СОДЕРЖАНИЕ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ……...…………………………………………………2 1.1. Пояснительная записка…………………………………………………...2 1.1.1. Цель и задачи реализации Программы………………………………...2 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы ………………...2 1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики (общая характеристика учебного предмета, курса)……….…………………………………………………………………..3 1.2. Планируемые результаты освоения Программы ……………………….3 1.2.1. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе…………………………………………………………………..3 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………3 2.1. Общие положения…………………………………………………………3 2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов………………………………………………………………………4 2.2.1. Возрастные и индивидуальные особенности детей…………………..5 2.2.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик…………………………………………………………...6 2.2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы…………...6 2.3. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников…………………………………………………………………7 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………8 3.1. Планирование образовательной деятельности…………………………8 3.1.1.Учебный план……………………………………………………………8 3.1.2.Календарный учебный график …………………………………………8 3.1.3.График проведения занятий творческой мастерской…………………9 3.1.4.Календарно-тематический план Перспективный план работы кружка………………………………….10 3.1.5.Планирование традиционных событий, праздников…………………16 3.2. Условия реализации программы………………………………………...17 3.2.1. Психолого-педагогические условия…………………………………..17 3.2.2.Материально – технические условия………………………………. …18 3.2.3.Кадровые условия реализации программы……………………………18 3.3.Перечень литературных источников…………………………………….18 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка В изобразительной деятельности ребенок само выражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности. Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дубвеликан, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки. Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической практики и теории на современном этапе. Наиболее эффективное средство для всестороннего развития детей является для них самой интересной, она позволяет передать то, что они видят в окружающей жизни, то что их взволновало, вызвало положительное отношение, желание творить. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Рисование является одним из лучших средств развития наблюдательности, памяти, мышления, воображения. Поэтому рекомендуется шире вводить рисование в процесс обучения и как самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство, прием обучения при изучении других предметов. Традиционная классификация методов обучения становиться узкой, не позволяющей решить все задачи, поэтому необходимо проводить нетрадиционные занятия, сочетание разных способов изображения предметов и явлений действительности, использование методов развивающего обучения. Для развития творчества важно все, что значимо для ребенка, что ему интересно, вызывает положительное отношение. Для развития творчества детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими художественного опыта. Предполагаемая программа по изобразительной деятельности предусматривает: формирование у детей эстетического восприятия, обучение способам действия, 1.1. развитие творчества. Все эти процессы между собой тесно связаны, их единству помогают методы и приемы, используемые в работе с детьми. Выбор методов и приемов определяется целями и задачами конкретного занятия, содержанием обучения. На занятиях главное внимание уделено формированию у детей нравственноволевых качеств личности, эмоционального – образного восприятия изобразительного искусства, художественно – образного начала в рисунках. 1.1.1. Цель и задачи реализации Программы Цель Программы: Развитие художественно-творческих способностей детей через нетрадиционную технику изображения. Развивающие: -Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности; -Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение; -Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость. Образовательные: -Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества; -Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения. Воспитательные: -Воспитывать волю, чувство формы, глазомер и цветоощущение; -Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; -Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию, доброе отношение к сверстникам. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов); Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога, воспитанников и их родителей в социуме, реализация собственных творческих потребностей); «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ). Деятельности: на занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний; Креативности: создание условий для творческой активности детей; Вариативности: свобода выбора ребенком способов решения творческих заданий. 1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики (общая характеристика учебного предмета, курса) Занятия проводятся с подгруппой детей (17 человек), 2 раза в неделю (во 2-й половине дня). Продолжительность занятий 30-35 минут. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). Образовательная деятельность осуществляется на основе характеристик развития детей и возрастных и индивидуальных особенностей развития детей. В Программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее – особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации. 1.2. Планируемые результаты освоения Программы Имеет представление о материале, из которого сделана поделка; Владеет приемами работы с различными материалами; Самостоятельно определяет последовательность выполнения работ; Умеет самостоятельно провести анализ поделки; Использует свои конструктивные решения в процессе работы; Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки; Выполняет работу по замыслу; Показывает уровень воображения и фантазии. Умеет находить новые способы для художественного изображения, передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности. 