Содержание: Пояснительная записка……………………………………………………..3 Содержание программы…………………………………………………….7 Список литературы…………………………………………………………17 I.Пояснительная записка 2 За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников. Букварь Н.С. Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой аналитико-синтетический метод. Направленность программы: по содержанию – речевое развитие; по функциональному предназначению – дополнительное образование; по форме организации – кружковая работа. Программа разработана с учётом новых требований к организации воспитательнообразовательного процесса, которые отражены в нормативных документах: - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации"; - Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Актуальность программы. Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие различные анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, речедвигательная. Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукового образа слова - его прочитывание. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого. Научиться читать непросто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова - это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка. Уровень освоения программ – стартовый. Предполагает минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Педагогическая целесообразность: заключается в том, что программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова. Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для 3 него условиях обучения. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что в процессе освоения программы дети в игровой форме знакомятся с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией. В структуру каждого занятия входят специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи, поскольку развитие фонематического слуха является одной из важных составляющих обучения 5 чтению, а также игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза. Адресат программыдошкольники в возрасте с 5 до 7 лет (подготовительная группа)/ Характеристика возрастных особенностей детей 5-7 лет. К 5 годам ребенок должен различать все звуки речи на слух, определять характер их звучания, давать характеристику звуку (гласный-согласный, звонкий-глухой, твердый-мягкий), определять последовательность звуков в слове (осуществлять звуковой и звуко-буквенный анализ слова),понимать разницу между понятиями ЗВУК-СЛОГ-СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 5-6 летний ребенок должен иметь богатый словарный запас (почти все слова русского языка кроме специально-профессиональной лексики), уметь подбирать антонимы, синонимы, эпитеты, активно использовать в речевом 6 высказывании все части речи: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, числительные, предлоги. Речевое высказывание 5- 7 летнего ребенка похоже на небольшой рассказ, он много и с удовольствием рассказывает, владеет навыками монологической и диалогической речи, у него достаточный речевой опыт, который позволяет ему грамматически правильно строить речевое высказывание, не нарушая связь слов в предложение, используя навыки словоизменения и словообразования. 5-7 летний ребенок знает много стихов, рассказов, сказок, может составить рассказ по картинке, пересказать текст. Так как старший дошкольный возраст является подготовительным к школе, именно в этом возрасте закладываются предпосылки к обучению грамоте и другим предметам в школе. Цель программы – построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 5 до 7 лет, создание условий для овладения детьми навыками осмысленного и осознанного чтения. Задачи программы: Обучающие: - познакомить с понятием «буква» и сформировать представление о том, чем звук отличается от буквы; - познакомить с буквами русского алфавита, сформировать умение правильно называть их; - учить работать с полным составом звуков и букв русского языка, аналитикосинтетическому слиянию слоговых сочетаний – чтению. Развивающие: - развивать мыслительные процессы (элементы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способность слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание. - формировать навыки осознанного чтения слов и предложений с пройденными буквами; 4 - развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях: узнавать «зашумленные» изображения пройденных букв; пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв; - развивать навыки выкладывания букв из палочек, шнурка, мозаики; «печатания»; лепки их из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе; Воспитывающие: - воспитывать культуру общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания. - воспитывать старательность, любовь к чтению. Ожидаемые результаты усвоения программы: Воспитанники должны знать и уметь: - различать понятия «звук», «буква»; - алфавит; - определять наличие и место заданного звука в слове; - анализировать звуковой состав слова; - определять количество слогов в слове, ударный слог; - уметь составлять слова из слогов; - иметь представление о предложении; - уметь выделять последовательность звуков в простых словах; - плавно читать слоги, сознательно читать слова и предложения из 2-3 слов; - взаимодействовать со сверстниками и взрослыми: - уметь пользоваться выразительными средствами языка; -уметь различать на слух и в произношении все звуки родного языка; - уметь называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Определение наличия звука в слове Определение места звука в слове Определение Последовательно сти и количества звуков в слове Знание букв н.