Инструментарий к диагностике в старшей группе

Инструментарий к

диагностике

по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Раздел «РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
старшая группа
Что изучается?
Знания детей о
видах
транспорта,
предметах,
облегчающих
труд человека в
быту, и
предметах,
создающих
комфорт

Дидактические игры, упражнения,
вопросы
1.
Дидактическая игра «Виды
транс
порта» (классификация видов транспорта:
пассажирский, грузовой,
транспорт специального назначения).
Предметные картинки: троллейбус,
автобус, трамвай, грузовик, само
свал, скорая помощь, милицейская
машина, пожарная машина и другие.
2.
Дидактическая игра «Найди
пару».
Предметные картинки: веник, пылесос,
нож, блендер, стиральная доска,
стиральная машина, печатная машинка,
компьютер и другие

Содержание диагностического
задания
1. Ребенок рассматривает картинки
с различными видами транспорта.
Задание: разложи картинки по
видам транспорта (пассажирский,
грузовой, специальные машины).
2. Ребенок рассматривает картинки
и сравнивает их.
Задания: сравни предметы и назови
те, которые облегчают труд
человека в быту и создают
комфорт; разложи все картинки
попарно (веник и пылесос,
стиральная доска и стиральная
машина и т. д.)

Критерии оценки
3 балла - ребенок различает и
называет виды транспорта,
предметы, облегчающие труд
людей в быту, легко справляется с
заданиями без помощи педагога.
2 балла - ребенок допускает 1-2
ошибки при классификации видов
транспорта и предметов,
облегчающих труд людей в быту.
Требует дополнительных
инструкций.
1 балл - ребенку требуются
дополнительные пояснения,
допускает более 3 ошибок,
затрудняется в операции
обобщения

Знания детей о
размере, цвете,
форме, «весе»,
материале, из
которого сделан
предмет, и
умение его
описывать

1.
Дидактическая игра «А знаешь ли
ты?»
Материал: предметы и предметные
картинки: мячи разного размера,
сделанные из различного материала
(пластмасса, резина); деревянные или
пластмассовые пирамидки разного
размера, предметы из металла и стекла.
2.
Дидактическая игра «Опиши
знакомые предметы».
Материал: те же картинки или предметы,
что и в п. 1

Знания о
свойствах и
качествах
различных
материалов

Дидактическая игра «Что из чего?»
Материал: предметы разного качества:
мячи резиновый, теннисный, футбольный;
стакан стеклянный, пластмассовый;
кружка фарфоровая; кубики
пластмассовые, деревянные; ложки
пластмассовые, металлические; салфетки
бумажные, матерчатые. Или
Дидактическая игра «Сравни предметы»

1.
Ребенок рассматривает
предметы и картинки,
отвечает на вопросы:

Какого размера резиновый
мяч? Деревянная пирамидка?

Назови цвет всех
колец пирамидки.

Что тяжелее: пластмассовый
мяч или резиновый? Почему?
(Можно продолжить ряд до 6
вопросов.)
2.
Ребенок загадывает любой
предмет и описывает его так, чтобы
воспитатель мог понять, о каком
предмете он говорит.
Задание: необходимо назвать
цвет, форму, размер предмета, его
«вес» (тяжелый или легкий) и
материал, из которого сделан
загаданный предмет
Ребенок держит в руках предметы,
рассматривая их.
Задания:
1.
Объедини предметы
сделанные из стекла, пластмассы,
резины и т. п.
2.
Охарактеризуй
деревянную ложку, называя
свойства и качества материала, из
которого она сделана (твердая или
мягкая, хрупкая или прочная,
температура поверхности теплая
или холодная и др.). Затем педагог

3 балла - ребенок безошибочно
определяет размер, цвет, форму,
«вес», материал, из которого
сделаны предметы, и на основе
этого описывает их.
2 балла - ребенок, отвечая на
вопросы
задания 1, допускает не более двух
ошибок, выделяет существенные
признаки и характеризует предмет с
небольшой помощью взрослого.
1 балл - знания о свойствах и
качествах предмета разрознены,
бессистемны. Ребенок допускает
более 3 ошибок в первом задании,
задание 2 выполнить не может

3 балла — ребенок без ошибок
классифицирует предметы,
определяет материалы, из которых
они сделаны. Самостоятельно
характеризует свойства и качества
этих материалов: структуру
поверхности, твердость —
мягкость, хрупкость - прочность,
блеск, звонкость, температуру
поверхности.
2 балла - при определении
материалов, из которых сделаны
предметы, допускает 1-2 ошибки.