1.2.1. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе. Программа предусматривает оценивание качества образовательной деятельности на основе достижения детьми планируемых результатов освоения Программы – целевых ориентиров. Целевые ориентиры, представленные в Программе: не подлежат непосредственной оценке; не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей; не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей; не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей; не являются непосредственным основанием при оценке качества образования. Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, включающая: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации; В начале и конце учебного года проводится педагогическая диагностика интегративных качеств обучающихся. Диагностика освоения воспитанниками Программы № Ф.И. ребёнка Имеет предста вление о материа ле Н. Владеет приемам и работы с различны ми материал ами К. Н. К. Самост оятельн о определ яет последо вательн ость выполн ения работ Н. Умеет самос тоятел ьно прове сти анализ подел ки К. Н Н Испол ьзует свои конст рукти вные решен ия в проце ссе работ ы Учиты вает яркост ь, ориги нальн ость при выпол нении подел ки Выполн яет работу по замысл у(прояв ление творчес тва) Находит новые способы для художеств енного изображен ия Н Н Н. Н. К. К. К. К. 1 2 3 Н.-начало года К.-конец года Уровни развития: н-низкий; с-средний; в-высокий Критерии оценки: Низкий уровень-умения и навыки отсутствуют. Способен выполнять совместно со взрослым. Мотивация отсутствует. Средний уровень-умения и навыки не сформированы. Выполняет по образцу. Последовательность действий может быть нарушена. Высокий уровень-умения и навыки сформированы. Выполняет при напоминании взрослого. Мотивация устойчива 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Общие положения Содержание программы представлено различными видами творческой деятельности: Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка); -рисование пальчиками; -оттиск печатками из картофеля; -тычок жесткой полусухой кистью; -оттиск поролоном; -оттиск печатками из ластика; -восковые мелки+ акварель; -свеча + акварель; -отпечатками листьев; -рисунки из ладошки; -волшебные веревочки. В процессе работы обеспечивается интеграция пяти образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие: формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности, прослушивание музыкальных произведений; Познавательное развитие: формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности; Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений; Речевое развитие: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения; Физическое развитие: физминутки (пальчиковые, малоподвижные игры). 2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов Форма проведения занятий: групповая, индивидуальная, коллективная. Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы и приемы обучения (словесные, наглядные, практические). 1. Словесные: (рассказ, беседа, объяснение, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей. 2.Наглядные: (использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий). Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла. 3. Практический: (изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух). Для того чтобы детские работы были интересными, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечивать ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии. 2.2.1. Возрастные и индивидуальные особенности детей Данная программа предназначена для обучения детей 6-8 лет и учитывает особенности их психологического и физического развития. Мышление делает качественный скачок: ребенок выходит за пределы статичного бытия и начинает жить в протяженном во времени мире. В целом ребенок 6-8 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. В этом возрасте происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник 6-8 лет не только может различать основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и темно-красный), так и по цветовому тону (например, зеленый и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы – ребенок успешно различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т.п.), так и их разновидности, например, овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы и т.п. При сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форму, величину и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем возможности детей сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков мене устойчиво. В 6-8 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить достаточно большой объем информации. Ребенок начинает относительно успешно использовать новое средство - слово (в отличие от детей старшего возраста, которые эффективно могут использовать только нагляднообразные средства – картинки, рисунки). С его помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-8 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остается наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти. В 6-8 лет продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. 2.2.