Содержание рабочей программы кружка «Весёлый оркестр» 1.Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка 1.1.1 Цели и задачи реализации рабочей Программы 1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей Программы 1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики 1.2. Планируемые результаты освоения Программы 1.2.1.Целевые ориентиры на этапе завершения Программы. 2. Содержательный раздел 2.1. Общие положения 2.1.1.Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах. 3. Организационный раздел 3.1 Планирование образовательной деятельности 3.1.1.Учебный план 3.1.2.Расписание занятий 3.1.3.Перспективное планирование образовательной деятельности. 3.2.Условия реализации Программы 3.2.1.Материально-технические условия. 3.2.2.Кадровые условия реализации программы. 3.2.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды. 3.3.Перечень литературных источников 3.3.1 Методическое обеспечение 1.Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Музыкальное воспитание и развитие требует правильной организации и целенаправленного обучения, так как влияние музыки на развитие творческой активности детей очень велико. Любая система музыкального воспитания – это попытка найти средства для своевременного становления и развития музыкальных способностей детей. Интерес детей к игре на музыкальных инструментах как средству музыкального воспитания всегда был очень большим. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, развивается чувство ритма. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передавать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Игра в оркестре – одна из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду. Музицирование способствует развитию трудолюбия, коммуникативных качеств, приобщает к коллективному творчеству. Опираясь на фронтальные занятия, организован кружок «Весёлый оркестр» Актуальность кружковой работы заключается в том, что в данной форме обучения учитываются особенности и интересы каждого ребенка, она включает индивидуально дифференцированный подход, помогающий осуществлять контроль за индивидуальным развитием детей, отмечая их сдвиги, в развитии и воспитании. 1.1.1.Цель и задачи реализации Программы Цель программы: -Развивать музыкально-эстетическое восприятие произведений народной, классической музыки, исполненной на детских музыкальных инструментах, пополняя запас музыкальных впечатлений. Задачи: Обучающие: 1. Привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков. 2. Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них. 3. Исполнять небольшие песенки-распевки с постепенным мелодическим движением. 4. Исполнять не сложный аккомпанемент в виде остинатных ритмоформул 5. Слышать сильную и слабую доли, паузы, обозначать их звучащими жестами или музыкальными инструментами. 6. Использовать музыкальные инструменты для озвучивания стихов, сказок. 7. Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальных инструментах. Развивающие: 1. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазии звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение. 2. Развивать музыкальные способности (чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух) 3.Развивать интерес к музицированию, расширять музыкальный кругозор. 4.Развивать чувства ансамбля, баланса звучания оркестра. Воспитательные: 1. Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности. 2. Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы. В основу содержания программы положены ведущие дидактические принципы, актуальные для современного музыкального воспитания дошкольников: Принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской деятельности, их органическую взаимность Принцип деятельностного подхода, предусматривающий признание ведущей роли обучения детей музыкальной деятельности в воспитании их нравственной сферы, развития способностей (музыкальных, художественных, интеллектуальных, физических), познавательных процессов; Принцип культуросообразности, заключающийся в последовательном освоении красоты разнообразных направлений музыкального искусства – народного, классического и современного. Принцип системности, обеспечивающий организацию процесса музыкального образования на основе взаимодействия ведущих его компонентов (цель, содержание, средства, результат), ядром которого выступают ведущие линии музыкального развития ребенка. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; План кружка составлен с учётом интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие»- расширение кругозора детей в части элементарных представлений о музыке, как виде искусства. «Социально-коммуникативное развитие» - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми; воспитание дружеских взаимоотношений, уважение к окружающим. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. «Художественно-эстетическое развитие» - развитие эстетического восприятия, интереса к произведениям музыкального искусства. 1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики Возрастные особенности детей, занимающихся в кружке (6-7 лет): В этом возрасте интенсивно осуществляется физическое и психическое развитие; должное развитие получили музыкальные способности, поэтому дошкольники имеют гораздо большие возможности для освоения самых различных детских инструментов. Они могут осваивать пьесы, где необходимо играть на нескольких пластинках металлофона. Дети, достигшие успехов в игре на металлофоне, осваивают игру на триоле, детском рояле. ксилофоне, а также на новых для них ударных инструментах. Дети с желанием участвуют в выступлении оркестра, могут самостоятельно (с косвенной помощью взрослого) разбираться и обсуждать партитуру музыкальных пьес для оркестра, рассуждать о последовательности включения в исполнение различных групп инструментов. Они легко разбираются в мелодических и ритмических особенностях простых по музыкальной ткани пьес. Ребёнок может проявлять усердие при освоении музыкального произведения, большое удовольствие он получает от выразительной, слаженной игры в оркестре. 1.2. Планируемые результаты освоения Программы В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования. Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства. 1.2.1.Целевые ориентиры на этапе завершения Программы. Конечный результата работы: -К концу учебного года сформировать репертуар из музыкальных произведений, исполняемых оркестром. Побуждать играть на инструментах в самостоятельной деятельности в детском саду, в семье. Ребёнок, занимающийся в кружке: - понимает форму музыкального произведения, развитие и взаимодействие музыкальных образов; в комплексе воспринимает средства музыкальной выразительности; соотносит их с эмоционально-образным содержанием музыки; выделяет звучание определённых инструментов, характеризует их тембр. -имеет развитый музыкальный слух. -освоил приёмы игры на двух музыкальных инструментах: играет на них легко; знает расположение низких и высоких звуков. -уверенно играет в оркестре, соблюдая ансамбль (ритмический, темповый, динамический) -знает и называет исполняемые пьесы, называет композиторов, написавших их. Способы определения результативности освоения Программы Мониторинг уровня знаний и умений проводится 2 раза в год (сентябрь, апрель). Педагогическая диагностика оркестровых способностей детей Раздел «Знакомство с музыкальными инструментами» Основные показатели музыкального развития ребёнка Предполагаемые действия детей Уровни 1.Знает названия инструментов: бубен, барабан,колокольчик, бубенцы, деревянные ложки, маракасы, треугольник, кастаньеты, трещотки. Способы звукоизвлечения. Называет большинство музыкальных инструментов, способы звукоизвлечения. Высокий (3) Средний (2) Называет некоторые музыкальныеинструменты и способы звукоизвлечения. 2.Знает названия инструментов русского народного оркестра: домра, балалайка, гусли, трещотка,баян, аккордеон, дудочка. Способы звукоизвлечения. 3.Знает названия симфонического оркестра: скрипка, флейта, арфа, большой, малый барабан, гобой, кларнет, валторна. Способы звукоизвлечения. Затрудняется в названии. Называет большинство музыкальных инструментов, способы звукоизвлечения. Низкий (1) Высокий (3) Называет некоторые музыкальныеинструменты и способы звукоизвлечения. Средний (2) Затрудняется в названии. Низкий (1) Называет большинство музыкальных инструментов, способы звукоизвлечения. Высокий (3) Называет некоторые музыкальныеинструменты и способы звукоизвлечения. Средний (2) Затрудняется в названии. Низкий (1) Раздел «Моделирование элементов музыкального языка» Основные показатели музыкального развития ребёнка 1. Музыкально-слуховые представления: высокие и низкие звуки, динамические оттенки (тихо-громко), сильнаядоля, темп, пауза, двух и трёхдольный размер, мажор и минор. Предполагаемые действия детей Уровни Различает звуки по высоте, динамику, двух и трёх дольный размер, слышит сильную долю, паузы. Высокий (3) Затрудняется различать Средний (2) Не различает. Низкий (1) 2. Определяет: долгие и короткие звуки. Прохлопывает метроритм. Определяет долгие и короткие звуки. Прохлопывает (простукивает) их. Высокий (3) Определяет длительности, но затрудняется прохлопывать ритмично. Определяет, но не прохлапываеть Средний (2) Низкий Раздел «Музыкально-ритмические игры и упражнения» Основные показатели музыкального развития ребёнка 1.