Знания о
профессиях
строителей,
земледельцев,
работников
транспорта,
связи, швейной
промышленности

Дидактическая игра «Угадай профессию».
Материал: предметные картинки с
изображением людей разных профессий:
повар (кулинар), строитель, штукатурмаляр, модельер, парикмахер, столяр,
летчик, пожарный, милиционер,
машинист, шофер, капитан, хлебороб и т.
д.
Картинки с изображением атрибутов
разных профессий и результатов труда
людей различных профессий

просит по этому же алгоритму дать
характеристику еще 2-3 предметов.
3.
Сравни
металлическую ложку с деревянной
матрешкой (металл холодный дерево теплое), стеклянный стакан
с металлической кружкой
и другие

Требует дополнительных
пояснений при определении
свойств и качеств этих материалов,
допускает неточности.
1 балл - ребенок не может
классифицировать предметы
самостоятельно и допускает много
ошибок

Ребенок внимательно
рассматривает картинки и
перечисляет известные профессии,
соотносит атрибуты (орудия) и
результаты труда. Примерные
вопросы беседы:
1.
Какая профессия у
этого человека?
2.
Какие инструменты
(атрибуты) нужны людям этой
профессии?
3.
Что делают люди этой
профессии?
4.
Объедини строителей.
5.
Людей каких
профессий можно назвать
земледельцами?

3 балла — ребенок называет
профессии строителей,
земледельцев, работников
транспорта, связи, швейной
промышленности, владеет приемом
обобщения. Безошибочно
соотносит атрибуты (орудия) и
результаты труда.
2 балла - ребенок перечисляет
названия
профессий по картинкам. Обобщая
профессии строителей,
земледельцев, работников
транспорта, связи, швейной
промышленности, допускает
ошибки.
1 балл - ребенок называет не все
профессии, приемом обобщения не
владеет

Знания о
некоторых родах
войск

Дидактическая игра «Кому что нужно?»
Материал: предметные картинки
с изображением пограничника, моряка,
летчика, подводника, танкиста, пехотинца;
картинки с изображением техники, оружия
для военных профессий

Знания о себе,
родном городе;
стране

Беседа

Примерные вопросы:
1.
Назови, кто
изображен на картинках?
(Военные.)
2.
При помощи картинок
вспомни и назови известные тебе
рода войск.
3.Какая боевая техника нужна
танкисту (летчику) и т. д.?
4. Для чего нужны военные? И
другие
Примерные вопросы:
1.
Назови свой
домашний адрес.
2.
С кем ты живешь
вместе?
3.
У тебя есть бабушка
(и), как ее зовут?
4.
Кем ты являешься
бабушке и дедушке? (Ты кто для
них?) И т. п.
5.
Назови город, в
котором ты живешь.
6.
Как называется наша
страна?
7.
Сможешь назвать
главный город страны?