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик В рамках работы творческой мастерской планируются такие культурные практики, как приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров», «Весёлая ярмарка»), просмотр познавательных презентаций(техника работы с папье-маше, пластилинография, бисерография, граттаж и другие), оформление художественной галереи(выставки готовых работ), участие в конкурсах детского сада, городских конкурсах, изготовление подарков мамам, папа к праздникам, изготовление элементов украшений, игрушек для оформления интерьера группы, своей комнаты. 2.2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы В рамках работы творческой мастерской планируются следующие направления и способы поддержки детской инициативы уважать индивидуальные вкусы и привычки детей; Поддержка инициативы детей осуществляется через: • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; • создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; • не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (продуктивной, познавательной и т.д.) • выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием); • поощрение (в процессе деятельности: активности, творческого), похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого); • обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка; • положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата); • проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка; косвенная (не директивная) помощь (подсказать желаемое действие, направить и т. д.); • личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.); • отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей; • предоставление детям возможности активно задавать вопросы. • не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность; • поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; • обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу); • обсуждать совместные проекты. 2.3. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Поэтому тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу творческой мастерской и МБДОУ в целом. В рамках программы планируются следующие направления работы с родителями: Сентябрь- заключение договоров о посещение детей творческой мастерской «Цветные ладошки»; Октябрь- консультация «Роль художественного и ручного труда в развитии творческих способностей у детей»; Февраль- создание презентации детских работ на сайт ДОУ; Апрель- проведение совместно с детьми и родителями мастер-класса по изготовлению из пластилина картины с цветами; В течении учебного года: «Совместная творческая деятельность родителей и детей»; индивидуальное консультирование родителей; участие в конкурсах различного уровня; организация выставок детских работ. 2.4.Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Детей, имеющих статус ребенка с ОВЗ, и детей- инвалидов в группе, занимающихся в творческой мастерской нет. При поступлении детей со статусом ОВЗ и детейинвалидов, будет разработан план для работы с ними. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Планирование образовательной деятельности 3 1.1. Учебный план. Общее количество часов на реализацию дополнительного образования (творческая мастерская) в неделю, год (в минутах) Группы Старший дошкольный возраст (дети с 6 – 8 лет ) Общее количество недель Количество минут 30 Количество раз в неделю 2 Всего в год 98 Всего в год (в минутах) 2940 (98 ч.) 49 недель 3.1.2 Календарный учебный график. Содержание Начало учебного года График каникул Окончание учебного года Продолжительность учебного года, всего, в том числе: 1 полугодие 2 полугодие Продолжительность учебной недели Недельная дополнительная образовательная нагрузка, занятий Сроки проведения мониторинга Праздничные дни Подготовительная группа (с 6 до 8 лет) 1 сентября 2019года с 01.01.2020 - 09.01.2020- зимние с 01.06.2019 - 31.08.2019 - летние 31 августа 2020года 49 недель 20 недель 29 недель 5 дней 60 мин. 01.09-15.09.19г. 20.08-31.08.20г. 4 ноября, 1-8 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая. В дни зимних каникул воспитанники не посещают дошкольное учреждение. Учебные занятия не проводятся, организуются недельные каникулы. В дни каникул в летний период учебные занятия. 3.1.3.График проведения занятий кружка День недели Вторник Время проведения 16:30 – 17:00 Четверг 16:30 – 17:00 3.1.4. Календарно-тематический план. Перспективный план работы кружка. Месяц Неде Тема занятий ля Нетрадицион Программное ные техники содержание Литература Сентя 1 брь Диагностика Различные (свободное эксперименти рование с материалами) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Казакова Р.Г. Рисование детьми дошкольного возраста. 2 Диагностика Различные (свободное эксперименти рование с материалами) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. Казакова Р.Г. Рисование детьми дошкольного возраста. 3 Рисование «Растения нашей группе» Учить прижимать поролон к штемпельной подушечке с краской и наносить оттиск на Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Оттиск в поролоном с с 4 Рисование «Грибы корзинке» Октяб 1 рь Рисование «Мое любимое дерево осенью» Рисунки в ладошками Кляксография трубочкой, рисование пальчиками бумагу. стр.77 Расширять знания детей о грибах; учить рисовать грибы с помощью ладошки Никитина А.В Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.25 Познакомить детей с новым приемом рисования – кляксография трубочкой. Развивать воображение. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.37 Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувства композиции, цветовосприятия. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.5 Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр. 27 2 Рисование Печать «Осень на листьев опушке краски разводила» 3 Рисование «Зачем человеку зонт» Работа с Развивать мелкую трафаретом. моторику пальцев рук, зрительнодвигательную координацию. 