г. н.г. н.г. н.г. н.г. к.г. к.г. к.г. 5 к.г. Послоговое чтение Различение фонем на слух родного языка Ф.И. ребенка № Диагностическая таблица. к.г. н.г. к.г. Условия реализации программы. Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и вентиляцией. Оснащение занятий: - столы и стулья по количеству воспитанников, соответствующие росту детей; - магнитно – маркерная доска с набором магнитных букв, магнитных карточек-символов для звукового анализа, маркеры; - индивидуальные для каждого ребенка разрезные азбуки или кассы букв и слогов, таблицы слогов и слов; - «Букварь» Н.С Жуковой (пособие по обучению дошкольников правильному чтению) по количеству воспитанников; - схемы и карточки для звукового анализа слов, на каждого ребенка; - предметные картинки; - тетради в крупную клетку (для первоклассников); - цветные и простые карандаши, стерки; - настенный плакат с алфавитом; - прописи печатных и прописных букв (элементы упражнений из рабочей тетради Гоголевой Н. А. «Я учу звуки и буквы»); - методические пособия Мирошник М.И., Самохвалова В.А. «Я читаю» (игровой материал) курс «Подготовка к чтению», Маханева М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирова Л.В. «Обучение грамоте детей 5-7 лет», Журова Л. Е. «Азбука для дошкольников». Форма работы с детьми. Основная форма занятий – групповая. Для успешной реализации программы формируют группу не более 10 человек. Непосредственно образовательная деятельность не превышает 30 минут (СанПин 2.12.7). Условия реализации программы Возраст Количество занятий Длительност Форма Срок Наполняем ная ь занятий организации реализации ость групп в в в группа год месяц неделю подгото 64 8 2 30 мин Групповая 1 год 15 вительн человек ая 5-7 лет Формы реализации программы: - групповая и индивидуальная работа с детьми; - консультации для родителей и педагогов; - оформление пространственной предметно – развивающей среды. Методы и приемы реализации программы: - словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ); - наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки); - игровые (дидактические, развивающие, подвижные); - метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание). Cпособы и средства реализации программы: - пальчиковая гимнастика; - дидактические игры; - физкультминутки; - интегрированная деятельность; - сюрпризные моменты. 6 Целевые ориентиры освоения программы: Главным результатом реализации программы является овладение детьми навыками осознанного чтения. К концу года дети должны знать и уметь: достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове; соблюдать орфоэпические нормы произношения; владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»; свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам; правильно согласовывать слова в предложении; понимать смысл прочитанного. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов: Мониторинг детского развития проводится два раза в год. В начале и в конце обучения чтению проводится диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи, на основании которой строится работа педагога. Диагностическая карта. II. Календарно-тематическое планирование Задачи: Тема 1 « Неречевые речевые звуки» и - учить определять источник и направление звука; - узнавать и различать неречевые звуки и звуки человеческой речи; отработать четкое произношение звуков в звукоподражаниях, рядах слогов, изменяя интонацию, силу и тембр голоса; - формировать правильное физиологическое и речевое дыхание. 2 «Речевые звуки. - учить произносить ряды слогов, изменяя ударение, силу и Гласные и тембр голоса; согласные звуки». - учить передавать ритмический рисунок слова; -упражнять в различении на слух длинных и коротких слов; -дать понятие о гласных и согласных звуках и их отличии; -развивать фонематическое восприятие и фонематический слух. 3 «Гласные звуки. - различать на слух гласные звуки, знать их отличия от Звук А. Буква А». согласных звуков; -четко произносить звук А кратко - длительно, тихо - громко; -знакомство с буквой А; -учить узнавать букву А в ряду других гласных звуков, слога со звуком А в ряду слогов; -формировать навык подбора слов, начинающихся на звук А. 4 «Гласные звуки. - учить анализировать ряд из 2, 3 гласных звуков; 7 Звук У. Буква У». - учить определять наличие звук У в словах; -подбирать слова, в которых есть звук У; -закрепить знания об отличии звука и буквы; - знакомство с буквой У; - учить составлять из букв разрезной азбуки и читать слова уа, ау. - продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков. 5 «Гласные звуки. -формировать навык подбора слов со звуком О. Звук О. Буква О» -различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков; - знакомство с буквой О; -читать знакомые буквы в строчку и в столбик; - упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки. 6 «Звук М. Буква М». -знакомство с буквой М; -из букв разрезной азбуки составлять и читать слоги и слова со звуком М; -читать слоги и слова по таблицам. -отбирать картинки, в названии которых есть звук М, определять место звука М в этих словах; - самостоятельно подбирать слова со звуком М. 7 «Звук С. Буква С». -знакомство с буквой С; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; -учить определять первый и последний звук в словах; - учить отбирать картинки со звуком С; -определять место звука С в словах; -читать по таблице слоги и слова. 