3 балла — ребенок различает рода
войск,
правильно отвечает на все вопросы.
2 балла - правильно называет 2-3
военных профессии, может о них
рассказать.
1 балл — ребенок называет 1—2
военных профессии; затрудняется
подобрать и назвать боевую
технику, рассказать о профессии
3 балла - ребенок знает своих
родственников; правильно называет
домашний адрес (улица, дом,
квартира), может назвать подъезд и
этаж. Знает название родного
города, страны, ее главного города.
2 балла - ребенок знает всех
родственников, допускает
неточности при назывании
домашнего адреса, правильно
называет город, в котором живет.
Допускает ошибки или
затрудняется назвать страну или
главный город страны.
1 балл - ребенок знает и называет
родственников, не знает домашнего
адреса, не сразу называет город, в
котором живет (или не знает
вообще). Не называет страну и
главный город страны

Знания о
некоторых
правилах
дорожного
движения

Дидактическое упражнение «Школа
пешеходных наук».
Материал: сюжетная картинка с
изображением улицы, тротуара, светофора;
предметные картинки знаков:
«Пешеходный переход», «Подземный
переход», «Надземный переход»

Ребенок рассматривает сюжетную
картинку и отвечает на в о п р о с ы:
1.
Как называют людей,
идущих по улице?
2.
Как правильно ходить
по улице?
3.
Назови знаки, с
помощью которых пешеход может
определить место, где можно
перейти через улицу.
Ребенок рассматривает предметные
картинки. - Расскажи о значении
разрешающих и запрещающих
сигналов светофора

3 балла - ребенок знает, что улицу
переходят в строго определенном
месте, называет знаки, знает
сигналы светофора, проявляет
интерес к изучению правил
дорожного движения.
2 балла - ребенок знает правила
перехода через улицу, значение
сигналов светофора, затрудняется в
названии знаков.
1 балл - ребенок затрудняется в
определении места перехода улицы,
но знает сигналы светофора,
интереса к изучению правил
дорожного движения не выражает

Высокий уровень — 18-21 балл,
средний уровень – 11-17 баллов,
низкий уровень – 7-10 баллов.

Раздел «ПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Что изучается?
Знания о
зимующих
птицах
(синица,
воробей,
ворона, снегирь,
галка, сорока)

Дидактические игры,
упражнения, вопросы
Дидактическая игра «Кто
прилетает к кормушке».
Материал: иллюстрация с
изображением кормушки (с
прорезями) на фоне зимнего
пейзажа; карточки с
изображением зимующих и
перелетных птиц.
Или Дидактическая
игра «Четвертый лишний».
Материал: карточки с

Содержание диагностического
задания
1.
Ребенок рассматривает
картинку, уточняет изображенное
время года.
Вопросы:

Как можно назвать
птиц, которые остаются зимовать?
(Зимующие.)

Найди и помести на
кормушку зимующих птиц.
— Расскажи, какие птицы прилетели
к кормушке.

Критерии оценки
3 балла — ребенок без
помощи взрослого
находит и называет 5-6
зимующих птиц.
2 балла — ребенок
самостоятельно находит
и называет 3-4
зимующих птиц.
1 балл — ребенок
называет 1-2 птицы,
затрудняется в

Знания о
растениях и
способах их
размножения

изображением 5-6
зимующих птиц и 2-3
перелетных птиц (синица,
ворона, скворец, сорока;
галка, снегирь, ласточка,
воробей)

2.

Вопросы:

Рассмотри картинку.

Какая птица лишняя и
почему?

Назови зимующих
птиц, изображенных
на картинке

классификации птиц
(зимующих и
перелетных)

Дидактическая игра «Чьи
плоды?»
Материал: карточки с
изображением деревьев
(ель, дуб, клен, береза,
сосна); картинки с плодами
этих деревьев (еловая
шишка, желудь, крылатка
клена, березовая сережка,
сосновая шишка);
комнатные растения или их
иллюстрации (хлорофитум,
бальзамин, фиалка)

1.
Ребенок подбирает к каждому
дереву
нужную картинку с плодами.
Вопросы:

Назови, какие деревья
ты узнал.

Найди на картинках
плод каждого дерева.
2.
Ребенок рассматривает
комнатные растения. Называет их.
Задания:
На столе ты видишь одну фиалку,
что нужно сделать, чтобы было
много фиалок? Вспомни известные
тебе способы размножения растений
(черенками, усами и др.)