4 Рисование «Мой любимый свитер» Оттиск печатками, рисование ластиками Ноябр 1 ь Закрепить умение украшать свитер или платье простым узором, используя крупные и мелкие элементы Рисование Кляксография Знакомить детей с «Улетаем на правилами нанесения юг» клякс на стекло и накладывание сверху Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.31 Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в 2 «Необычная посуда» Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ». Рисование Оттиск «Обои в моей печатками комнате» поролон 3 2 3 детском саду. Стр. 29 Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, образные представления о предметах. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. стр.120, 122 Совершенствовать Никитина А.В. + умения в Нетрадиционные художественных техники рисования техниках печатания и в детском саду. рисования. Закрепить стр.51 умение составлять простые узоры. Рисование «Первый снег» Монотипия, рисование пальчиками Учить рисовать Никитина А.В. дерево без листьев, Нетрадиционные изображать снег техники пальчиками. рисования в детском саду. стр.39 Рисование «Зимние напевы» Набрызги Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2 стр.5 Рисование «Дымковская игрушка» (конь) Оттиск печатками Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду Стр. 45 Рисование «Елочка Рисование пальчиками, Закрепить изображать 4 Декаб 1 рь бумаги. умение Никитина А.В. елочные Нетрадиционные 4 Январ 1 ь 2 3 4 Февра 1 нарядная» оттиск поролоном Рисование солью «Дед Мороз» Гуашь + соль Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Рисование Различные «Музыкальны й рисунок» Рисование Рисунки «Зимний лес» ладошки Рисование «Морозный узор» Восковые мелки акварель игрушки. техники рисования в детском саду.стр.47 Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.38 Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.30 из Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр. 49 Развивать зрительную + наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.43 Узор на Тычок тарелочке – полусухой городецкая жесткой роспись кистью «Посуда» Учить создавать образ Никитина А.В. филина, используя Нетрадиционные технику тычка и уголь техники рисования в детском саду. Стр 55 Рисование Упражнять Оттиск в Казакова Р.Г. «Необычные машины» пробкой и печатками, черный маркер + акварель, «знакомая форма – новый образ» комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. Рисование с детьми дошкольного возраста. стр.124 2 Рисование Оттиск «Галстук для пробкой, папы» печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ». Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.73 3 Рисование «Зимние напевы» Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.5 4 Рисование Оттиск «Семеновские печатками матрешки» Познакомить семеновскими матрешками. Развивать цветовосприятие. 1 Открытка для Печать по мамы трафарету, «8 Марта» воздушные фломастеры. Учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду стр. 63 2 Рисование Учить Казакова Р.Г. ль Март Набрызг + По выбору с Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду стр.65 аппликация «Моя семья» самостоятельности в Рисование выборе сюжета и детьми техники исполнения. дошкольного возраста. 3 Рисование «Веселые человечки» Волшебные веревочки Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении. 4 Рисование «Ранняя весна» Монотипия пейзажная Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой. Апрел 1 ь 2 Рисование Граттаж «Космический пейзаж» Научить новому способу получения изображения – граттажу. Рисование «Грачи прилетели» Учить детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц. Печать ластиком с Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.35 Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.79 Май 3 Рисование гуашью манкой «Ворона» 4 Рисование «Аквариум» 1 Рисование Восковые «Праздничны мелки й салют над акварель городом» 2 Гуашь с манка Рисунки ладошки + Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения. из Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.75 Закрепить свойства + разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.48 Рисование «Салют» Воздушные фломастеры Продолжать учить рисовать фломастерами, распределять по листу разноцветные брызги. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.81 Рисование «Красивый пейзаж» Рисование песком Знакомить с методом рисования пейзажа, учить располагать правильно предметы. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.87 3 Рисование Тычок «Одуванчики жесткой в траве» полусухой кистью манка 4 Бабочка 1 Розы из крепа гофрированно Познакомить с й бумаги техникой работы с креповой бумагой. Овладевать основными приёмами и методикой работы сообща при создании цветов и композиции из них. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.89 2 «Карандашни тестопластика Познакомить детей с ца-ёжик» новой технологией – тестопластика. Познакомить детей с солёным тестом, техникой работы с ним: изготовление поделок, сушкой, окрашиванием. Учить детей лепить из целого куска солёного теста фигурку животного, передавая характерные особенности ёжика. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду стр. 90 Июнь Монотипия предметная Продолжать знакомить детей со способом рисования + тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой, развивать изобразительные навыки и умения. Учить детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.85 Дополнять образ предметами из бросового материала и гуашью(иголки, носик, глазки). Закреплять приёмы лепки, полученные на занятиях Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение. 3 Картина пайеток 4 Красивые тарелочки из Обучать простейшим приемам работы с пайетками. Развивать мелкую моторику рук и практические навыки работы с колющими предметами( гвоздики). Воспитывать усидчивость, аккуратнось. Бисерография Познакомить детей с новой технологией – бисерография. Старинный вид народного искусства, обретающий сегодня новую жизнь. Развивать умственные способности детей, произвольность и целенаправленность познавательных процессов в целом, мелкую моторику рук, активизировать сенсорное познание окружающей действительности; Совершенствовать зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Учить основам композиции, навыкам работы с различным материалом. 