Выполняет простейший ритмический рисунок четвертями с помощью хлопков и ритмодекламации. 2. Воспроизводит на знакомых инструментах ритм простых потешек и стишков. 3. Отгадывает звучание музыкального инструмента и может повторить ритмический рисунок. Предполагаемые действия детей Уровни Верно передает хлопками ритмический рисунок, четко декламирует одновременно с хлопками. Высокий (3) Затрудняется одновременно ритмодекламировать и прохлопывать. Средний (2) Затрудняется самостоятельно в ритмической передаче и ритмодекламации. Низкий (1) Верно передает ритм потешек и стишков. Высокий (3) Передает ритм с помощью педагога. Средний (2) Затрудняется в передаче ритма с помощью педагога. Низкий (1) Верно отгадывает звучание музыкального инструмента и передает ритм. Высокий (3) Передает ритм с помощью педагога. Средний (2) Затрудняется в передаче ритма с помощью педагога. Низкий (1) Раздел «Игра в оркестре (ансамбле)» Основные показатели музыкального развития ребёнка Предполагаемые действия детей Уровни 1. Играет на ударных шумовых инструментах, металлофоне, ксилофоне. 2. Начинает и заканчивает игрувместе. Соблюдает общий темп и ритм,динамику. Понимает дирижерский жест. Владеет игрой на ударных шумовых инструментах, металлофоне, ксилофоне. Высокий (3) Играет только на одном музыкальном инструменте. Средний (2) Играет только на шумовых инструментах. Низкий (1) Верно начинает и заканчивает игру. Соблюдает общий темп и ритм, динамику. Понимает жест дирижёра. Высокий (3) Средний (2) Начинает и заканчивает игру, соблюдает темпо-ритм и динамику с помощью педагога. Затрудняется играть слаженно в оркестре (ансамбле). Не всегда понимает жест дирижёра. Низкий (1) Раздел «Музыкально-игровое творчество» Основные показатели музыкального развития ребёнка 1. Передает на любом музыкальном инструменте ритмический рисунок своегоимени, имени друга. 2. Подыгрывает музыкальному сопровождению. 3. Играет с дирижёром. Предполагаемые действия детей Уровни Самостоятельно передает ритмический рисунок своего имени, друга. Высокий (3) Передает с помощью педагога. Средний (2) Затрудняется в передаче. Низкий (1) Свободно подыгрывает музыкальному сопровождению. Высокий (3) Подыгрывает с помощью педагога. Средний (2) Затрудняется подыгрывать. Низкий (1) Понимает жест дирижёра. Играет с дирижером. Может выступать в роли дирижёра. Высокий (3) Понимает жест дирижера, но теряется при игре. Средний (2) Не понимает жест дирижера. Низкий (1) 4. Придумывает свой ритмический рисунок, проигрывая на инструментах. Самостоятельно придумывает свой ритмический рисунок, ритмично передает его при игре на металлофоне, и других музыкальных инструментах. Высокий (3) Придумывает ритмический рисунок, но передает его не на всех инструментах. Средний (2) Затрудняется в сочинении ритма. Низкий (1) ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА Уровень овладения необходимыми навыками по программе дополнительного образованиия художественно – эстетического направления № п/п Фамилия, имя ребёнка Знакомств о с муз. инстр. Моделиро ва ние элементо в муз. языка Музыкальн оритмически е игры и упражнен ия Игра в оркестре (ансамбл е) Музыкальн о-игровое творчество Итоговы й результа т 1 2 2.Содержательный раздел 2.1. Общие положения Проведение каждого занятия требует от преподавателя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих учеников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели. Формы работы: 1. Текущие занятия 2. Выступления на утренниках, праздниках и вечерах развлечений. 3. Показательные выступления. 4. Итоговый концерт (в апреле – мае). Этапы работы: 1 этап. Развивать способность детей к подражанию, которое ярко выражено в дошкольном возрасте. Знакомство с детскими музыкальными инструментами и способами игры на них. 2 этап. Развивать у детей умение самостоятельно исполнять выученные ритмы, упражнения, отдельные движения, умение действовать сообща в коллективе. 