформировать начальные навыки актерского мастерства.
Развивающие задачи :
1. Формирование интереса к вокальному искусству.
2. Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя
диапазон.
3. Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
4. Развитие артистических, эмоциональных качеств у детей средствами вокальных
занятий.
5. Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания,
артикуляции.
6. Развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения
взаимодействовать, умения доводить дело до конца.
7. Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным
голосом, без напряжения),
8. Совершенствование вокально-хоровых навыков.
Воспитательные задачи
1. Воспитывать музыкальный вкус.
2. Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности.
3. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим.
Условия реализации программы
Сроки реализации: программа рассчитана на 78 часа (1 год обучения).
Занятия в вокальном кружке «Домисолька» проводятся с сентября по май, 78 занятия в год.
Основная форма работы с детьми – занятия длительностью до 30 минут, которые проводятся
два раза в неделю с оптимальным количеством детей 10-12 человек.
Форма обучения – очная. В период приостановления образовательной деятельности в очной
форме по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям реализация
программы может осуществляться с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Форма занятий – групповая.
Условия набора и формирования групп. Формирование учебных групп производится на
добровольной основе. При комплектовании групп допускается совместная работа в одной
группе обучающихся без ограничений по возрастному признаку.
Формы организации и проведения занятий
Индивидуальные
Групповые
Фронтальные
Индивидуально-групповые
Ансамблевые
Работа по подгруппам
Кадровые ресурсы: педагог со средним – специальным образованием, повышением
квалификации по профилю обучения, без требований к стажу и квалификационной
категории.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- Самостоятельное мышление, умение отстаивать своё мнение;
- Ответственное отношение к занятиям;
- Владение культурой речи и культурой общения со сверстниками и
взрослыми;
- Самокритичность в оценке своих творческих и музыкальных способностей;
- Умение воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве;
6

- Любовь и уважение к национальному искусству, бережно сохранение традиций своего
народа.
Метапредметные результаты:
-Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и
правильно произносят окончания слов.
-Могут петь без помощи руководителя.
-Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно, не отставая и не опережая друг
друга.
- Контролировать слухом качество пения;
Предметными результатами являются:
-Воспринимать песни разного характера, проявлять устойчивый интерес к вокальному
искусству;
- Петь естественным голосом, протяжно;
- Правильно передавать мелодию в пределах ре-до 2 октавы;
- Чисто интонировать, различать звуки по высоте, слышать движение мелодии, поступенное
и скачкообразное;
- Воспроизводить и передавать ритмический рисунок;
- Петь с музыкальным сопровождением и без него;

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Форма текущего контроля: практическая работа.
Форма итогового контроля: практическая работа.
По итогам завершения программы при условии её успешного освоения не предусмотрена
итоговая аттестация и выдача документов об обучении.
Проводится итоговая педагогическая диагностика способностей к овладению навыками с
целью выявить наличие или отсутствие динамики, развития, определение эффективности
образовательного процесса
Форма текущего контроля: практическая работа.
Форма итогового контроля: мероприятия различного формата/конкурс.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№

Наименование раздела

1.
2.
3.

Восприятие музыки
Эмоционально-выразительное исполнение
Расширение певческого диапазона, чистота
интонирования
ИТОГО

Общее
количество
часов
10
45
23

Формы
промежуточной
аттестации
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа

78

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

практика

Название раздела/тема

теория

№

всего

Количество
часов
Форма контроля

1. Введение в предмет.
7

1.

1.

2.

практика

Название раздела/тема

теория

№

всего

Количество
часов
Форма контроля

Введение. Правила техники
3
2
1
Устный опрос. Практическая
безопасности. Ознакомительноработа
диагностическое занятие
Всего по разделу
3
2
1
2. Первое полугодие
Песня «Детство» О. Филиповой
3
0
3
Устный опрос.
Практическая
Упражнение для распевания
работа
«Машенька и медведь» А.
Евдотьевой
«Птичка синичка»
Песня «Разноцветная игра» Б.
6
0
6
Практическая работа
Савельева
Упражнение
для
развития
дыхания без звука «Дирижёр»
«Попеременное
дыхание»,
Звуковые
дыхательные
упражнения «Собачки»
«Комар», «Жук», «Стрекоза»
Песня «Листопад» Светлана
Ранда
Пропевание гласных «А-О-У-ИЭ»
в
разной
последовательности
«Чудо-лесенка»
«Лягушки»
Мы хотим, чтоб птицы пели
«Надуй шарик», «Паровоз»короткий вдох долгий выдох.
«Говорил попугай попугаю»
Скороговорки: «Утро настало»
«Гриб грибок»
«Лошадка»-прищёлкивание
язычок