3 балла - ребенок
самостоятельно
подбирает к деревьям
плоды. Называет
правильно комнатные
растения и способы их
размножения.
2 балла - называет
деревья, имеет
представления о
способах размножения,
но допускает ошибки
при подборе плодов и
способах размножения
комнатных растений.
1 балл - называет
правильно 1-2 дерева,
затрудняется в
соотношении их с
семенами. О способах
размножения растений
не имеет представления

Представления о
переходе
веществ из
твердого
состояния в
жидкое и
наоборот

Дидактическая игра «Что
было бы если..?»
Материал: иллюстрации
лета и зимы, на которых
изображена вода в разных
состояниях (лужа, речка,
снег, ледяная горка и др.)

Ребенок рассматривает
картинки. Вопросы:

На какой из картинок
изображена вода?
-На зимней картине есть вода?

Почему ты так решил?
Объясни.

А можем мы летом
увидеть лед? Почему?

Общая
осведомленность
о роли человека
в природе

Дидактическая игра «Что
такое хорошо, что такое
плохо».
Материал: диск со
стрелкой в центре (по типу
циферблата), в середине
которого изображение
природы, а по краям знаки,
символизирующие
положительное (кормушка
для птиц, скворечник,
посадка деревьев и т. д.) и
отрицательное (сломанная

Ребенок, перемещая стрелку,
рассказывает о помощи человека
природе и о его вредном
воздействии на природу

3 балла - ребенок имеет
представление о
переходе веществ из
твердого состояния в
жидкое и наоборот,
обоснованно делает
выводы, правильно
отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок имеет
представление
о переходе веществ из
твердого состояния в
жидкое и наоборот, но
затрудняется сделать
выводы.
1 балл - ребенок не
имеет представления
о переходе веществ из
твердого состояния в
жидкое и наоборот
3 балла — ребенок
анализирует поведение
человека в природе,
делает выводы о
закономерностях и
взаимосвязях в природе.
2.
балла ребенок имеет
представление
о правильном поведении
человека в природе, не
всегда может объяснить
вред,

ветка, сачок для бабочки и
т. д.) поведение человека в
природе

Знания о
травянистых
растениях
(подорожник,
крапива, лопух)

Дидактическая игра «Что
лишнее».
Материал: карточки с
изображением растений
(подорожник, крапива,
лопух, береза)

который причиняет
человек природе.
1 балл - ребенок не
проявляет интереса
и самостоятельности
при выполнении
задания, затрудняется
делать выводы о
закономерностях и
взаимосвязях в природе

Ребенок рассматривает карточки с
изображением растений и отвечает
на
вопрос ы:
-Как называются эти растения?
- Какое из растений лишнее и
почему? (Ребенок убирает картинку.)
-Как можно назвать все растения
одним
словом? (Травянистые.) - Береза
это... (дерево).

3 балла - ребенок
называет изображенные
растения, правильно
выбирает лишнюю
карточку, объясняет
свой выбор, используя
обобщающее слово
«травянистые».
2 балла — ребенок
называет правильно
2 вида травянистых
растений, но не знает
обобщающего слова
(травянистые).
Поясняет, что береза это дерево.
1 балл - ребенок
называет правильно
только одно травянистое
растение, не выделяет

лишнее растение, не
знает обобщающих слов
(дерево, травянистые
растения)

Знания о диких
животных и их
повадках.
(Белка, лиса,
заяц, медведь,
волк)

Дидактическая
игра «Засели лес».
Материал: иллюстрация
леса; карточки с
изображением диких
животных (белка, лиса,
заяц, медведь, волк)

Ребенок
рассматривает картинки. Вопросы:

Как называют зверей,
которые живут в лесу? (Дикие
звери.)

Посмотри, лес пустой,
давай заселим его животными.
Расскажи, что ты знаешь о каждом
из них.
Ребенок поочередно «заселяет» в лес
животных, отвечая на вопросы
воспитателя об их жизни в лесу и
повадках.

