Рабочая программа Студии по подготовке к чтению Читарики на 2021-2022 уч год

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ……...………………………………………………
1.1. Пояснительная записка……………………………………………….
1.1.1. Цель и задачи реализации Программы……………………………….
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы ………………
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики (общая
характеристика учебного предмета, курса) ……………………………….
1.2. Планируемые результаты освоения Программы …………………
1.2.1. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения программы ….
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………….
2.1. Общие положения………………………………………………………
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников,
специфики их образовательных потребностей и
интересов…………………………………………………
2.2.1. Возрастные и индивидуальные особенности детей.
2.2.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик…………………………………………………………
2.2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы…………
2.3. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями
воспитанников………………………………………………………………
2.4. Организация работы с детьми с ограниченными возможностями
здоровья…………………………………………………………………….
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………….
3.1. Учебный план…………………………………………………………
3. 2. Календарный учебный график………………………………………
3.3. График проведения занятий……………………………………………
3.4. Планирование образовательной деятельности………………………
3.4.1. Перспективное календарно-тематическое планирование
3.4.2. Планирование традиционных событий, праздников……………….
3.5. Условия реализации программы…………………………………….
3.5.1. Психолого-педагогические условия………………………………….
3.5.2. Кадровые условия……………………………………………………...
3.5.3. Материально-технические условия………………………………….
3.5.4. Методическое оснащение……………………………………………
3.6. Перечень литературных источников……………………………………

3
3
5
6
6
7
7
7
7
7

9
11
13
14
15
16
18
18
18
18
19
19
28
29
29
29
30
31

3

1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Современная концепция общего образования, в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования, во главу угла
ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческого потенциала,
воспитания важных личностных качеств. Одним из уникальных инструментов развития
творческого мышления и гармоничного развития интеллекта ребенка является обучение
чтению.
Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов
образования, так как является частью процесса речевого развития.
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие различные
анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, речедвигательная. В основе его лежат
«сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных
систем». По своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным
процессом, чем устная речь, вместе с тем оно не может рассматриваться вне единства
письменной и устной речи.
Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв. На этой
основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется
воспроизведение звукового образа слова - его прочитывание. Вследствие соотнесения
звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.
Научиться читать непросто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова
- это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть
смысл в прочитанном. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов
получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы
школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации,
необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того,
возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к
изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому
добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается
опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким
образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению,
продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка,
обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка.
В связи с этим в МБДОУ «Детский сад №2 «Дюймовочка» разработана рабочая
программа
социально-педагогической направленности «Читарики», которая определяет
содержание и организацию обучения чтению детей 6-8 лет в рамках детской студии для
подготовки к чтению «Читарики».
Программа дополнительной образовательной услуги по обучению детей старшего
дошкольного возраста послоговому обучению чтению составлена в соответствии с:
 Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ»;

4

 Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
 «Положением о платных образовательных услугах в МБДОУ «Детский сад №2
«Дюймовочка».
За основу программы использована методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой,
рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников.
«Букварь» - это результат тридцатилетнего опыта работы логопеда Н.С.Жуковой. Оно сочетает в себе
традиционную методику обучения грамоте с оригинальной логопедической методикой. Это
позволяет не просто научить ребенка читать, но и предупредить будущие возможные ошибки на
письме.
Наталья Жукова – известный логопед, кандидат педагогических наук. Ей принадлежат
оригинальные исследования развития речи у дошкольников, ее многочисленные научные труды
опубликованы в отечественных и зарубежных изданиях. Имя Жуковой известно в широких кругах
психологов, логопедов, педагогов. В основе обучения дошкольников чтению по авторской методике
Н.С. Жуковой лежит слоговой принцип. Слог выступает в качестве единицы чтения. Это пособие
весьма эффективно помогает ребенку понять, каким же образом начинать составлять буквы в слоги,
читать по слогам, а затем уже и целыми предложениями. В нем нет большого количества картинок,
но их достаточно, чтобы ребенок не скучал
Направленность программы:
 по содержанию – речевое развитие;
 по функциональному предназначению – дополнительное образование;
 по форме организации – кружковая работа.
Уровень освоения программы: «Стартовый» предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предполагаемого для освоения содержания программы.
Новизна программы:
Оригинальность программы состоит в комбинировании приёмов и разных методов:
1. Достижение конечного результата. В Федеральном законе «Об образовании в
Российской Федерации» в ст. 66 п.1 нет особых указаний на то, чтобы ребенок при
поступлении в общеобразовательную школу уже обязан владеть навыками чтения. В данной
программе «Читарики» как раз и предусматривается в ожидаемых результатах это навык.
2. Применение здоровьесберегающих технологии, такие как: пальчиковая,
артикуляционная, дыхательная и зрительная гимнастика. В деятельности педагога они
становятся перспективным средством работы с детьми и по развитию речи
3.Выбор форм проведения занятий по обучению чтения определяется с учетом
интересов детей. Это занятие-знакомство, занятие-игра, занятие-упражнение, занятиетворчество, занятие-путешествие, занятие-конкурс, занятие-сказка, самостоятельная
деятельность. Такое построение позволяет наиболее гибко подстроиться под периферийное, в
значительной степени распределенное внимание дошкольников, их образную память,
чувственное, интуитивное и образное мышление, а также сделать практически незаметными
для детей дидактические части, которые вплетены в сюжет и составляют единое целое.
4.Применение межполушарных игр для профилактики устранения специфических
нарушений чтения и письма. Трудности в обучении такого типа возникают в связи с