8 «Учимся соединять -учить слиянию букв в один слог (АУ, УА); буквы» - учить анализировать прочитанные слоги; учить узнавать на слух сколько звуков (букв) я произнесла(произнес). 9 «Соединяем буквы, - продолжать учить соотносить звук и букву; читаем слоги». - сопоставлять букву и её графический образ; - развивать навык чтения слогов; - пополнять словарный запас. 8 10 «Звук Х. Буква Х» - подбирать слова со звуком Х, определять место звука Х в словах; - выделять первый и последний звук в данных словах, называть гласные звуки в этих словах; -знакомство с буквой Х; -из букв разрезной азбуки составлять и читать слоги и слова со звуком Х; -читать слоги и слова по таблицам. 11 «Звук Р. Буква Р» -учить выделять звук Р в ряду звуков, слогов, слов; - учить отбирать картинки со звуком Р; -определять место звука Р в словах; -знакомство с буквой Р; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; -читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова. 12 «Звук Р. Буква Р». -четко произносить звук Р; -формировать навык подбора слов со звуком Р; -продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры. 13 «Звук Ш». 14 «Соединяем буквы, -учить отбирать картинки со звуком Ш; читаем слоги» -определять место звука Ш в словах; -читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова; -развивать зрительное и тактильное восприятие, фонематический анализ и синтез, оптико- пространственные представления, мелкую моторику; -продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический обаз. Ш. Буква - четко произносить звук Ш; -учить выделять звук Ш в ряду звуков, слогов, слов; -формировать навык подбора слов со звуком Ш; -познакомить с буквой Ш; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; 9 15 «Гласные звуки. - различать на слух гласные звуки, знать их отличия от Звук Ы. Буква Ы». согласных звуков; -четко произносить звук Ы кратко - длительно, тихо - громко; -воспроизводить слоговые ряды; -учить выделять звук Ы в ряду других гласных звуков, слога со звуком Ы в ряду слогов, слов; -формировать навык подбора слов со звуком Ы. анализировать звуковой ряд из 2, 3, 4 гласных звуков; -познакомить с буквой Ы; -упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки; -читать слоги и слова по таблицам. 16 «Звук Л. Буква Л». - четко произносить звук Л; -учить выделять звук Л в ряду звуков, в ряду слогов, слов; -формировать навык подбора слов со звуком Л; продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры; -познакомить с буквой Л; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; 17 «Читаем слитно!» - продолжать учить соотносить звук и букву; - сопоставлять букву и её графический образ; - развивать навык чтения слогов; - пополнять словарный запас; - чтение предложений из двух-трёх слов; -учить анализировать прочитанные предложения 18 Звук Н. Буква Н. -продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков; -учить выделять звук Н в ряду звуков, слогов, слов; -самостоятельно подбирать слова со звуком Н; -знакомство с буквой Н; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; - читать слоги и слова по таблицам. 19 «Читаем слитно!» - продолжать учить соотносить звук и букву; - сопоставлять букву и её графический образ; - развивать навык чтения слогов; - пополнять словарный запас; - чтение предложений из двух-трёх слов; -учить анализировать прочитанные предложения. 10 20 «Читаем предложения изученными буквами» 21 «Звук К. Буква К». 22 «Читаем предложения изученными буквами» 23 24 -продолжать выделять первый и последний согласный в с словах, анализировать слоги и слова; -подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Н; -определять место звука Н в словах (по картинкам); -учить узнавать изученные буквы; -читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы -подбирать картинки, названия которых начинаются на звук К; -определять место звука К в словах (по картинкам); - читать слоги по таблице слогов; -учить узнавать изученные буквы; -читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы; -знакомство с буквой К; - упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги ка, ку, ки, ак, ук, ик; -самостоятельно подбирать слова со звуком К. -продолжать выделять первый и последний согласный в с словах, анализировать слоги и слова; -подбирать картинки, названия которых начинаются на звук К; -определять место звука К в словах (по картинкам); -учить узнавать изученные буквы; -читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы. «Звук Т. Буква Т» - четко произносить звук Т изолированно и в сочетаниях звуков; -учить определять