Чем питается белка?
(Грибами, орехами.)
Что ей помогает ловко
передвигаться по деревьям? Что ей
помогает спасаться от врагов? Что
защищает от холода? (Зимняя шуба,

3 балла - ребенок с
интересом выполняет
задание, правильно
отвечает на все вопросы
воспитателя о жизни
диких животных.
2 балла - ребенок имеет
представление
о
повадках диких
животных, не на все
вопросы может
ответить.
1
балл - ребенок
имеет очень слабые
представления о,
повадках диких
животных

пушистый хвост.)

Чем питается заяц? Как
он спасается от врагов? (Путает
следы, меняет окраску.)
Что помогает ему выдержать холод?

Почему волка и лису
называют хищниками? Что им
помогает охотиться за животными?

Как ведут себя волки
во время охоты?
(Волки собираются в стаи, вместе
охотятся по ночам, могут подолгу
гнаться за добычей.)
-Как охотится лиса? (Лиса незаметно
подкрадывается, подкарауливает,
заметает следы.)
- Чем питается медведь? Что делают
медведи в зимнюю пору? (Впадают в
спячку.) Что помогает медведю не
питаться всю зиму? (Запас жира.)
- Какие еще животные впадают в
спячку? (Ежи.) Чем питается
еж? Как спасается от врагов и что
помогает ему в этом?
(Сворачивается клубком, иголки.)

Высокий уровень - 16-18 баллов;
средний уровень - 10-15 баллов;
РЕЗУЛЬТАТЫ диагностики уровня развития детей:
НАЧАЛО ГОДА:
Высокий уровень ________________ детей ______________%
Средний уровень ________________ детей ______________%
Низкий уровень ________________ детей ______________%
КОНЕЦ ГОДА:

низкий уровень - 6-9 баллов.

Высокий уровень ________________ детей ______________%
Средний уровень ________________ детей ______________%
Низкий уровень ________________ детей ______________%
Анализ, комментарии
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________

Раздел «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Что изучается?

Дидактические игры,
упражнения, вопросы
1. Предложить ребенку
Формирование
сюжетные картинки из
словаря, связная
серии «Семья».
речь
1 . Умение
2. Сказки Дж. Родари
самостоятельно
«Собака,
составлять по
которая не умела лаять» и
образцу рассказы
«Волшебный барабан».
из личного опыта,
3. Сказка К. Д. Ушинского
по сюжетной кар«Бишка» или любое
тине, по набору
литературное
картинок.
произведение, неизвестное
2. Умение сочинять
ребенку
концовки
к сказкам.
3. Умение
последовательно, без
существенных
пропусков
пересказывать не-

Содержание
диагностического задания
1. Вопросы по содержанию
картинки:
-Кто нарисован на
картинке, чужие люди или
родственники?
- Как можно назвать их
вместе, одним словом?
- Назови членов семьи,
изображенных на картинке.
- Что делает семья на этой
картинке, трудится или
отдыхает?
Задание: расскажи о своей
семье, назови имена членов
семьи, профессию
(взрослых) и занятия детей,
какие обязанности и какую
работу выполняют дома
члены семьи.

Критерии оценки
3 балла — ребенок
составляет рассказ о
семье из личного опыта,
употребляя сложные
предложения разных видов.
Придумывает концовки к
незнакомым литературным
произведениям.
Последовательно
пересказывает литературное
произведение без помощи
взрослого, выразительно
передавая диалоги
действующих лиц,
характеристику персонажей.
Пользуется прямой и
косвенной речью.
2 балла - рассказывает по
сюжетной картинке, редко

большие
литературные
произведения

2. Ребенка знакомят с
основной частью сказки, а
он придумывает разные
концовки.
3. Ребенок слушает и
пересказывает сказку

употребляя
сложные предложения. С
помощью дополнительных
примеров воспитателя
ребенок подбирает
концовку. Пересказывает
литературный текст
с опорой на иллюстрации.
Не пользуется
прямой и косвенной речью.
1 балл - ребенок
затрудняется рассказать
по картинке и из личного
опыта. Затрудняется в
придумывании концовок к
сказкам, даже при помощи
воспитателя. Делает
существенные пропуски при
пересказе, демонстрирует
отдельные эпизоды

Грамматический
строй речи
1 . Умение
согласовывать
прилагательные с
существительными,
подбирать к
существительному
несколько
прилагательных.
2. Умение заменять
слово другим со
сходным значением

1. Упражнение «Какой?
Какая?
Какое?»
Материал: предметные
картинки
лимон, яблоко, елка и
другие.
2. Игра «Как сказать подругому?»