6

0

6

Практическая работа, конкурсы,
выступления на утренниках

5

0

5

Практическая работа

5.

Осень золотая наступила
Вокальная игра «Пой со мной»
Вокальное
упражнение
«Здравствуйте»
Коммуникативная игра «Это я»

4

0

4

Практическая работа

6.

Песня «Весёлый Дед Мороз» А.
Варламова
«Паровоз»-короткий
вдох
долгий выдох.

3

0

3

Практическая работа, конкурсы,
выступления на утренниках.

3.

4.

8

практика

Название раздела/тема

теория

№

всего

Количество
часов

6

0

6

Форма контроля

«Говорил попугай попугаю»
Скороговорки: «Утро настало»
«Гриб грибок»
«Лошадка»-прищёлкивание
язычок

7.

1.

2.

3.

4.

5.

Песня «Почему медведь зимой
спит» Л. К. Книппера
«Попеременное
дыхание»,
Звуковые
дыхательные
упражнения «Собачки»
«Комар», «Жук», «Стрекоза»

Практическая работа, конкурсы,
выступления на утренниках.

Всего по разделу 33
0
33
3. Второе полугодие
Песня «Почему медведь зимой
2
0
2
Практическая работа
спит» Л. К. Книппера
«Попеременное
дыхание»,
Звуковые
дыхательные
упражнения «Собачки»
«Комар», «Жук», «Стрекоза»
Песня «Снежным чудом» Ю.
Кудинов
Упражнение для распевания:
«Подружки», «Карусели»
Игры со звуком «Волшебная
коробочка»,
«Волшебные
предметы»
Песня «Зима красавица»Ю.
Кудинов
Упражнение для распевания:
«Подружки», «Карусели»
Игры со звуком «Волшебная
коробочка»,
«Волшебные
предметы»
Снеговики Юрий Кдинов
Артикуляционная гимнастика
«Мороз», «Чайник», «Совушка
сова» «Щенок» «Согласные
звуки» «На птичьем дворе»,
«Кошка»
Стихотворение «Паучок»

4

0

4

Практическая работа

5

0

5

Практическая работа, конкурсы,
выступления на утренниках.

4

0

4

Практическая работа

Песня

5

0

5

Практическая работа

«Хорошо

рядом

с

9

всего

теория

практика

Количество
часов

6.

Песня «Помогать друг другу
надо»
«Воздушный шар», «Вокалист»
«Здравствуйте»
Интонационно-фонетические
упражнения «Ди-ги, ди-ги дай»
Упражнение для распевания
«Как под наши ворота»

4

0

4

Практическая работа, конкурсы,
выступления на утренниках.

7.

Песня «Всем нужны друзья»
Д.М. Компанейца
«Воздушный шар», «Вокалист»
«Здравствуйте»
Интонационно-фонетические
упражнения «Ди-ги, ди-ги дай»
Упражнение для распевания
«Как под наши ворота»

5

0

5

Практическая работа, конкурсы,
выступления на утренниках.

8.

Песня
«Рисунок победной
весны» Е. Обухова
Артикуляционная гимнастика
«Мороз», «Чайник», «Совушка
сова» «Щенок» «Согласные
звуки» «На птичьем дворе»,
«Кошка»
Стихотворение «Паучок»

7

0

7

Практическая работа

9.