первый и последний звук в словах; - учить отбирать картинки со звуком Т; -определять место звука Т в словах; -знакомство с буквой Т; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги: та, ту, ти, ат, ут, ит;. -читать по таблице слогов. «Гласные звуки. - четко произносить звук И кратко - длительно, тихо - громко; Звук И. Буква И». -учить выделять звук И в ряду других гласных звуков, слогов и слов со звуком И в ряду слогов, слов; -формировать навык подбора слов со звуком И; -продолжать формировать навык анализа ряда из 2, 3, 4 гласных звуков; -учить отбирать картинки на звук И; -познакомить с буквой И. 11 25 26 «Читаем предложения изученными буквами» -продолжать выделять первый и последний согласный в с словах, анализировать слоги и слова; -подбирать картинки, названия которых начинаются на звук И; -определять место звука И в словах (по картинкам); -учить узнавать изученные буквы; -читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы. «Звук П. Буква П» - продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков; -учить выделять звук П в ряду звуков, слогов; -учить выделять последний глухой согласный звук; - знакомство с буквой П; -учить анализировать обратные слоги. 27 «Звук П. Буква П». - продолжать выделять последний согласный в словах, анализировать обратные слоги; -подбирать картинки, названия которых начинаются на звук П; - упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги ап, уп, ип; па, пу, пи; -закрашивание картинок на определённый звук; -игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение». 28 «Звук З. Буква З». -учить выделять звук З в ряду звуков, в ряду слогов, слов; -познакомить с буквой З; -формировать навык подбора слов со звуком З; -продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов несложной звуковой структуры; 29 «Звуки и буквы З- -продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять С». букву и её графический образ; -формирование понятия о звонкости-глухости звуков; -обогащать словарный запас; -развивать навык чтения слогов; -продолжать формировать навык правильного слогового чтения. 30 «Звук Й. Буква Й». - учить отбирать картинки со звуком Й; -определять место звука Й в словах; -знакомство с буквой Й; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; читать по таблице слоги и слова. 12 31 «Читаем предложения изученными буквами» 32 «Звук Г. Буква Г». -разучивание чистоговорок; с -закрашивание картинок на определённый звук; -игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение». 33 «Буквы Г-К» 34 «Звук В. Буква В» 35 «Читаем слитно!» 36 «Звук Д. Буква Д» 37 «Буквы Д-Т» -учить выделять звук Г в ряду звуков, в слогах, словах; -учить выделять первый и последний согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах; -познакомить с буквой Г; - читать слоги и слова по таблицам; -самостоятельно подбирать слова со звуком Г. -продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ; -обогащать словарный запас; -развивать навык чтения слогов; -продолжать формировать навык правильного слогового чтения -учить выделять звук В в ряду звуков, в ряду слогов, слов; определять место звука В в словах; познакомить с буквой В; -формировать навык подбора слов со звуком В; -учить отбирать картинки со звуком В; - знакомство с буквой В; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; -большая буква в начале предложения; -читать по таблице слогов и слов. - игра «Чудесный мешочек» (на ощупь угадать букву); - разучивание чистоговорок; - закрашивание картинок на определённый звук; - «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Мама пошла в магазин». -учить выделять первый и последний согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах; -знакомство с буквой Д; -самостоятельно подбирать слова со звуком Д. -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; читать слоги и слова по таблицам; -большая буква в начале предложения и в именах собственных. -продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ; -обогащать словарный запас; -развивать навык чтения слогов; -продолжать формировать навык правильного слогового чтения. 13 38 «Звук Б. Буква Б» -подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Б; -определять место звука Б в словах ( по картинкам); -знакомство с буквой Б; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; -большая буква в начале предложения; -читать слоги и слова по таблицам. -разучивание чистоговорок; с -закрашивание картинок на определённый звук; - игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение». 39 «Читаем предложения изученными буквами» 40 «Читаем предложения!». 41 «Звук Ж. Буква Ж» 42 «Буквы Ж-З, Ж-Ш» 43 «Буква Е» 44 «Читаем предложения изученными буквами» -разучивание чистоговорок; -закрашивание картинок на определённый звук; - игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»; - чтение предложений из двух-трёх слов. Учить анализировать прочитанные предложения. - учить отбирать картинки со звуком Ж; -определять место звука Ж в словах; -знакомство с буквой Ж; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; -читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова. -разучивание чистоговорок; -закрашивание картинок на определённый звук; - игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»; - чтение предложений из двух-трёх слов. Учить анализировать прочитанные предложения. -знакомство с буквой Е; -читать обратные и прямые слоги, слова; - чтение предложений из двух-трёх слов; - составлять из букв разрезной азбуки слова. -разучивание чистоговорок; с -закрашивание картинок на определённый звук; - игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»; -чтение предложений из двух-трёх слов; -учить анализировать прочитанные предложения. 