Содержание программы дополнительного образования «Праздник радости» Введение 1.Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка 1.1.1 Цели и задачи реализации Программы 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 1.2. Планируемые результаты освоения Программы 1.2.1.Целевые ориентиры на этапе завершения Программы. 2. Содержательный раздел 2.1. Общие положения 2.2. Описание образовательной деятельности. 2.3. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. 2.3.1.Возрастные и индивидуальные особенности детей. 2.3.2.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. 2.3.3.Способы и направления поддержки детской инициативы. 2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. 3.Организационный раздел 3.1 Планирование образовательной деятельности 3.1.1.Учебный план 3.1.2.Расписание занятий 3.1.3.Перспективное планирование образовательной деятельности. 3.2.Условия реализации Программы 3.2.1.Психолого-педагогические условия 3.2.2.Материально-технические условия. 3.2.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды. 3.3.Перечень методических, литературных, интернет источников 2 Введение Именно светлые воспоминания детства могут спасти человека в трудные минуты взрослой жизни, удержать от низкого поступка в ситуации нравственного выбора. Осмысление этой идеи означает, что успех воспитания зависит от того, как много светлых и радостных минут детства ребенок может взять в самостоятельную жизнь. Накопить этот необходимый для каждого человека запас добрых воспоминаний детства помогут детские праздники, и, в частности, один из самых памятных для ребенка в году – День рождения. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создание максимально благоприятных условий для их развития. Эмоциональная сфера дошкольника - важнейшая система, которая оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение ребенка и очень важна для его психического и соматического здоровья. Развитие эмоциональной сферы ребенка возможно на любом этапе онтогенеза, но особенно актуально решение данной проблемы в период дошкольного возраста, когда ребенок, с одной стороны, должен подготовиться к усвоению новых требований и правил, подготовиться к вхождению в коллектив сверстников, а с другой стороны, именно в этот период коррекция личностных черт ребенка, в том числе и эмоциональной сферы, наиболее перспективна, т.к. происходит переход от эгоцентристкой позиции ребенка к возможности его сопереживания другому. По словам Л.С. Выготского, эмоциональное развитие детей - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. Собственно-эмоциональное развитие - это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. Отдельные стороны психики детей на разных возрастных этапах неодинаково чувствительны к условиям воспитания. Чем младше ребенок и чем больше его беспомощность, тем значительнее обнаруживается его зависимость от условий, в которых он воспитывается. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Пути воспитания эмоциональной отзывчивости у дошкольников различны. Необходимо продуманными методическими приёмами привлекать детей к непосредственному выражению своих эмоций, через слово, мимику, жесты, пластику. Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре. Организация взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком. 3 Детский музыкальный праздник создает возможность эмоционального развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным музыкальным произведениям, но и к музыкальному искусству в целом. Использование педагогами данной формы организации деятельности детей, в ходе которой будут обогащаться знания детей об эмоциях, накапливаться опыт восприятия и исполнения различных по характеру музыкальных произведений, опыт переживаний различных эмоциональных состояний, будет способствовать развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку. А эмоциональная отзывчивость на музыку, связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. День рождения ребенка – самый трогательный и самый чудесный праздник в каждой семье. Его ждет не только малыш, но и взволнованные родители десятки раз прокручивают в голове разные идеи о том, как сделать этот день незабываемым. Но… Смотрим на календарь – день то обычный, рабочий… И пусть в воскресение соберутся шумные гости, но ведь день рождения – сегодня! А сегодня надо спешить на работу, а малыша – вести детский садик.. Впрочем, это совсем не повод для расстройства! Даже наоборот – при минимуме затрат можно подарить праздник не только одному малышу, но и порадовать всех его маленьких друзей. 1.Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка 1.1.1 Цели и задачи реализации Программы Цель. Создание положительного эмоционального настроения, формирование групповой сплоченности. Задачи: Развивать творчески активного ребенка с учетом его возрастных особенностей; Активизировать эмоциональный потенциал личности ребенка; Создавать условия для самовыражения в процессе общения с разными видами музыкально – эстетической деятельности; Стимулировать творческую свободу, эмоциональную раскованность. Формировать у детей групповую сплоченность и навыки сотрудничества. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы В основу реализации данной программы положены следующие принципы: принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагает доверие к эмоциональным ощущениям ребёнка, обучение его навыкам ощущать и принимать своё эмоциональное состояние таким, какое оно есть; принцип систематичности и последовательности предполагает последовательную работу над совершенствованием нравственных качеств ребёнка; 4 принцип коммуникативности предполагает атмосферу доброжелательности и взаимопонимания, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья; создание условий для наиболее полного раскрытия личности ребёнка, максимального развития его способностей; принцип связи теории с практикой формирует у детей умение осознанно и самостоятельно пользоваться двигательными умениями и навыками в различных условиях; принцип занимательности заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, т.к. блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. принцип взаимодействия ДОУ и семьи направлен на создание условий для успешной реализации способностей ребёнка и обеспечение возможности сохранения нравственного здоровья в семье; 1.2. Планируемые результаты освоения Программы - Доставить имениннику радость; - Повысить самооценку и ощущение значимости в коллективе; - Создать атмосферу праздника, незабываемого дня рождения для ребёнка. В ходе реализации Программы у детей будет сформирована базовая, праздничная культура, создана дружественная атмосфера в детском коллективе, увеличено стремление детей и их родителей принимать активное участие в проведении группового праздника. Итоги реализации дополнительной образовательной программы «Праздник радости» проводятся в форме: Фото- видеоматериал; Мультимедийные презентации детских праздников; Непосредственное присутствие родителей воспитанников на празднике; Творческий отчёт педагогов, реализующих данную Программу на педагогическом совете. Способы проверки ожидаемых результатов (анонс диагностического инструментария): Анализ подготовки и проведения мероприятия. Мониторинг удовлетворённости детей участием в мероприятии. Диагностика эмоционального фона в начале и в конце мероприятия (беседы, отзывы, наблюдение, анкетирование). Самоанализ организационной деятельности. Количественные показатели (количество проведённых мероприятий, охват участников мероприятий). Социальные показатели (заинтересованность воспитанников). Учёт запроса проводимых мероприятий. 1.2.1.Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы. 5 Культурно-досуговая деятельность оказывает огромное влияние на социально-коммуникативное развитие дошкольников, поэтому педагогическая диагностика направлена на оценку социально-коммуникативного компонента. Выделим наиболее важные, на наш взгляд, параметры для оценки коммуникативного развития, которые определены как базовые путем интеграции компонентов из характеристики социально-коммуникативного развития, представленной в ФГОС ДО. Параметры для исследования коммуникативного развития дошкольника: – степень усвоения норм и ценностей, принятых в обществе; – степень овладения правилами и навыками взаимодействия со взрослыми и сверстниками; – развитость самостоятельности и саморегуляции; – уровень развития социального и эмоционального интеллекта; – уровень развития эмпатии. Уровни социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Высокий уровень социально-коммуникативного развития характеризуется высокой степенью развития по всем выделенным параметрам. Причем образовательная практика и опыт профессиональной деятельности показали, что высокий уровень социально-коммуникативного развития дошкольника взаимосвязан и взаимообусловлен отсутствием проблем в сфере общения ребенка с семьей, взрослыми и сверстниками. Средний уровень социально-коммуникативного развития определяется недостаточно высокой степенью развития по некоторым из обозначенных ранее параметров, что порождает определенные трудности в сфере общения ребенка с семьей, взрослыми и сверстниками. В свою очередь наличие проблем в сфере общения ребенка с семьей, взрослыми или сверстниками может являться причиной недостаточной степени развития по перечисленным параметрам. Следует отметить, что существующие проблемы в сфере общения и недостаточно высокая степень развития по перечисленным параметрам преодолеваются ребенком самостоятельно или с незначительной помощью взрослого и не препятствуют дальнейшему развитию ребенка. Низкий уровень социально-коммуникативного развития характеризуется низкой степенью развития по нескольким из перечисленных параметров, что порождает серьезные противоречия, разногласия в сфере общения ребенка с семьей, взрослыми и сверстниками. Неразрешимые проблемы в общении с семьей, взрослыми и сверстниками препятствуют полноценному развитию ребенка по выделенным параметрам. Преодоление существующих препятствий, противоречий и проблем возможно только посредством оказания квалифицированной помощи, без которой дальнейшее развитие ребенка находится под угрозой. 