Песня «Пусть будет мир, войны
не будет» Е. Обухова
Упражнение для распевания:
«Подружки», «Карусели»
Игры со звуком «Волшебная
коробочка»,
«Волшебные
предметы»
Песня «Хорошее настроение»
Упражнение для распевания:
«Подружки», «Карусели»

3

0

3

Практическая работа

3

0

3

Практическая работа

№

Название раздела/тема

Форма контроля

мамой» А. Д. Филипенко
Коммуникативная
игра
«Воздушный шар», «Вокалист»
«Здравствуйте»
Интонационно-фонетические
упражнения «Ди-ги, ди-ги дай»
Упражнение для распевания
«Как под наши ворота»

10.

10

Игры со звуком «Волшебная
коробочка»,
«Волшебные
предметы»
Всего по разделу
ИТОГО

практика

Название раздела/тема

теория

№

всего

Количество
часов

42
78

0
2

42
76

Форма контроля

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Введение. Правила техники безопасности. Ознакомительно-диагностическое
занятие – 3 часа
Тема1.
Введение.
Правила
техники
безопасности,
ознакомительнодиагностическое занятие – 3 часа
Теория. Вводная беседа о занятиях кружка. Знакомство с инструментами. Правила
техники безопасности, правила поведения в музыкальном зале
Практика. Игра-приветствие. .Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
Интонационно-фонетические упражнения. Скороговорки. Чистоговорки. Упражнения для
распевания. Пение.
Раздел 2.

Первое полугодие – 33часа

Тема 1. Песня «Детство» О. Филиповой – 3 часа
Практика. Певческая установка, певческое дыхание, музыкальный звук, работа над
дикцией и артикуляцией, формирование чувства ансамбля, формирование сценической
культуры
Тема 2. Песня «Разноцветная игра» Б. Савельева – 6 часов
Практика. Певческая установка, певческое дыхание, музыкальный звук, работа над дикцией
и артикуляцией, формирование чувства ансамбля, формирование сценической культуры
Тема 3. Песня «Листопад» Светлана Ранда – 6 часов
Практика. Певческая установка, певческое дыхание, музыкальный звук, работа над
дикцией и артикуляцией, формирование чувства ансамбля, формирование сценической
культуры
Тема 4. «Мы хотим, чтоб птицы пели.» – 5 часов
Практика. Певческая установка, певческое дыхание, музыкальный звук, работа над
дикцией и артикуляцией, формирование чувства ансамбля, формирование сценической
культуры
Тема 5. «Осень золотая наступила.» – 4 часа
Практика. Певческая установка, певческое дыхание, музыкальный звук, работа над
дикцией и артикуляцией, формирование чувства ансамбля, формирование сценической
культуры
Тема 6. Песня «Весёлый Дед Мороз» А. Варламова– 3 часа

11

Практика. Певческая установка, певческое дыхание, музыкальный звук, работа над
дикцией и артикуляцией, формирование чувства ансамбля, формирование сценической
культуры
Тема 7. Песня «Почему медведь зимой спит» Л. К. Книппера –6 часов
Практика. Певческая установка, певческое дыхание, музыкальный звук, работа над
дикцией и артикуляцией, формирование чувства ансамбля, формирование сценической
культуры
Раздел 3.