5

незрелостью определенных функций, дисгармонией созревания головного мозга, нарушением
межполушарного взаимодействия
5.Активное участие родителей в образовательном процессе. Проведение мастерклассов, семейных развлечений, индивидуальных консультаций, в ходе которых родители
становятся профессиональными помощниками педагога, что дает положительный результат
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель: Формирование активной мыслительной деятельности дошкольников в процессе
введения в звуковую систему родного языка, формирования слогового и слитного навыков
чтения на уровне возможностей каждого ребёнка.
Цели программы достигаются через решение следующих задач:
1. Обучающие задачи:
- Познакомить детей с понятиями: звуки речи, гласные звуки, согласные звуки, слог, слово,
предложение;
- Учить детей слитному чтению слогов, по слоговому чтению слов и фраз с пониманием и
осмыслением прочитанного;
- Формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; совершенствовать фонематическое
восприятие;
- Формировать умение печатать буквы развивать мелкую моторику рук и межполушарные
связи;
- Способствовать обогащению словарного запаса и развитию связной правильной
грамматической речи детей.
2. Развивающие задачи:
-Развивать внимание, память, мышление, воображение, умение слушать и слышать, желание
читать.
-Развивать самостоятельность и любознательность, которая представляет собой ценное
состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка
проникнуть за пределы первоначально воспринятого.
3.Воспитательные задачи:
-Воспитывать интерес к чтению, как средству получения информации об окружающем мире и
средству общения.
- Воспитывать старательность, усидчивость;

6

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
При разработке программы были учтены общедидактические и специфические
принципы:
 Единство воспитательного и образовательного процесса;
 Научность содержания обучения;
 Доступность материала;
 Повторяемость изучаемого материала;
 Концентричность материала;
 Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение
программы; организация и последовательная подача материала («от простого к
сложному»);
 Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов
и понятий способствует формированию более полных и четких образов и
представлений в сознании дошкольников;
 Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых);
 Принцип учета зоны актуального и ближайшего развития ребенка;
 Принцип развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения
слогового чтения, а также умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать,
устанавливать причинно-следственные связи.
Для успешной реализации программы используются следующие методы работы:
- словесные: беседа, рассказ, объяснение;
- наглядно-иллюстративные: демонстрации, иллюстрации, рассказ, информационнокомпьютерные технологии;
- практические: упражнения, игра, конструирование, рисование, лепка. Работа с книгой,
слоговыми таблицами, плакатами, тетрадями, деревянным ноутбуком, нейроскакалкой,
межполушарными досками и нейротренажером

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Участниками программы являются дети подготовительной группы с 6 до 8 лет,
посещающие дополнительное образование детской студии подготовки к чтению «Читарики»
МБДОУ «Детский сад №2 «Дюймовочка». Группа укомплектована воспитанниками в
количестве 13 человек. Основная форма занятий – групповая. Непосредственно
образовательная деятельность осуществляется 2 раза в неделю и не превышает 30 минут
(СанПин 2.12.7).
Образовательная деятельность осуществляется на основе характеристик развития детей
и возрастных и индивидуальных особенностей развития детей. В Программе учитываются
индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием
здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее – особые