2. Содержательный раздел 6 2.1. Общие положения Организация праздников для детей (дни рождения ребенка по заказу родителей) - это проведение дополнительных именинных развлечений для детей от 3 до 7 лет в детском саду. Праздники и развлечения создают возможность для проживания положительных эмоций. Организацию образовательной деятельности на праздниках осуществляют музыкальный руководитель, воспитатель, инструктор по физической культуре, помощник воспитателя. Содержание программы сориентировано на создание психологического и эмоционального благополучия каждого ребёнка. Программа обеспечивает формирование и развитие базовой культуры ребёнка, создание дружественной атмосферы в детском коллективе, развитие чувств успеха посредством организации групповых праздников, организацию творческой деятельности ребёнка, как основу формирования его культуры. Механизм реализации программы Исполнитель программы: - Осуществляет отбор договоров родителей на оказание данной дополнительной услуги; - Готовит методическое обеспечение для реализации Программы; - Реализует содержание Программы в рамках учебного плана; - Подготавливает ежегодно отчёт о ходе реализации Программы, ее эффективности и представляет его на итоговом педсовете, родительском собрании; - несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы Координатором Программы является педагогический совет ДОУ. Координатор: - Осуществляет экспертное сопровождение методического обеспечения Программы; - Обеспечивает в ходе реализации Программы координацию деятельности исполнителя, ответственного за реализацию дополнительной услуги; - Ежегодно проводит оценку эффективности реализации Программы; - Организует размещение на сайте образовательного учреждения информацию о ходе и результатах реализации Программы; Механизм реализации Программы предусматривает разграничение деятельности всех участников образовательного процесса: Заведующий ДОУ: Комплектация ДОУ педагогическими кадрами Контролирует соблюдение должностных обязанностей сотрудников ДОУ по выполнению воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Обеспечивает функциональную пригодность групп, кабинетов, помещений ДОУ Обеспечивает финансирование для обогащения предметно-развивающей среды для реализации Программы Контролирует составление сметы доходов и расходов внебюджетных 7 средств. Изучает и внедряет в ДОУ запросы родителей на образовательные услуги. Вносит предложения по совершенствованию содержания дополнительного образования ДОУ в соответствие с нормативными документами, кадровыми и материальными возможностями) Вносит изменения в Устав ДОУ, разрабатывает локальные акты. Заключает договора с родителями на оказание дополнительных платных образовательных услуг в ДОУ Заместитель заведующего по ВМР Составляет план повышения квалификации педагогов . Составляет учебный план, сетку занятий дополнительных образовательных услуг в ДОУ в соответствие с нормативно – правовыми документами. Ведет просветительскую работу среди родителей о дополнительных образовательных услугах в ДОУ. Контролирует качество образовательного процесса в ДОУ в рамках реализации Программы Обеспечивает программно-методическое оснащение воспитательного процесса в ДОУ. Организует совместную работу ДОУ с другими ведомствами и другими социальными институтами (в соответствии с договором) Организует родительские собрания, консультации, других форм работы по взаимодействию ДОУ и семьи. Контролирует соблюдение педагогами ДОУ инструкции по охране жизни и здоровья детей . Проводит анализ и коррекцию реализации программы Заместитель зав. по АХЧ: Проводит работу по оснащению материально-технической базы ДОУ Обеспечивает организацию мероприятий по охране труда и безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников ДОУ, пожарной безопасности. 2.2. Описание образовательной деятельности. Выбор персонажей для участия в празднике (1, 2 героя): Крокодил Гена, Чебурашка, Незнайка, Буратино, Мальвина, Карлсон, Клоун, Медведь, Петушок, Снеговик, 8 Боровик, Кот Базилио, Лиса Алиса, Пёсик, Волк, Петушок Лесовик. Услуги по выбору: украшение зала, украшение группы, приобретение подарка имениннику и его гостям, именинный пирог, фото- и видеосъемка, разработка сценария, подготовка атрибутов, костюмов, призов, проведение праздника. Форма оказания услуги – подготовка и единовременное проведение праздника. Музыкальное оформление праздника Праздник «день рождения» для ребенка - это, прежде всего, веселье. И это диктует выбор соответствующего музыкального материала. Поэтому в основу музыкального оформления праздников ложатся веселые, зажигательные, танцевальные мелодии современных композиторов. Среди них Е. и С. Железновы, обработки Т.Суворовой, различные звуковые эффекты, звуки живой природы, а также – современные танцевальные мелодии и песни. Караоке позволяет не только поддерживать настроение праздника, но и развивает творческие начала детей. Включение зажигательных и подвижных инструментальных мелодий для фона на конкурсах и играх развивает чувство ритма, темпа и обогащает музыкальноэстетические представления детей. Подбор музыки для праздников основывается на знании основных навыков и умений детей каждого конкретного возраста (танцевальные элементы, вокальные навыки, темп и ритм выполнения музыкальных движений). На это влияют и особенности поведения детей: как именинников, так и других детей каждой конкретной группы. 2.3. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. 2.3.1.Возрастные и индивидуальные особенности детей. Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) Возрастные особенности психического развития детей. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты 9 выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Задачи воспитания и обучения. Закреплять навыки организованного поведения в детском саду. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Создавать условия, благоприятствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия. Продолжать воспитывать и развивать образ Я. Развивать эстетические чувства детей, художественно восприятие ,вызывать эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Средняя группа (от4 до 5лет) Возрастные особенности психического развития детей Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Задачи воспитания и обучения. Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего, нравственноэстетические чувства в общении с природой, в быту, играх. Развивать умение понимать содержание произведений искусства, внимательно слушать музыку, сказку, рассказ. Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности. Учить выразительно читать стихи, петь; красиво двигаться под музыку. Старшая группа (от 5-6 лет) Возрастные особенности психического развития детей. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. 10 Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Задачи воспитания и обучения. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща; стремление радовать старших хорошими поступками. Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам разных национальностей. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, доводить начатое дело до конца, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать хорошему примеру. Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству. Развивать художественно- творческие способности, поэтический и музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы, композиции. Подготовительная к школе группа (от 6 до 7лет) Возрастные особенности психического развития детей. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. Задачи воспитания и обучения. Развивать художественно-творческие способности детей в различных видах художественной деятельности. Развивать эстетическое восприятие, 11 чувство ритма, эстетическую оценку, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, искусству и художественной деятельности. Продолжать формировать интерес к классическому и народному искусству (музыкальному, изобразительному, литературе, архитектуре).Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, умение и желание самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать деятельность сверстников. 2.3.2. Особенности образовательной деятельности по музыкальному развитию детей разных видов и культурных практик. В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, авторский коллектив программы «От рождения до школы» пересмотрел и переработал программу в соответствии со стандартом. В программе появились такие изменения и дополнения как культурные практики. Культурные практики – это обычные для ребенка (привычные ,повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми. Это также – апробация ( постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов. Культурные практики ребенка обеспечивают его активную и продуктивную образовательную деятельность. Культурные практики важны для развития ребенка на основе его расширяющихся самостоятельных действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения – изучения – исследования как своеобразного детского ТРИЗ. К культурным практикам можно отнести все разнообразие исследовательских, социально – ориентированных, художественных способов действий. На основе культурных практик формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, а также черты характера и стиль поведения. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба. Культурными практиками можно считать: Совместная игра музыкального руководителя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры и др.) Ситуации общения и накопления положительного социальноэмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. 12 Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («Как на ярмарке веселой »), просмотр познавательных презентаций, оформление информационных стендов. Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение музыкального руководителя и детей на литературном или музыкальном материале. Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи. Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. При организации досуга используются разнообразные виды искусства, которые в свою очередь, воздействуют на развитие детей и их вхождение в культуру сразу целым комплексом средств: Пение (хоровое, сольное, дуэт), при котором на ребёнка воздействуют музыка и народное искусство; Музыкально-ритмические движения – соответственно, музыка, хореография, театр и народное искусство; Художественное слово – литература и фольклор; Инсценировка (стихов, сказок, песен) – литература, музыка, театр и народное искусство; Шутки, репризы, фокусы, сюрпризы – музыка, фольклор и хореография; Игры (подвижные, музыкальные), игры-забавы – музыка и народное искусство; Игра на детских музыкальных инструментах - музыка; Творческая деятельность – музыка, литература, изобразительное творчество и театр; Изготовление подарков, оформление зала, изготовление элементов костюмов, декораций – изобразительная деятельность, дизайн и театр; Проведение игровых опытов – экспериментирование, исследовательская деятельность. 2.3.3.Способы и направления поддержки детской инициативы. Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, 13 ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив. Все виды деятельности, предусмотренные программой ДОУ, используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализует педагог в совместной деятельности, в режимных моментах и др. Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы. Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие. Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии. А детский праздник как ничто другое предоставляет возможность проявить себя в разных видах деятельности. Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения. Формирование установок «Я могу», «Я сумею». Создание ситуации успеха для каждого ребёнка: «Это очень просто, я тебе помогу»; предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребёнок, у тебя всё получится» Для поддержки детской инициативы необходимо: -Предоставить детям самостоятельность во всём, что не представляет опасности для их жизни и здоровья. -Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей. -Не критиковать результаты деятельности ребёнка и его самого как личности. -Создавать все необходимые условия. -Поощрять различные творческие начинания. 2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития эмоциональных чувств ребенка, способствуют его нравственному воспитанию. Одним из важнейших условий программы является тесное взаимодействие с семьей, т.к. именно семья является первой социальной средой, в которой начинают закладываться основы нравственного воспитания детей. 3.Организационный раздел 3.1 Планирование образовательной деятельности 3.1.1.Учебный план 14 № п/п 1 Наименование услуги Организация досуговых мероприятий детей Кол-во занятий Кол-во часов Форма в в проведения неделю/месяц неделю/месяц По заказу фронтально родителей для ребёнка именинника (законных представителей) дошкольников 3.1.2.Расписание 3.1.3.Перспективное планирование образовательной деятельности. Месяц Название мероприятия Группа Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь ИюльАвгуст Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь ИюльАвгуст Сентябрь Октябрь Ноябрь «Кукла Катя» «Матрёшка и Петушок» «Петрушкины загадки» «Зимушка-зима» «Заинька простудился» «Мишка пришёл в гости» «Бабушка-загадушка» «Капризка» «Волшебная шкатулка» Игры Бабушки-Забавушки 2-мл.гр. «Бабушка Забавушка» «Петрушка» «Петрушкин колпак» «Письмо Декабря» «Петрушка-дрессировщик» «Метелица» «Скворцы и Бабушка-Забавушка» «Огородники» «Доктор Айболит» «Клоун Сёма в гостях у детей» Средняя группа «Старичок-лесовичок» «Цветик-семицветик» «Незнайкины проделки» Старшая группа 15 Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август «Пришла зима» «День рождения с Кокой и Лёкой «Старик Хоттабыч» «Путешествие в стану сладостей» «Фея чистоты» «Конфетное дерево» «Летнее настроение» «Репка» «Осенний хоровод» «Волшебная сметана» «Снеговик» «Незнайкины проделки» «Любимые игрушки» «Друзья познаются в беде» «В стране Смешариков» «Петрушка идёт в школу» «Баба Яга на дне рождения» «Летнее настроение» Подготовительная группа Объём образовательной нагрузки Программа рассчитана на 4 года обучения, на 4 возрастные группы (вторая младшая группа - 3-4 года, средняя группа – 4-5 лет, старшая группа – 5-6 лет, подготовительная к школе группа – 6-7 лет). Цикл мероприятий рассчитан на 1 календарный год (с сентября по август). Организация досуговых мероприятий детей проводится фронтально, осуществляется по запросу родителей (законных представителей) ребёнка именинника через заключение договора. Продолжительность праздников для детей младшего дошкольного возраста 30-40 минут, старшего дошкольного возраста 45-60 минут. Дни праздников выбираются в соответствии с расписанием НОД, в соответствии с требованиями СанПин и с запросом родителей (законных представителей) дошкольников. Мероприятия по дополнительной программе проводятся вне основной образовательной деятельности. 3.2.Условия реализации Программы 3.2.1.Психолого-педагогические условия В досуговой деятельности дети сами предъявляют к себе все воспитательные требования взрослых, что и делает досуг сферой самовоспитания. Досуг, праздник есть то личное пространство, где наиболее полно и ярко раскрываются естественные потребности в свободе, независимости дошкольника. Специально-организованный праздник предоставляет воспитанникам возможность саморазвиваться, удовлетворяет 16 многие социально-психологические потребности в реализации интересов, самопроверке сил, самоутверждении среди сверстников, признании собственной личности. Именно в празднике реализуются притязания в общении. Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на развитие базовой культуры ребёнка-дошкольника с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Дети с тяжёлыми нарушениями требуют особого внимания, подхода к организации праздников. Длительные по времени праздники утомляют детей, вызывают перевозбуждение, которое обычно сменяется подавленностью, депрессией, капризами и истериками, неустойчивыми эмоциональными состояниями, иногда отказом от совместной деятельности. Младшая группа (дети 3-4 лет) Создать доброжелательную атмосферу, доставить радость детям, родителям (законным представителям), гостям праздника; Вызвать интерес к празднику; Формировать умение выполнять игровые и плясовые движения, соответствующие словам песни и характеру музыки; Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. Средняя группа (дети 4-5 лет) Продолжать приобщать детей к праздничной культуре; Воспитывать стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях; Формировать чувство причастности к событиям, которые происходят в детском саду, семье; Воспитывать любовь к близким людям, своим сверстникам; Воспитывать традиции, связанные с празднованием дня рождения. Старшая группа (дети 5-6 лет) Формировать представление о празднике; Учить дошкольников бережно относиться к праздничным традициям и обычаям празднования дня рождения; Вызывать эмоциональное положительное отношение к празднику, приобщать детей к всеобщему веселью, радости; Воспитывать внимание и любовь к окружающим людям, стремление вовремя поздравлять с памятными событиями друзей; Поощрять желание детей преподносить подарки и сувениры, сделанные своими руками; Приучать дошкольников активно участвовать в подготовке и проведении праздников, украшении помещений группы, музыкального зала. Подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет) Развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к празднику; Продолжать формировать умение нарядно одеваться в праздник; 17 Преподносить подарки и сувениры друзьям, выполненные своими руками; Привлекать детей к активному участию в подготовке к празднику: украшению группы и детского сада, изготовлению игрушек и костюмов, сувениров; Воспитывать чувство удовлетворения от совместной подготовки к празднику. Формировать стремление принимать активное участие в подготовке и проведении праздника и при этом испытывать чувство веселья и радости. 3.2.2.Материально-технические условия. Организация досуговой деятельности осуществляется в музыкальном зале дошкольного учреждения, расположенном на втором этаже здания. Музыкальный зал оснащён современным оборудованием (экран, мультимедийный проектор, музыкальный центр, фортепиано, мольберт и др.), детской мебелью. В кабинете музыкального руководителя имеются шкафы, в которых сосредоточен методический комплект для реализации Программы: Каталог сценариев к праздникам в соответствии с возрастом детей; Медиатека; Картотека конкурсов игрового и развлекательного характера; Сценический грим; Набор театра кукол би-ба-бо Детские музыкальные инструменты. 3.2.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Развивающая среда музыкального зала соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, ФГОС ДО и программы «От рождения до школы», и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. Музыкальный зал - среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Простор, яркость, красочность создают уют торжественной обстановки. Развивающая среда музыкального зала ДОУ по содержанию соответствует реализуемым программам, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психологическую комфортность. Принципы построения предметно-развивающей среды: дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности - динамичности; эмоциональности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; 18 В зале созданы условия для нормального психосоциального развития детей: Спокойная и доброжелательная обстановка, Внимание к эмоциональным потребностям детей, Представление самостоятельности и независимости каждому ребенку, Представление возможности каждому ребенку самому выбрать себе партнера для общения, Созданы условия для развития и обучения Художественно-эстетическая развивающая среда и оформление музыкального зала отвечает содержанию проводимого в нем праздника, способствовать развитию у детей художественно-эстетического вкуса, а также создавать у всех радостное настроение и, предвосхищать событие. 3.3.Перечень методических, литературных и интернет источников Программно- методическое обеспечение: - Программа «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой - Методика музыкально-ритмических занятий Е.и С. Железновых. - Программа «Танцевальная ритмика» Т.И.Суворовой - Программа «Ритмическая мозаика» А.Е.Бурениной -Зацепина М.Б.,Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. Методическое пособие –М.: Мозаика-Синтез, 2008 -Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.,Са-фи-дансе: ритмическая гимнастика, Спб: Детство-пресс, 2001 -Буренина А.И. «Театр всевозможного»: Учеб.-методическое пособиеСПб.,2002 Литературные источники: -Шульга Е.В. С днём рождения!: сценарии вечеров развлечений – М.:Просвещение, 2005 -Мокшанцева Е.Д.Музыкальные забавы. - М,1999 -Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. –Ярославль: «Академия развития»,1997. Макшанцева. Е.Д., Музыкальные забавы; - М, 1991 -Михайлова М.А Развитие музыкальных способностей- Ярославль: «Академия развития»,1997. -Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поём, играем, танцуем дома и в детском саду. Ярославль: «Академия развития»,1997. -Печерская А.Н. Праздники в детском саду: СценарииЮ игры, викторины- М.: ООО «Росмэн-Издат», 2001 -Бин Дж.,Оулдфилд А. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальныхигр М.:Теревинф, 2000 Интернет ресурсы 19 1. http://ped-kopilka.ru/kalendar Учебно-методический кабинет 2. http://ped-kopilka.ru/raznoe/scenari-dnja-rozhdenija-dlja-detei Сценарии дня рождения для детей 3. http://scenario.fome.ru/ras-3-50.html Сценарии праздников 4. http://www.genskie-nogki.ru/children/den-rozhdeniyarebenka/ birthday_in_kindergarten.php Женские ножки/ День рождения в детском саду 5. http://luntiki.ru/blog/prazdnik/Лунтики 6. http://muzruk.net/2011/09/scenarij-detskogo-dnya-rozhdeniya-v-detskomsadu 20 21