14 45 «Буква Ь» -познакомить с буквой Ь; -читать обратные и прямые слоги, слова; -составлять из букв разрезной азбуки слова; -чтение предложений из двух-трёх слов; -учить анализировать прочитанные предложения. 46 «Читаем предложения!» - чтение предложений из двух-трёх слов; -учить анализировать прочитанные предложения 47 «Буква Я» - знакомство с буквой Я; - читать обратные и прямые слоги, слова; - составлять из букв разрезной азбуки слова. 48 «Читаем Вопросы тексту» 49 «Буква Ю» - знакомство с буквой Ю; - читать обратные и прямые слоги, слова; - составлять из букв разрезной азбуки слова. 50 «Буква Ё» - знакомство с буквой Ё; - читать обратные и прямые слоги, слова; - составлять из букв разрезной азбуки слова. 51 «Читаем предложения!» - чтение предложений из двух-трёх слов; -учить анализировать прочитанные предложения. 52 «Читаем предложения изученными буквами» 53 «Звук Ч. Буква Ч» текст! - чтение предложений из двух-трёх слов; по -учить анализировать прочитанные предложения. -разучивание чистоговорок; с -закрашивание картинок на определённый звук; - игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»; -чтение предложений из двух-трёх слов. Учить анализировать прочитанные предложения. -четко произносить звук Ч; - учить отбирать картинки со звуком Ч; -определять место звука Ч в словах; - знакомство с буквой Ч; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; -читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова. 15 54 55 56 57 58 59 60 «Читаем предложения изученными буквами» -разучивание чистоговорок; с -закрашивание картинок на определённый звук; - игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»; -чтение предложений из двух-трёх слов. Учить анализировать прочитанные предложения. «Звук Э. Буква Э» -закрепить знания о различиях между гласными и согласными звуками; -четко произносить звук Э; -учить выделять звук Э в ряду звуков, слогов, слов; -формировать навык подбора слов со звуком Э; -продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры; - знакомство с буквой Э; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова. «Звук Ц. Буква Ц» - учить отбирать картинки со звуком Ц; -определять место звука Ц в словах; - знакомство с буквой Ц; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги, слова; -читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова. «Читаем - чтение предложений из двух-трёх слов; предложения с -учить анализировать прочитанные предложения. изученными буквами (Ц-Ч)» «Читаем - чтение предложений из двух-трёх слов; предложения с -учить анализировать прочитанные предложения изученными буквами (Ц-С)» «Звук Ф. Буква Ф» - продолжать анализировать слоги и слова; -подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Ф; - знакомство с буквой Ф; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; -читать слоги и слова по таблицам. «Звук Щ. Буква Щ» -учить отбирать картинки со звуком Щ; -определять место звука Щ в словах; - знакомство с буквой Щ; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; -читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова. 16 1. 2. 3. 4. 5. 6. 61 «Читаем предложения!» - чтение предложений из двух-трёх слов; - игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»; -чтение предложений из двух-трёх слов; -учить анализировать прочитанные предложения. 62 «Читаем предложения!» 63 «Буква Ъ» 64 «Занятие-игра «Путешествие Букварю» - чтение предложений из двух-трёх слов; - игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»; -чтение предложений из двух-трёх слов; -учить анализировать прочитанные предложения. -дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в слогах и словах, по картинкам; -познакомить с буквой Ъ; -читать обратные и прямые слоги, слова; продолжать учить сопоставлять букву и ее графический образ; -учить читать слова с данной буквой; -формировать навыки правильного, осознанного чтения; - чтения слогов и слов с изучаемой буквой; -составлять из букв разрезной азбуки слова. - повторить и закрепить пройденный материал. по -подвести итог по всему курсу обучения грамоте, познакомить с алфавитом. III.Список литературы Гоголева Н. А. «Я учу звуки и буквы» рабочая тетрадь Жукова Н.С «Букварь» (пособие по обучению дошкольников правильному чтению) Журова Л. Е. «Азбука для дошкольников» рабочая тетрадь Маханѐва М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирова Л.В. «Обучение грамоте детей 5-7 лет». Мирошник М.И., Самохвалова В.А. «Я читаю» (игровой материал) курс «Подготовка к чтению» Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998. 17 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)