7

образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в
том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребенком
программы на разных этапах ее реализации.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
1.2.1. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
- различать понятия «звук», «буква»;
-дать характеристику звуку
- знать и называть буквы алфавита;
- определять наличие и место заданного звука в слове;
- анализировать звуковой состав слова;
- определять количество слогов в слове, ударный слог;
- уметь составлять слова из слогов;
- иметь представление о предложении и уметь составлять его;
- уметь выделять последовательность звуков в простых словах;
- плавно читать слоги, сознательно читать слова и предложения из 2-3 слов;
- взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:
- уметь пользоваться выразительными средствами языка;
-уметь различать на слух и в произношении все звуки родного языка;
- уметь называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении,
определять место звука в слове.
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Реализация образовательной Программы предполагает оценку индивидуального
развития детей. Основная задача педагогической диагностики заключается в том, чтобы
определить степень освоения ребенком Программы. Мониторинг проводится в учебном году
дважды – в начале (сентябрь) и конце учебного года (май). В начале учебного года выявляется
начальный уровень знаний и умений, в конце – наличие или отсутствие динамики, её развитие
и тем самым определяется эффективность образовательного процесса.
Обследование проводится по следующим направлениям:
1.
Различение на слух фонем родного языка.
2.
Определение наличия звука в слове.
3.
Определение места звука в слове.
4.
Определение последовательности и количества звуков в слове.
5.
Знание букв.
6
Послоговое чтение.
Система оценки:
3 балла-ребенок выполняет безошибочно все тестовые задания и пробы
2 балла-ребенок выполняет основную часть заданий без ошибок, обращается за помощью к
педагогу, может самостоятельно или по указанию педагога исправить ошибку

8

1 балл-ребенок допускает ошибки при выполнении заданий, затрудняется или не способен
исправить после указания педагога, не справляется с большинством диагностических заданий.
Уровневая характеристика подготовки детей к обучению чтению
Высокий уровень- правильно выполняет фонематический анализ и синтез с первой попытки
(определяет место звука в слове, последовательность звука в слове, количество звуков в слове,
делит слова на слоги). Ребенок правильно и точно воспроизводит в темпе предъявления
звуко-слоговую структуру слова. Выполняет движения в полном объеме в нормальном темпе.
Читает целыми словами
Средний уровень-правильно выполняет фонематический анализ и синтез со второй попытки.
Ребенок показывает замедленное послоговое воспроизведение. Происходит небольшие
ошибки в скоординированности движений при выполнениях заданий. Пользуется по слоговым
способом чтения при среднем темпе
Низкий уровень-ребенок неточно воспроизводит обе пары слогового ряда с перестановкой
слогов, их заменой и пропусками или не воспроизводит. Правильно выполняет
фонематический анализ с помощью педагога или не может выполнить. Ребенок искажает
звуко-слоговую структуру слова или не воспроизводит вовсе. Пользуется побуквенным
способом чтения при замедленном темпе
№ Ф.И.

ребенка

Различение
фонем
на
слух родного
языка

Определение
наличия звука
в слове

Определение
места звука в
слове

Определение
Последовательности и количества
звуков в слове

Знание
букв

Послоговое
чтение

Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме, усвоить дошкольниками
такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности, овладеть дошкольниками
первоначальными навыками и умениями овладения чтением.
Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо
развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные
игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со
звуками речи. В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие
развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.
Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв,
при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, лепить ее, рисовать,
изображать, что способствует более быстрому запоминанию материала.
При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности
детей, их потенциальные возможности и способности.
Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на
творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире,
толерантное отношение к окружающим.
Программный материал систематизирован
и изучается в определенной
последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о
буквах, слиянию слоговых элементов в слова.