Ребенок рассматривает
картинки, называет
предметы и отвечает на
вопросы:
Лимон - какой? (Желтый,
сочный, кислый.)
Яблоко - какое? (Красное,
круглое, вкусное.)
Елка - какая? (Высокая,
зеленая, колючая.)
Задание:
Об одном и том же можно
сказать разными, но
похожими словами. Такие
слова называют близкими
по смыслу или словами«приятелями». Придумай
слова-«приятели» к
следующим словам:
1.
Метель
(вьюга, буран, пурга).
2.
Смешной
(забавный, потешный,
комичный).
3.
Грустный
(невеселый, печальный).
4.
Торопиться
(спешить)

3 балла - ребенок без
затруднений подбирает ко
всем существительным
по 2-3 и более
прилагательных, заменяет
слово другим со сходным
значением.
2 балла - ребенок
затрудняется в подборе
прилагательных, называет к
каждому существительному
не более одного
прилагательного. В подборе
синонимов требуется
дополнительная инструкция
(примеры), подбирает не
более 1-2 синонимов.
1 балл - ребенок не может
подобрать правильно
прилагательные и синонимы
к заданным словам

1.
Дидактическая
Звуковая культура
игра «Определи место звука
речи
Умение определять
в слове».
место звука в слове
Материал: предметные
картинки
с изображением мальчика,
арбуза, рябины, танка,
абрикоса и др.
(или любые другие, но
чтобы один и тот же звук
был в начале, в середине и в
конце слова).
2.
Дидактическая
игра «Подбери
слово с заданным звуком»

Высокий уровень - 8-9 баллов;

1. Ребенок рассматривает
предметные картинки и
раскладывает их так, чтобы
в одной стопке оказались
слова со звуком [а] в
начале, в другой - со
звуком [а] в середине
слова.
- Почему остались лишние
картинки? (Ребенок должен
сказать, что осталась
картинка с изображением
рябины, т. к. звук [а] не
стоит ни в начале слова, ни
в середине.)
Задание:
Придумай слово на любой
заданный звук, например:
звук [м].
Придумай слово, чтобы
заданный звук был в
середине (в конце)
слова

средний уровень - 5-7 баллов;

3 балла - ребенок без
ошибок определяет место
звука в слове.
2 балла - ребенок без
ошибок определяет место
звука в начале слова,
допускает ошибки при
определении звука в
середине или в конце слова.
1 балл - ребенок допускает
большое количество ошибок

низкий уровень – 3-4 балла

Раздел «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»
Что изучается?

Дидактические игры, упражнения,
вопросы

Содержание
диагностического
задания

Критерии оценки

Умение считать
(отсчитывать) в
пределах 10,
пользоваться
количественными и
порядковыми
числительными

1.
Дидактическое упражнение
«Скажи сколько».
Материал: предметные картинки
или мелкий счетный материал:
матрешки, солдатики, овощи,
цветы и т.п. Количество каждой
группы предметов разное (на
пример, 6 матрешек, 7 цветов,
9 солдатиков, 10 бабочек).
2.
Дидактическое упражнение
«Скажи, который по счету
предмет».
Материал: можно использовать
материал первого задания, только
расставить (разложить) картинки
по одному (бабочка, солдатик,
цветок и т. п.)