Второе полугодие - 42 часа

Тема 1. Песня «Почему медведь зимой спит» Л. К. Книппера - 2 часа
Практика. Певческая установка, певческое дыхание, музыкальный звук, работа над
дикцией и артикуляцией, формирование чувства ансамбля, формирование сценической
культуры
Тема 2. Песня «Снежным чудом» Ю. Кудинов – 4 часа
Практика. Певческая установка, певческое дыхание, музыкальный звук, работа над
дикцией и артикуляцией, формирование чувства ансамбля, формирование сценической
культуры
Тема 3. Песня «Зима красавица» Ю. Кудинов- 5 часа
Практика. Певческая установка, певческое дыхание, музыкальный звук, работа над
дикцией и артикуляцией, формирование чувства ансамбля, формирование сценической
культуры
Тема 4. «Снеговики» Юрий Кудинов – 4 часа
Практика. Певческая установка, певческое дыхание, музыкальный звук, работа над
дикцией и артикуляцией, формирование чувства ансамбля, формирование сценической
культуры
Тема 5. Песня «Хорошо рядом с мамой» А. Д. Филипенко – 5 часов
Практика. Певческая установка, певческое дыхание, музыкальный звук, работа над
дикцией и артикуляцией, формирование чувства ансамбля, формирование сценической
культуры
Тема 6. Песня «Помогать друг другу надо»– 4 часа
Практика. Певческая установка, певческое дыхание, музыкальный звук, работа над
дикцией и артикуляцией, формирование чувства ансамбля, формирование сценической
культуры
Тема 7. Песня «Всем нужны друзья» Д.М. Компанейца – 5 часов
Практика. Певческая установка, певческое дыхание, музыкальный звук, работа над
дикцией и артикуляцией, формирование чувства ансамбля, формирование сценической
культуры
Тема 8. Песня «Рисунок победной весны» Е. Обухова – 7 часов
Практика. Певческая установка, певческое дыхание, музыкальный звук, работа над
дикцией и артикуляцией, формирование чувства ансамбля, формирование сценической
культуры
Тема 9. Песня «Пусть будет мир, войны не будет» Е. Обухова – 3 часа
Практика. Певческая установка, певческое дыхание, музыкальный звук, работа над
дикцией и артикуляцией, формирование чувства ансамбля, формирование сценической
культуры
Тема 10. Песня «Хорошее настроение» – 3 часа
Практика. Певческая установка, певческое дыхание, музыкальный звук, работа над
дикцией и артикуляцией, формирование чувства ансамбля, формирование сценической
культуры
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Тип занятий: практический, комбинированный
12

Методы и приёмы:
Словесные: скороговорки, песни, беседа, пояснение, объяснение, словесная инструкция.
Наглядные: наблюдение, рассматривание педагогических эскизов, иллюстраций, работа
с наглядным материалом, показ способов действия, игры.
Практические: практические упражнения для отработки необходимых навыков, практическая
работа.
Для того чтобы детские работы были интересными, необходимо стимулировать творческую
активность детей, обеспечивать ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не
давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Практическая работа, концерты, конкурсы, утренники.
Отслеживая деятельность обучающихся на занятиях, педагог заполняет «Диагностическую
карту» (Приложение 1), в которых фиксирует результаты диагностики.
Применяя метод наблюдения, анализируя результаты выполнения заданий, результат каждого
ребенка фиксируется по определенным критериям в соответствии с ожидаемыми результатами.
Система контроля результативности программы осуществляется в течение всего учебного года
посредством различных видов контроля: первичный, текущий, промежуточный и итоговый.
Которые позволяют увидеть уровень освоения программы на разных этапах ее реализации,
внести своевременные коррективы.
Формы и
Время
Формы фиксации
Цель проведения
средства
Вид контроля
проведения
и предъявления
контроля
выявления
контроля
результата
результата

Первичный

Текущий

Промежуточный

Итоговый

Сентябрь

Определение уровня Тест,
Диагностическая
развития детей
Прослушивание карта
диапазона

В течение всего Определение степени Беседа, опрос, Диагностическая
учебного года усвоения учащимися практическая
карта, концерты,
учебного материала
работа
конкурсы,
утренники.
Декабрь

Май

Определение степени
усвоения учащимися
учебного материала,
определение
промежуточных
результатов обучения

Педагогическое
наблюдение,
практическая
работа

Диагностическая
карта, концерты,
конкурсы,
утренники.

Определение уровня Педагогическое
освоения
наблюдение,
обучающимися
практическая
программы
работа

Диагностическая
карта, концерты,
конкурсы,
утренники.

Для определения результативности обучения по программе разработана
диагностическая карта уровней учащихся, определены показатели уровня оценивания
(Приложение 1), на основании которых определяется уровень освоения программы:
2,6-3,00 баллов – продвинутый уровень;
2,0 - 2,5 баллов – базовый уровень;
1-1,9 баллов – стартовый уровень;
0-0,9 баллов – нулевой уровень.

13

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ (РЕСУРСНОЕ) ОБЕПЕЧЕНИЕ.