9

Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая
поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития
индивидуальных способностей детей.
Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку,
пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в
играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами
поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.
2. Содержательный раздел
2.1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов.
Значимая роль для реализации данной программы отводится работе над звуковым
анализом слов. В данном разделе особо внимание уделяется фонематическому слуху.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение
имеют речевые игры, работа с чистоговорками, наглядные пособия, чтение произведений
художественной литературы, настольно-печатные игры, материал для составления звуковых
схем.
Речевые игры способствуют эффективному усваиванию материалов, развитию
памяти, мышления, воображения, практическому применению полученных знаний. Это,
например, игры «Угадай, что слышишь», «Позови слово», «Кто больше?», «Безголосая» игра»,
«Кто здесь живет?», «Придумай сам», «Дружеский хлопок», «Найди предмет», «Танцевальное
движение со звуком…», «Какое слово потерялось?», «Кто живет в замке?», «Какое слово
лишнее?», «Раздели пару» и др.
Работа с чистоговорками развивает фонематический слух, восприятие, внимание,
умение выделять звуки в словах, воспитывает наблюдательность к языковым явлениям.
Наглядные пособия включают в себя наборы предметных картинок на различные темы,
сюжетные картинки, демонстрационный материал, интерактивные игры. Данные пособия
помогают создать определенное эмоциональное настроение, объяснить новый материал, так
как ребенок на ранних этапах развития больше мыслит образами, чем понятиями.
Используются настольно-печатные игры («Лото», «Домино», «Слова из звуков» и т. д.) В
процессе игры у детей развиваются все стороны личности ребёнка: уступчивость,
толерантность, сотрудничество, атакже – сосредоточенность, усидчивость, умение доводить
дело до конца, дисциплинированность.
Чтение произведений художественной литературы способствует обогащению речи
детей, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому
развитию, стимулирует развитие читательского интереса, воспитывает читателя.
Материалы для составления звуковых схем способствуют овладению
звукобуквенным анализом, развитию аналитических и синтетических способностей у детей.
Подбираемые задания исходят из естественной логики обучения детей грамоте: звук – буква,
чтение – письмо. Для развития фонематических процессов используются игры, которые
формируют умения выделять и определять наличие звука составлять слова с изучаемым

10

звуком, сознательно выполнять звуковой анализ слов, активизируют внимание,
наблюдательность («Кто внимательный?», «Кто больше?», «Послушай внимательно» и др.).
Также используются загадки при изучении звуков. Они активизируют мышление и
речь ребенка, тренируют внимание и память, развивает любознательность.
Скороговорки помогают детям развивать фонематический слух, дают понимание того,
как важно правильно произносить каждый звук в слове. Скороговорки проговариваются
сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. Используя скороговорки,
чистоговорки, считалки, веселые стихи, педагог закрепляет правильное произношение детьми
звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа и ритма
речи.
Интерактивные игры. Это различные компьютерные игры – «игрушки»:
развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры. На занятиях
используется в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. Среди
развивающих игр можно выделить игры на развитие фонематического слуха и обучения
чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»; «Игры для тигры» , «Найди букву». Игры,
направленных на развитие основных психических процессов: «Звериный альбом», «Снежная
королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький
искатель».
В настольно-печатных играх дети лучше запомнили букву, предлагаются задания:
пофантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, найти букву в кассе
букв, затем среди других букв, перевернутых на доске, дописать недостающие элементы букв,
найти нужную букву среди других. В этом разделе много игр-путешествий со звуками и
буквами, по сказкам; дидактические игры со словами: «Угадай первый звук в слове», «Назови
слово на определённый звук», «Назови слово на определённый звук», «Мама пошла в
магазин», «На что похожа буква»; игры с магнитной азбукой: «Чудесный мешочек», «Какой
буквы не стало», «Сложи слово из букв магнитной азбуки» и т.д. К концу года дети могут
читать целыми словами и предложениями из 2-3 слов. Игры-путешествия включают
разнообразный познавательный материал, богатый речевым наполнением. Сценарии игрпутешествий составлены таким образом, что дети читают стихи, проговаривают чистоговорки,
поют песни, играют в игры. Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие
образы вызывают интерес.
Овладение грамотой требует от ребенка большого умственного и физического
напряжения. Поэтому на каждом занятии учебная деятельность обязательно сочетается с
игрой и своего рода разминкой, минигимнастикой, состоящей из артикуляционных,
пальчиковых упражнений. Так же включаются 1-2 упражнения для профилактики нарушения
зрения, осанки, гиподинамии. Разминка проводится 1-2 раза во время занятия по мере
утомления детей.
Таким образом, во время непосредственно образовательной деятельности у детей,
кроме развития элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма, происходит
всестороннее развитие: умственное развитие, развитие творческих и психофизических
процессов.