Умение сравнивать
рядом стоящие
числа в пределах
10, уравнивать
неравное число
предметов

Дидактическое
упражнение «Пусть станет
поровну». Материал: мелкий
счетный материал

1. Ребенок считает
количество
предметов в
любой группе.
Вопросы:
- Посчитай
солдатиков.
Сколько их всего?
- Посчитай
бабочек. Сколько
их? И т. д.
2. Ребенок
рассматривает
предметные
картинки
(предметы) и
определяет, каким
по счету стоит
солдатик, какая по
счету бабочка? И
т. п.
Расставлены две
группы предметов
так, чтобы в одной
их было меньше
на один.
Например: 6
солдатиков и 7
матрешек.
Задание: посчитай
группы
предметов.
- Сколько всего

3 балла - ребенок правильно
считает
(отсчитывает) предметы
в пределах 10. Правильно пользуется
количественными и порядковыми
числительными. Понимает и правильно
отвечает на вопросы «Сколько?», «Который
по счету?».
2 балла - ребенок правильно считает
(отсчитывает) предметы в пределах 10.
Правильно пользуется количественными
числительными. Понимает вопрос
«Сколько?» и правильно отвечает на него.
Допускает ошибки при ответе на вопрос
«Который по счету?».
1 балл — ребенок допускает ошибки при
счете (отсчитывании) предметов

3 балла - ребенок умеет сравнивать,
устанавливать, какое число больше (меньше)
другого; уравнивать неравные группы
предметов двумя способами (удаления и
добавления единицы).
2 балла - ребенок умеет сравнивать,
устанавливать, какое число больше (меньше)
другого. Затрудняется сразу уравнять группы
предметов (делает это после дополнительных
инструкций) или уравнивает их, но только
одним способом.
1 балл – ребенок считает правильно, но

солдатиков?
- Сколько
матрешек?
Кого
больше (меньше)?

На
сколько?

Сдел
ай так, чтобы их
стало поровну.

Как
еще можно это
сделать?
Вопросы:
Что ты
видишь на столе?
-Посмотри, все ли
солдатики
одинаковы?
Чем они
отличаются?
Задание:
Построй
солдатиков в ряд в
порядке убывания
(возрастания),
пользуясь словами
«самый высокий»,
«поменьше», «еще
ниже», «самый
низкий».

затрудняется установить, какое число меньше
(больше) другого. Уравнять предметы не
может



Умение сравнивать
предметы
различной
величины

1. Дидактическая игра «Построй
солдат».
Материал: плоскостные солдатики
(7-10 штук) разные по высоте.
2. Дидактическое
упражнение. «Сравни ленточки».
Материал: ленточки разной
длины и ширины, 7-10 штук

3 балла - ребенок самостоятельно справился
с заданием, не сделав ни одной ошибки.
Правильно размещает предметы в порядке
возрастания (убывания) размера (длины,
ширины, высоты).
2 балла — правильно размещает предметы в
порядке возрастания размера, высоты,
допускает ошибки при расположении
ленточек. Пользуется приемом наложения и
приложения при выполнении задания.
1 балл - ребенок требует дополнительных
инструкций и помощи взрослого при
выполнении упражнений. Допускает большое
количество ошибок

Знания о форме
предметов

Дидактическая игра «Что где
лежит?».
Материал: набор геометрических
фигур - круг, квадрат, овал,
треугольник, прямоугольник.
Предметные картинки -мячик,
шарик воздушный, пирамидка,
колпак клоуна, кубик, пуговица,
чупа-чупс, дыня, дорожный знак
(треугольной формы), квадратные
часы, квадратная коробка,
конверт, флажок, книга, овальный
поднос

Умение определять
местонахождение
предмета по
отношению к себе,
к другим людям

Игра «Встань там, где я скажу»

Задания:
- Рассмотри все
геометрические
фигуры и
картинки.
- Какие
геометрические
фигуры ты
видишь?
Назови их.
-Чем отличаются
круг и овал от
других фигур?
- Соотнеси
картинку с
геометрической
фигурой.
-Разложи фигуры
в ряд, под каждой
из них
положи картинку
похожей формы
Ребенок двигается
в заданном
направлении.
Например: два
шага вперед, один
шаг влево, три
шага назад, два
шага
вправо. Вопросы:

Что
ты видишь справа

3 балла - ребенок самостоятельно соотносит
предметы по форме, называет геометрические
фигуры и раскладывает их по
соответствующему признаку.
2 балла - ребенок знает все геометрические
фигуры. Допускает 1—2 ошибки при
соотнесении с предметами.
1 балл - ребенок не знает всех
геометрических фигур, затрудняется
выполнить задание на соотнесение с формой
предметных картинок

3 балла - ребенок правильно выполнил все
задания воспитателя.
2 балла - ребенок допускает ошибки в случае
определения право и лево по отношению к
другим людям.
1 балл - ребенок знает только направление
вперед и назад. Все другие задания
выполняет с ошибками, неуверенно

(слева) от себя?
-Что ты видишь
впереди (сзади) от
себя?

Возь
ми куклу
(собачку) и посади
перед собой, сзади
от себя; справа от
Кати; справа
от себя и т. п.
Знания о днях
1.
Дидактическая игра «Наш 1.
Ребенок
недели,
день».
рассматривает
последовательности Материал: сюжетные картинки,
картинки,
частей суток
где изображены разные виды
изображающие
деятельности детей, следующие
разные виды
друг за другом на протяжении
деятельности
дня: уборка постели, гимнастика,
детей, следующие
умывание, завтрак, занятие и т. д.
друг за другом на
2.
Дидактическое упражнение протяжении дня:
«Назови соседей»
уборка постели,
гимнастика,
умывание, зав
трак, занятие и т.
д.
Задание: разложи
картинки по
порядку,
начиная с утра.
Назови одним
словом утро, день,
вечер, ночь.
(Сутки.)

3 балла - ребенок справился с заданием, не
сделал ни одной ошибки, безошибочно
ответил на все вопросы
воспитателя.
2
балла - ребенок безошибочно разложил
картинки в соответствии с временем суток,
но обобщающее слово назвать затрудняется.
Допускает 1-2 ошибки при ответе на
вопросы о днях недели.
1 балл - ребенок не справился с заданиями
даже после наводящих вопросов

Вопросы:

Если
вчера было
воскресенье,
какой день
недели сегодня?

А
какой день недели
следует за
четвергом?
И т. п.
Ребенок
рассматривает
группы игрушек
(куклы, мишки и
машины),
объединяет их в
одну группу и
называет. Вопросы
и задания:

Сосч
итай количество
частей «Группы
игрушек».

Скол
ько их? (Три.)
- Какие это части?
(Первая часть —
куклы, вторая
часть — мишки,
третья —
машины.)

Посч
2.

Умение
устанавливать
зависимость между
целым множеством
и его частями

Диагностическая игра «Часть и
целое».
Материал: три вида игрушек
разного количества (куклы,
мишки, машины) или круги
синего, желтого и красного цветов

3 балла - ребенок выделяет составные части
группы предметов, сравнивает части на
основе счета, понимает, что целая группа
предметов больше каждой части (часть
меньше целого).
2 балла - ребенок затрудняется назвать все
игрушки (фигуры) одной группой.
Недостаточно сформированы знания о целом
множестве и его частях.
После дополнительных инструкций взрослого
ребенок понимает, что такое части целого,
определяет количество частей группы
предметов, сравнивает их. Называет самую
большую, самую маленькую
часть.
1
балл - ребенок не понимает значения
множества и его частей. После
дополнительных разъяснений взрослого не
справляется с заданиями

итай количество
игрушек каждой
части.

Чего
больше?

Знач
ит, какая часть
больше?
- В какой части
игрушек меньше?
Что можно
сказать об этой
части игрушек?
(Она самая
маленькая.)
Примечание.
Можно считать
части и
количество
частей, сравнивая
выделенные
множества и на
примере кругов
разного цвета или
других
геометрических
форм

Высокий уровень – 18-21 балл;

средний уровень- 11-17 баллов;

низкий уровень- 7-10 баллов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.