Используемые средства обучения
№
п/п

Средство обучения

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Мольберт
Ноутбук
Принтер
Проектор.
Микрофон
Стулья
Фортепиано
Музыкальный центр
USB-носитель
Ложки
Бубны
Маракасы
Треугольник
Указка
Доска
Музыкальнодидактические игры
Сборники песен
Наглядный материал

17
18

Количество единиц
на группу

Степень использования
(в % от продолжительности
программы)

1
1
1
1
1
13
1
1
2
12
5
5
2
1
1
30

100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%

15
1 комплект

100%
100%

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
2. В.Емельянов «Развитие голоса»
3. В.П. Анисимов «Диагностика музыкальных способностей детей» Москва, «Владос»,
2014 г.
4. Е.В.Горбина «Лучшие попевки и песенки для музыкального развития малышей»
5. Интернет ресурсы:
6. О.В.Кацер «Игровая методика обучения детей пению»
7. Огороднов
Д.,
«Музыкально-певческое
воспитание
детей.»
Киев, 1989г.
8. Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
9. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.
10. Т.Э.Тютюнникова «Учусь творить Элементарное музицирование: музыка, речь,
движение» Москва, 2004 г.
11. http://chayca1.narod.ru/index.html
12. http://detsadmickeymouse.ru/publ/detskie_pesenki_s_notami/64-4-2
13. http://kladraz.ru/
14. http://mp3sort.biz/
15. http://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2012/05/11/kruzhkovayarabota-programma-vokalnogo
16. http://teks-pesni.narod.ru/d/detskie.html
17. http://www.musical-sad.ru/
18. https://infourok.ru/
19. https://www.pdou.ru/categories/2/articles/547
14

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеразвивающей программы
«Домисолька»
№
п/п

Число
Месяц
план

факт

Время
проведения
занятия

Форма занятия

Кол-во
часов

Место
проведения

Форма
контроля

Ул. Гагарина 94
Музыкальный
зал
Ул. Гагарина 94
Музыкальный
зал

устный опрос,
практическая
работа

Ул. Гагарина 94
Музыкальный
зал
Ул. Гагарина 94
Музыкальный
зал
Ул. Гагарина 94
Музыкальный
зал

практическая
работа

Песня «Листопад» Светлана
Ранда

Ул. Гагарина 94
Музыкальный
зал

Песня «Листопад» Светлана
Ранда

Ул. Гагарина 94
Музыкальный
зал
Ул. Гагарина 94
Музыкальный

Практическая
работа,
конкурсы,
выступления
на
утренниках.
практическая
работа

Тема занятия

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ – 3 ЧАСА
1.

2.

05.09
07.09

18:00-18-30

сентябрь

комбинированное

2

Введение. Правила техники
безопасности.

1

Ознакомительнодиагностическое занятие.

практическое
12.09

18:00-18-30

практическая
работа

РАЗДЕЛ 2. ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ – 33 ЧАСА
3.

сентябрь

4.

26.09
28.09

5.
октябрь

6.

7.

8.

14.09
19.09
21.09

03.10
05.10
10.10
12.10
17.10
19.10
24.10
26.10
31.10

ноябрь

18:00-18-30
18:00-18-30
18:00-18-30

практическое

Песня «Детство» О.
Филиповой

2

Песня «Разноцветная игра»
Б. Савельева

практическое
практическое
4

18:00-18-30

практическое

Песня «Разноцветная игра»
Б. Савельева

5

18:00-18-30

практическое

03.11
07.11
09.11

3

1
18:00-18-30

практическое

5

Мы хотим, чтоб птицы пели

практическая
работа
практическая
работа

практическая
работа
15

№
п/п

Число
Месяц
план
14.11
16.11
21.11
23.11
28.11
30.11

9.

факт

Время
проведения
занятия

декабрь

18:00-18-30

практическое
3
практическое

05.12
07.12
12.12
14.12

11.

1
18:00-18-30

практическое
3

18:00-18-30

12.

январь

14.
январь
15.

16.
февраль

09.01
10.01

11.01
16.01
18.01
23.01
25.01
30.01
01.02
06.02
08.02
13.02
15.02

Тема занятия

Осень золотая наступила
Осень золотая наступила
Песня «Весёлый Дед Мороз»
А. Варламова
Песня «Почему медведь
зимой спит» Л. К. Книппера

практическое

19.12
21.12
26.12
28.12
13.

Кол-во
часов

Место
проведения

Форма
контроля

зал

18:00-18-30

10.