11

2.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей.
Данная программа предназначена для обучения детей 6-8 лет и учитывает особенности
их психологического и физического развития.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные
достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры;
освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации,
формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и
личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Мотивационная сфера дошкольников 6—8 лет расширяется за счёт развития таких
социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро),
самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о
том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую
связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает чувство
удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда
нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное,
положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием
эмоционального отношения со стороны взрослых.
Происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у
детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны
по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных
проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые эмоциональные
представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это
существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения — ребёнок может
не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять
неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то
пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям поведение дошкольника становится менее
ситуативным и чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей других людей.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым.
Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе,
живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто
спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п. Большую значимость
для детей 6—7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения
становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети
продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные
отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя,
привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому
соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм
поведения. К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с
гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определённых способов поведения,
ориентированных на выполнение будущих социальных ролей. К 6—8 годам ребёнок уверенно
владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья.

12

В играх дети 6—8 лет способны отражать достаточно сложные социальные события —
рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в
каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по
ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они
могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную,
так и подчинённую роль.
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и
самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом
себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег,
шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях
рук и ног. Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную
осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и
простейшие соревнования со сверстниками.
К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость
непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность
и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание
мальчиков менее устойчиво. В 6—8 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет
им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Девочек отличает
больший объём и устойчивость памяти.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и
разнообразнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже похоже на
стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или
услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их
воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так,
например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинноследственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. При
придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6—8 лет не только
удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое
позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных
средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных
предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении
выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в
уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений.
Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с
тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления всё более активно включается речь.
Использование ребёнком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков
предметов и явлений приводит к появлению первых понятий.
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей
(взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно
произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической
системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические
формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник всё
чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В

13

6—8 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребёнок старается
исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует
свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи —
монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать.
Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что
к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и
познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.
Музыкально-художественная
деятельность
характеризуется
большой
самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить
знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и
творчество композиторов и исполнителей). Дошкольники начинают проявлять интерес к
посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.
В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут
целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего
замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что
вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет,
узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника
рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям,
заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного
материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания
бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных
произведений из природного материала.
2.2.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик
Под культурными практиками мы понимаем разнообразные, основанные на текущих и
перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта,
складывающиеся с первых дней его жизни.
Исследовательские, образовательные, коммуникативные, организационные, игровые,
художественные и др. культурные практики формируются во взаимодействии ребенка со
взрослым в различных ситуациях, которые способствуют освоению позитивного
мировосприятия (сопереживания, доброжелательности, любви, взаимопомощи и др.) и
поведения в обществе. В программе «Читарики» планируется различные виды мероприятий,
как и с детьми, так и с их родителями и педагогами.
Мероприятие
Беседа-игра: «Её
величество
Книга».

Цель мероприятия
Вызвать интерес к чтению художественной литературы.
Раскрыть роль книги в жизни людей, показать значение
книг и чтения для формирования интеллектуальных и
творческих способностей детей.

Сроки
Сентябрь

Вечер семейного
досуга с
родителями «В
гостях у

Учить детей выражать свои мысли в грамматически
правильной форме. Развивать сообразительность,
внимание, мышление; желание говорить громко и
выразительно. Учить действовать в команде быстро,
сложено. Вызывать положительные эмоции и интерес к

Октябрь

14

Буквоежки».

различным играм

Квиз
«Путешествие в
сказку».

Закрепить знания по пройденным темам. Продолжать
учить детей выделять первый и последний звук в слове,
определять позиции звука в словах, различать понятия
звук – буква; закрепить знание детьми гласных звуков
(а, о, у). Знать их отличие от согласных звуков;
активизировать знания детей о твердых и мягких
согласных звуках; совершенствовать процесс звукового
анализа и синтеза; учить читать закрытые и открытые
слоги, подбирать слова на заданный слог;
совершенствовать умение детей точно по смыслу
отвечать на вопросы, правильно и распространенно
строить предложения.

Декабрь

Познавательная
командная игра
«Умники и
умницы».