5 «Украшения Вытынанка для интерьера в доме, для украшения окон». 6 Картина цветами. Познакомить детей с новой техникой в работе с бумагой «Вытынанкой». Развивать творческие способности, внимание, глазомер, аккуратность в работе. Закрепить правила безопасности в работе с острыми предметами. Воспитывать эстетический вкус. с Пластилинова Познакомить детей с я живопись. новой технологией – пластилиновой живописи. Учить изготовлению из пластилина картины с цветами. Развивать художественный вкус, чувство композиции, творческие способности, усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук. 1 «В гостях у Чудесная сказки» мозаика. Продолжать знакомить детей с новыми технологиями. Учить детей создавать сказочные иллюстрации при помощи бумажной мозаики (выкладывать элементы рисунка кусочками из цветной бумаги). Развивать чувство цвета. 2 «Корзина цветами» Познакомить детей с новой техникой – «Граттаж». 3 Птица счастья Объемная игрушка 4 Конфетница «курица» 5 «Праздничная салфетница» Июль с Граттаж Учить детей делать игрушку по шаблону. Учить использовать бумагу разной фактуры. Воспитывать чувство цвета. тестопластика Продолжать учить детей работать с соленым тестом. Учить детей лепить фигуру птицы из целого куска, передавая форму отдельных частей Учить детей складывать картон пополам, на сгибе ножницами вырезать треугольную форму (отверстие). Развивать фантазию, творческое воображение в украшении салфетницы. Воспитывать аккуратность в работе с клеем. 6 Модные фото- природного рамки материала Формировать у детей умение работать с природными материалами. Учить выполнять работу аккуратно, экономно используя материалы. Развивать творческое воображение. 1 Птица счастья Учить детей делать игрушку по шаблону. Учить использовать бумагу разной фактуры. Воспитывать чувство цвета. 2 «Ваза» Август Папье-маше Познакомить детей с техникой изготовления предметов из бумаги «Папье – Маше». Учить детей изготовлять основу для вазы, лепить из целого куска пластилина. В процессе работы развивать чувство формы, глазомер, фантазию, воображение у детей. Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность в работе. Способствовать развитию мелкой моторики рук у детей. 3.1.5.Планирование традиционных событий, праздников. Организация традиционных событий, праздников способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка. В детском саду в воспитательно-образовательном процессе используются разнообразные традиционные мероприятия, праздники, события, традиционные мастер-классы с родителями по обмену опытом (раз в квартал), выставки «Наше творчество», сменная наглядная информация и т.д. - С детьми организовываются творческие мастерские, кружки по дополнительному образованию. 3.2. Условия реализации программы 3.2.1. Психолого-педагогические условия Уважения взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей). Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Защита детей от всех форм физического и психического насилия. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укрепления их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Занятия с детьми проводятся по следующей схеме: 1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы. 2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру. 3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ. 4. Объяснение приёмов создания, важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом. 5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук. 6. Самостоятельное изготовление поделки. 7. Анализ готовых поделок своих и товарищей. 8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала. 3.2.2. Материально-технические условия Материально-техническое обеспечение Программы: • Соответствие СанПинН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; • Соответствие правилам пожарной безопасности; • Средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; • Оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой; • Учебно-методический комплект, оборудование, оснащение. Для реализации программы имеется: ИЗО кабинет для проведения занятий; Материалы и инструменты для изготовления поделок; Наглядные пособия; Методическая литература. 3.2.3.Кадровые условия реализации программы. Воспитатель – Лобыня В.И. со стажем работы 3 года 9 месяцев. Образование средне -специальное. Квалификация по диплому Ханты- Мансийский технологопедагогический колледж. С 2016 года по сегодняшний день работаю по специальности. Первая квалификационная категория. 3.3. Перечень литературных источников 1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18 2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013. 3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013. 4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007 5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2. 6. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml 7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007. 8. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованые родителей.-СПб.: КАРО,2010. 9. Общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. 10. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011. 11. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.Москва. 2003. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)