3 этап. Развивать у детей творческие способности к импровизации в различных видах деятельности, способности к самовыражению. Игра в ансамбле, оркестре. 2.1.1.Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах Разные группы инструментов требуют освоения различных по степени трудности приемов игры. Основными приемами являются: - дифференцированные задания с учетом индивидуальных возможностей детей; - последовательность выполнения различных музыкальных заданий; - преемственность в коллективной и индивидуальной работе: на общих занятиях и в самостоятельном музицировании, на праздничных выступлениях и развлечениях; - выразительное исполнение произведения (на различных инструментах) педагогом, показ приемов, способов звукоизвлечения; - пояснения педагога; - показ иллюстраций, слайдов, видео; -самостоятельное «обследование» инструментов детьми; Когда обучение проходит в условиях сочетания указанных методов, можно рассчитывать на педагогический успех. Познакомив детей на общих занятиях, допустим, с внешним видом цитры, с основными приемами игры на ней, разучив в течение нескольких занятий 2 -3 попевки, инструмент передают в дальнейшем в группу. Там во время игр дети уже по своей инициативе продолжают знакомиться с инструментом, воспитатель помогает им. Тем временем на общих занятиях идет знакомство с другим инструментом. Рассмотрим особенности методики обучения с точки зрения следующих задач: освоения технических приемов игры; последовательности заданий для освоения игры на отдельных инструментах; разучивания некоторых произведений. Технические приемы Приемы игры зависят от конструкции каждого инструмента. Прежде всего надо установить правильную исходную позу и расположение инструмента по отношению к ребёнку. Металлофоны, цитры лучше всего положить на небольшие подставки, находящиеся на уровне колен играющих. Если подставок нет, инструменты можно положить на колени. Духовые инструменты (до начала игры) также кладут на колени. Барабан и бубен держат на уровне пояса, а треугольник подвешивают на подставку, или же ребенок держит его в левой руке. Очень важно научить правильным приемам звукоизвлечения: - при игре на металлофоне молоточек следует держать так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и, главное, быть легким. Кисть при этом должна быть свободной; - кастаньеты звучат очень громко, поэтому их берут в правую руку и слегка ударяют «лепестками» по ладони левой. Звук при этом несколько приглушается, и ритмический рисунок отчетливо слышен; - тарелки дети держат за ремни и ударяют одной о другую скользящим движением. Чтобы звук сразу прекратился, тарелки прикладывают к коленям; - при игре на треугольнике надо ударять палочкой посередине горизонтальной его части. Звук должен быть легким и упругим и если он продолжается долго, следует прижать треугольник рукой звук сразу прекратится; - бубен издает различные по характеру звуки в зависимости от того, ударяют по его перепонке пальцами, мягкой частью ладони или одним большим пальцем. Если к тому же менять место удара – ближе к деревянной раме (где сильнее резонанс), к середине, ударять по самой раме или же, наконец, чередовать эти удары, то можно достигнуть интересного тембрового сопоставления звуков. Последовательность заданий В начале обучения методические приемы руководителя направляются, естественно, к тому, чтобы вызвать у ребенка интерес к новому для него виду занятия. В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы – голосами птиц, животных, речью человека. Педагог, например, обращает внимание детей на то, что птички поют высоко, звонко, нежно и это можно изобразить на цитре. Металлофон хорошо передает звуки падающих капелек дождя: сначала они падают редко, потом звенят все чаще, чаще – дождь усиливается. Звук триолы протяжный, как будто кто-то кричит в лесу, зовет. На барабане палочки выбивают дробь, словно гром гремит (педагог делает попеременные быстрые удары двумя палочками. Смысл подобных приемов – в ознакомлении детей с выразительными возможностями каждого инструмента. На этом первоначальном этапе полезно также подготавливать детей к координированным совместным действиям, развивать столь важное для игры в оркестре чувство ансамбля. С этой целью применяются своеобразные ритмические «оркестры». Дети хлопают в ладоши, притопывают ногой, постукивают деревянными палочками, брусками, пластмассовыми