Закреплять знания детей. Развивать логическое
мышление, умение быстро находить ответ.
Активизировать знания детей о твердых и мягких
согласных звуках.

Февраль

Развлечение с
родителями и
специалистами
МБДОУ «Поиграе
м – угадаем».
Итоговое
развлечение «Как
хорошо уметь
читать».

Закреплять знания детей. Развивать логическое
мышление, умение быстро находить ответ. Учить детей
и взрослых разгадывать ребусы, играть и находить
ответы в интерактивных играх.

Март

Подведение итогов о проделанной работе за год,
закрепление знаний детей.

Май

2.2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы
В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора
детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников.
Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность
детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей
детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения
детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации
различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр. Такой ребенок умеет
найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других
детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается
способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются
такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.
Приоритетная сфера проявления
детской инициативы

Содержание работы по поддержки детской
инициативы в процессе деятельности детской
студии подготовки к чтению «Читарики»

15

Приоритетная сфера инициативы детей 6-8
лет – научение. Научение, расширение сфер
собственной компетентности в различных
областях практической предметности, в том
числе орудийной деятельности, а также
информационная
познавательная
деятельность.















выбор оптимального уровня нагрузки (в
соответствии со способностями и
возможностями ребенка так, чтобы он
справился с заданием);
поощрение (в процессе деятельности:
активности, творческого), похвала,
подбадривание (правильности
осуществляемого ребенком действия, а не
его самого);
обеспечение благоприятной атмосферы,
доброжелательность со стороны педагога,
отказ педагога от высказывания оценок и
критики в адрес ребенка;
проявление внимания к интересам и
потребностям каждого ребенка
отмечать и приветствовать даже самые
минимальные успехи детей
обращаться к детям, с просьбой
продемонстрировать свои достижения и
научить его добиваться таких же
результатов сверстников;
поощрять занятия двигательной, игровой,
изобразительной, конструктивной
деятельностью, выражать одобрение
любому результату труда ребенка.
создавать в группе положительный
психологический микроклимат, в равной
мере проявляя любовь и заботу ко всем
детям: выражать радость при встрече,
использовать ласку и теплое слово для
выражения своего отношения к ребенку;

2.2. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников
Воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без
плодотворного контакта с семьей. Семья является институтом первичной социализации и
образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в дошкольном
возрасте. Поэтому тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу детскую студию
подготовки к чтению «Читарики» и МБДОУ в целом.
В рамках программы планируются следующие направления работы с родителями:
организация совместных с родителями развлечений «В гостях у буквоежки», «Поиграемугадаем». Составление буклетов «Чтение-наше лучшее учение», «Как хорошо читать» «Сказок
мудрые уроки», индивидуальные консультации родителей. Данные мероприятия направлены
сформировать заинтересованность родителей в развитии и обучении детей чтению.

16

Месяц
Октябрь

Тема направления
Вечер досуга «В гостях у буквоежки».

Март

Развлечение с родителями и специалистами Закреплять знания детей.
МБДОУ «Поиграем – угадаем».
Развивать логическое
мышление, умение быстро
находить ответ. Учить детей
и взрослых разгадывать
ребусы, играть и находить
ответы в интерактивных
играх.

Май

Итоговое
читать».

развлечение

«Как

хорошо

Задачи
Учить детей выражать свои
мысли в грамматически
правильной форме. Развивать
сообразительность, внимание,
мышление; желание говорить
громко и выразительно.
Учить действовать в команде
быстро, сложено. Вызывать
положительные эмоции.

уметь Подведение
итогов
о
проделанной работе за год,
закрепление знаний детей.

2.3.Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Детская студия подготовки к чтению «Читарики» посещает один ребенок, имеющий
статус ограниченными возможностями здоровья по тяжелому нарушению речи (с
заключением общее недоразвитие речи третьего уровня).
Индивидуальные особенности ребенка данной категории:
-Пользуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексикограмматического и фонетико-фонематического недоразвития
- Наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые
навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с
уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при
образовании прилагательных от существительных.
-Отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять
предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с
существительными.
Отмечаются недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть
нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении
звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры.
Ребенок может повторять трех - и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в
речевом потоке. Понимание речи приближается к норме.