Форма занятия

4

18:00-18-30

практическое
2

18:00-18-30
18:00-18-30

РАЗДЕЛ 3. ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ - 42 ЧАС
практическое
Песня «Почему медведь
2
зимой спит» Л. К. Книппера
практическое
4

18:00-18-30

Песня «Почему медведь
зимой спит» Л. К. Книппера

практическое
5

Песня «Снежным чудом» Ю.
Кудинов
Песня «Зима красавица»Ю.
Кудинов

Ул. Гагарина 94
Музыкальный
зал
Ул. Гагарина 94
Музыкальный
зал
Ул. Гагарина 94
Музыкальный
зал
Ул. Гагарина 94
Музыкальный
зал

Ул. Гагарина 94
Музыкальный
зал

практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
Практическая
работа,
конкурсы,
выступления
на
утренниках.
практическая
работа

Ул. Гагарина 94
Музыкальный
зал
Ул. Гагарина 94
Музыкальный
зал

практическая
работа

Ул. Гагарина 94
Музыкальный
зал практическая
работа

практическая
работа

практическая
работа

16

№
п/п

Число
Месяц

17.

18.
Март

план
20.02
22.02
27.02
29.02
05.03
07.03
12.03
14.03
15.03

факт

Время
проведения
занятия
18:00-18-30

практическое

18:00-18-30

практическое

Апрель

21.

22.
май
23.

18:00-18-30

16.04
18.04
23.04
25.04
30.04

18:00-18-30

14.05
16.05
21.05

Форма
контроля

«Снеговики»Юрий Кудинов

Ул. Гагарина 94
Музыкальный
зал

практическая
работа

Песня «Хорошо рядом с
мамой» А. Д. Филипенко

Ул. Гагарина 94
Музыкальный
зал

практическая
работа

практическое

Песня «Помогать друг другу
надо»

Ул. Гагарина 94
Музыкальный
зал

Песня «Всем нужны друзья»
Д.М. Компанейца

Ул. Гагарина 94
Музыкальный
зал

Практическая
работа,
конкурсы,
выступления
на
утренниках.
практическая
работа

Песня «Рисунок победной
весны» Е. Обухова

Ул. Гагарина 94
Музыкальный
зал

практическая
работа

Песня «Рисунок победной
весны» Е. Обухова

Ул. Гагарина 94
Музыкальный
зал
Ул. Гагарина 94
Музыкальный
зал

практическая
работа

4

01.04
02.04
04.04
09.04
11.04

07.05
10.05

Место
проведения

Тема занятия

5

19.03
21.03
26.03
28.03
20.

Кол-во
часов
4

18:00-18-30

19.

Форма занятия

практическое
5

практическое
5

18:00-18-30

практическое
2

18:00-18-30

практическое
3

Песня «Пусть будет мир,
войны не будет» Е. Обухова

Практическая
работа,
конкурсы,
выступления
на
17

№
п/п
24.

Число
Месяц
план
23.05
28.05
30.05

факт

Время
проведения
занятия

Форма занятия

18:00-18-30

практическое

Кол-во
часов

3
ИТОГО:

Тема занятия

Песня «Хорошее
настроение»

Место
проведения
Ул. Гагарина 94
Музыкальный
зал

Форма
контроля
утренниках.
практическая
работа

78

18

Приложение 1

итог

Нотная грамота

Эмоциональная
отзывчивость

Звуковысотный
слух

Точность
интонирования

Чувство ритма

Особенности
тембра

Ф.И. ребенка

Сила звука

№
п/п

Певческий
диапазон

«Диагностическая карта»
по дополнительно общеразвивающей программе по вокалу «Домисолька»
за _______________ учебный год
Диагностика развития певческого голоса

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1-низкий уровень
2-средний уровень
3-высокий уровень
Зима _______________ Продиагностировано____ человек, из них: высокий уровень имеют ____ чел., средний уровень имеют ____ чел.,
низкий уровень имеют____ чел.
Весна ______________ Продиагностировано____ человек, из них: высокий уровень имеют ____ чел., средний уровень имеют ____ чел.,
низкий уровень имеют____ чел.
Музыкальный руководитель: _____________________

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.