коробочками – пустыми или наполненными камешками,горохом. Деревянные, пластмассовые, металлические предметы также позволяют извлекать звуки различного характера. Дети с интересом прислушиваются к ним, выполняя ритмические задания, осваивают навыки совместных или поочерёдных действий. Желательно обращать внимание детей на то, что в различных игровых и жизненных ситуациях можно воспользоваться ритмическими приговорками и музыкально-речевыми интонациями. Дальнейшее обучение идет в следующей последовательности: сначала осваивается игра на одном инструменте, потом на другом и т. д. При этом увеличивается объем навыков исполнения: сначала ритмических рисунков; затем мелодий, построенных на узких интервалах; позже мелодий, включающих значительные отрезки звукоряда и более широкие интервалы. Разучивая мелодию несложных пьес, песен, попевок дети должны справиться с двумя трудностями: воспроизвести ритмический рисунок и мелодическую линию. Сначала, когда идет освоение приемов правильного звукоизвлечения, педагог предлагает детям более легкое задание – воспроизведение ритма, разучивание приемов правильного звукоизвлечения, начальные пьески «Музыкального букваря». Их художественное преимущество в том, что ритмические прибаутки даны с фортепианным сопровождением, а это делает их более выразительными. Способы размещения участников детского оркестра. При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты лучше всего положить на небольшие подставки, а не класть на колени, чтобы дети, играя на них, не сидели согнувшись. Духовые инструменты до начала игры дети могут класть на колени. От расположения участников коллектива зависит качество звучания оркестра. Сидеть дети должны одинаково и на репетициях, и на выступлениях. Участников детского оркестра рассаживаю так, чтобы справа были низкие музыкальные инструменты, слева – высокозвучащие инструменты, а ударные инструменты размещаются сзади, в свободном порядке. С первых занятий приучаю маленьких оркестрантов к своим постоянным рабочим местам. 3.Организационный раздел 3.1 Планирование образовательной деятельности В работе с детским оркестром использую все формы проведения занятий: индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте), групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах) и коллективную (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра). Коллективная форма – самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с разъяснениями педагога. Занятия имеют следующую структуру: -Музыкальная грамота. Цель: расширение представлений о музыке (в частности инструментальной), об основных средствах выразительности. -Ритмические и рече-ритмические игры и упражнения. Цель: развитие и тренировка чувства метро - ритма. -Разучивание и исполнение музыкальных произведений. Цель: обучение навыкам коллективной игры, развитие чувства ансамбля. -Творческое музицирование. Цель:обучение со знакомым материалом. детей импровизационно обращаться № 1 3.1.1.Учебный план Количество учебных часов в год: 32 часа, 2 раза в неделю по 30 минут. Наименование раздела Знакомство с музыкальными инструментами Кол-во часов 10 2 Моделирование элементов музыкального языка 14 3 Музыкально-ритмические игры и упражнения 16 4 Игра в оркестре (ансамбле) 16 5 Музыкально-игровое творчество 16 6 Итого 32 3.1.2.Расписание занятий Группа / Время Понедельник Дни недели Кружок «Весёлый оркестр» (дети 6-7 лет) 17.0517.35 11.0011.30 Пятница Индивидуальная работа, Работа в оркестре. работа по подгруппам. 3.1.3.Перспективное планирование образовательной деятельности. Месяц Содержание Сентябрь Диагностика Октябрь -Развивать тембровый, интонационный слух, ритмичность, используя звучащие жесты, игру на дми. -Совершенствовать навыки и умения детей (игра на металлофоне) - Развивать ритмический слух, чувство Репертуар «Между небом и землёю» муз. Тютюнниковой. «Дождик накрапывет» «Дождик», муз. В. Косенко; муз.Александровова «Кап-кап» р.н.м. обр. Попатенко. Ноябрь Декабрь Январь Февраль ансамбля. Передавать метроритмическую пульсацию. - Закреплять приемы игры на ударных инструментах. -Закрепить понятие: короткие и долгие звуки, обозначать их слогами «ти», «та» -Использовать звучащие жесты (шлепки, хлопки) -развивать слуховое внимание, комбинировать различные ритмические формулы -Развивать навык коллективной игры на металлофоне, ксилофоле, знакомство с названиями нот. - Играть в ансамбле, соблюдая общую динамику и темп. -Обучать приёмам игры на триоле Играть оркестровые партии индивидуально, небольшими группами и в составе оркестра. - Развивать мелодичный слух при игре на металлофоне. - Работать над ритмическим эталоном в размере 2/4 при игре на ложках. -Музицировать с аккомпанементом звучащих жестов. -Развивать тембровый слух. - Совершенствовать навыки игры на металлофоне, триоле. Развивать чувство ансамбля, одновременно начинать и заканчивать игру; осваивать навыки совместных действий. - Закреплять приемы правильного звукоизвлечения в игре на металлофоне, триоле. Передавать метроритмическую пульсацию и сильную долю в игре на ударных инструментах. - Играть в сопровождении фортепиано в ансамбле, соблюдая общий темп и динамику. -Оркестровать песню (металлофон, ударные) «Перевоз Дуня держала» р.н.м. «Латвийская полька» обр. Раухвергера «Дождик с ладошками» югосл.н.м. «Осенняя гамма» «Калинка» р.н.м. «Венгерский танец» муз. Брамса «Скок-поскок», «Мороз» «Шествие гномов» муз. Э Грига «Часики», муз. С. Вольфезона; «Две лошадки», муз. Лещинской «Ой, лопнув обруч»укр.нар.мел «Вальс-шутка» муз. Шостаковича «В нашем оркестре» муз. Попатенко Март- Апрель Май -Развивать слуховое внимание, ритмичность через движение, через игру на треугольнике. Осваивать навыки совместных действий. -Передвать ритмическую формулу в движении. «Цветок» Гречанинова «Шаловливые сосульки» «Лягушки» муз. Ребикова «Зкосез» муз. Шубкрта - Индивидуально разучивать оркестровые партии, играть небольшими группами и в составе оркестра; чувствовать «Рок на льду» муз. Я Лусенс фразировку, соответственно вступать в «Музыкальный момент» муз. Шуберта игру. - Повторение и закрепление выученного репертуара. Исполнительская работа над партитурами. - Подготовка и проведение концерта «Сколько музыкантов – столько и талантов» 3.2.Условия реализации Программы. 3.2.1.Материально-технические условия. 1. Наличие помещения для занятий. 2. Материальная база: набор музыкальных инструментов – погремушки, трещотки, бубны, кастаньеты, различные маракасы, треугольники, тарелки разных размеров, барабаны, детские металлофоны, ксилофоны, триолы, колокольчики, ложки,, бубенцы, рубель. 3. Наличие мебели соответсвующей высоты. 4. Репертуар – разнообразный, доступный, охватывающий музыку различных стилей и направлений. 5. Музыкальный центр, фонограммы. 3.2.2.Кадровые условия реализации программы. Музыкальный руководитель – Щербакова Н.А со стажем работы 40лет. Образование - средне -специальное. Квалификация по диплому Ханты- Мансийского педагогического училища- учитель музыки, музыкальный воспитатель. С 1980 года по сегодняшний день работаю по специальности. Прохождение курсов повышения квалификации Наименование учреждения Форма Тема курсов ДПО и сроки прохождения прохождения курсов (дистанционная, инновационная и др.) Объем курсов АУ ДП ХМАО-Югры Очная институт развития образования 12.03-21.03 2018г.г. АУ ДП ХМАО -Югры Очно-заочная институт развития образования 16.09-24.09 2018г.г «Музыкальноритмическое воспитание в ДОУ» 72 учебных часа «Компьютерные технологии музыкальном образовании» 72 учебных час АУ среднего Очная профессианального образования ХМАО –Югры «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» 12.03-17.03. 2019г.г. Вебинар Дистационная 23.10 2018г ОАО Издательство «Просвещение» «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» АУ ДП ХМАО -Югры очная институт развития образования 26.09.2019 02.10.2019 Институт образования г Ханы-Мансийск 21.05.2020г развития Семинарпрактикум в 36 часов «Реализация 2 часа образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие» ФГОС дошкольного образования» «Организация 36 часов инклюзивного образования детейинвалидов в образовательных организациях», 2019г. Ассоциация 2 часа школ инклюзивного образования 3.2.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды. В соответствии с ФГОС программа кружка строиться в соответствии с возрастными возможностями и особенностями дошкольников. Для развития музыкальных и творческих способностей детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда. При создании условий для музыкального и творческого развития детей, обстановка во всех группах комфортная и безопасная для ребёнка, пособия доступны детям, соответствуют требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей. Музыкальная деятельность в дошкольном возрасте во всех её видах - средство и путь всестороннего развития ребенка. Поэтому формы музыкальной деятельности детей возрастосообразные Музицирование детей при самостоятельной деятельности носит инициативный, творческий характер и основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения и развития творческих способностей детей. Музицирование и развитие чувства ритма в повседневной жизни детского сада обуславливается включением в разные моменты детской деятельности и помогает разнообразить жизнь детей в условиях детского сада. Следует отметить, что при проектировании и создании предметных зон для развития творческих способностей детей, музыкальная среда органично соседствует с театральным и уголком и уголком по изодеятельности. Эти виды детской деятельности тесно связаны, и как бы вытекают один из другого. В уголке по театрализованной деятельности представлены разные виды театров. Дети с удовольствием разыгрывают сценки кукольного театра, небольшие сказки, которые «озвучивают» при помощи ударно – шумовых инструментов. Использование музыки возможно не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в разных режимных моментах: в часы досуга, во время игр детей, на прогулке, в условиях различных занятий, связанных с художественной деятельностью детей. В каждой группе созданы предметные зоны для развития творческих способностей дошкольников, здесь наши дети имеют возможность в игровой форме закреплять знания, полученные на занятиях: исполнить знакомые песни, аккомпанируя себе на музыкальных и ударно – шумовых инструментах, инсценировать её, используя элементы костюмов. Музыка и стихи звучат на праздниках, развлечениях в исполнении взрослых и детей. Художественное оформление усиливает эмоциональное переживание ребенка. Театрализованные действия также требуют изобразительного и музыкального оформления. Яркие зрелища, праздники, развлечения так же вызывают желание детей выразить свои впечатления. И чем они ярче – тем интереснее дети музицируют. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования творческой личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. 3.3.Перечень литературных источников 1. Бублей С. Детский оркестр. - Ленинград 1989. 2. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. - М., 1968. 4. Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Комисарова Л. Н. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1989. 5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – М., 1967. 6.Каплунова И. М., Новоскольце,ва И. Этот удивительный ритм.,- СПб. Композитор., 2005. 7. Кабалевский Д. Б. Как рассказать детям о музыке? – М., 1982. 8. Костина Э. П. Камертон. - М., 2008. 9. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., 1985. 10. Трубникова М. А. «Играем в оркестре по слуху». – М.: Центр «Гармония», 1994 3.3.1.Методическое обеспечение 1. Каплунова И.М., Наш весёлый оркестр.- методическое пособиеС.П., Невская нота., 2013 2. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 1994. 3. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. М., 1990. 4. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. - М., 1958. 5. Дзержинская И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. – М., 1985. 6. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. - М., 1968. Прохождение курсов повышения квалификации Наименование учреждения Форма Тема курсов Объем курсов ДПО и сроки прохождения прохождения курсов (дистанционная, инновационная и др.) АУ ДП ХМАО-Югры Очная «Музыкально72 учебных часа институт развития ритмическое образования воспитание в ДОУ» 12.03-21.03 2012г.г. АУ ДП ХМАО -Югры Очно-заочная «Компьютерные 72 учебных час институт развития технологии в образования музыкальном 16.09-24.09 2013г.г образовании» АУ среднего Очная профессианального образования ХМАО –Югры «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» 12.03-17.03. 2014г.г. Вебинар Дистационная 23.10 2014г ОАО Издательство «Просвещение» АУ ДП ХМАО -Югры очная институт развития образования 26.09.2019 02.10.2019 Институт образования г Ханы-Мансийск 21.05.2020г развития Семинарпрактикум «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» 36 часов «Реализация 2 часа образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие» ФГОС дошкольного образования» «Организация 36 часов инклюзивного образования детейинвалидов в образовательных организациях», 2019г. Ассоциация 2 часа школ инклюзивного образования