17

Следует помнить, что у детей, имеющих нарушения устной речи, возможны прогнозируемые
трудности в овладении чтением и письмом. Ребенок нуждается в оказании индивидуальной
помощи для наиболее эффективного усвоения программного материала. Поэтому очень
актуально использовать следующие методы и приемы в данной образовательной
деятельности:
- Индивидуализация (построение образовательной деятельности, которое открывает
возможности для индивидуализации образовательного процесса и учитывает его интересы,
мотивы, способности и психофизические особенности;
- Варианты создания условий для поддержки детской инициативы;
-Смена видов деятельности (различные игровые упражнения, здоровьесберегающие
технологии, командные мероприятия и тд);
-Большое колличество наглядности ( С детьми с речевой патологией целесообразно
использовать реальные предметы, игрушки, макеты, муляжи, на более поздних этапах иллюстрации, диафильмы, схемы, модели, видеофильмы и тд.);
Такой ребенок обязательно посещает логопедические занятия, с ним работает над
всеми сферами психического развития психолог, все задания закрепляет воспитатель
ежедневно.

18

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3. 1. Учебный план.
Общее количество часов на реализацию программы
в неделю, год (в минутах)
Группы
Старший дошкольный
возраст (дети с 6 – 8 лет)
Общее количество
недель

Количество
минут
30

Количество
раз в неделю
2

Всего в год
(в часах)
38

Всего в год
(в минутах)
2280

39 недель

3.2. Календарный учебный график
Содержание

Подготовительная
группа
(с 6 до 8)
1 сентября 2021 года

Начало учебного
года
Окончание учебного
года
Продолжительность
учебного года, всего,
в том числе:
1 полугодие
2 полугодие
Продолжительность
учебной недели
Недельная
образовательная
нагрузка

31 мая 2022года
39 недель
18 недель
21 недель
2 раза в неделю
60 мин.

Сроки проведения
мониторинга

02.09.2021-06.09.2021г.
24.05.2022 – 31.05.2022 г.

Праздничные дни

4 ноября, 1-10 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.
3.3. График проведения занятий

День недели
Понедельник

Время проведения
18:0 – 18:30

Среда

18:00 – 18:30

19

3.4.Планирование образовательной деятельности
3.4.1 Перспективное календарно-тематическое планирование
Ме
сяц

№

1

2

3

4

5

Сентябрь

7

Тема
занятия

Задачи

2.09.2020 г. Диагностика способностей к овладению чтением с целью
выявить начальный уровень знаний и умений.
Неречевые Задачи:
звуки.
- учить определять источник и направление звука;
- узнавать и различать неречевые звуки;
- формировать правильное физиологическое и речевое дыхание.
Речевые
Задачи:
звуки.
- учить произносить ряды слогов, изменяя ударение, силу и тембр
Гласные и голоса;
согласные
- учить передавать ритмический рисунок слова;
звуки.
-упражнять в различении на слух длинных и коротких слов;
-дать понятие о гласных и согласных звуках и их отличии;
-развивать фонематическое восприятие и фонематический слух.
Гласные
Задачи:
звуки. Звук - различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных
А. Буква А звуков;
-четко произносить звук А кратко - длительно, тихо - громко;
-знакомство с буквой А;
-учить узнавать букву А в ряду других гласных звуков, слога со
звуком А в ряду слогов;
-формировать навык подбора слов, начинающихся на звук А.
Гласные
Задачи:
звуки. Звук - учить анализировать ряд из 2, 3 гласных звуков;
У. Буква У. - учить определять наличие звук У в словах;
-подбирать слова, в которых есть звук У;
-закрепить знания об отличии звука и буквы;
- знакомство с буквой У;
- учить составлять из букв разрезной азбуки и читать слова уа, ау.
- продолжать формировать навык различения гласных и согласных
звуков.
Гласные
Задачи:
звуки. Звук -формировать навык подбора слов со звуком О;
О. Буква О. -различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных
звуков;
- знакомство с буквой О;
-читать знакомые буквы в строчку и в столбик;
- упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной
азбуки.
Звук М.
Задачи:
Буква М.
-знакомство с буквой М;
-из букв разрезной азбуки составлять и читать слоги и слова со звуком
М;
-читать слоги и слова по таблицам.
-отбирать картинки, в названии которых есть звук М, определять
место звука М в этих словах;

20

Звук С.
Буква С.

9

Учимся
соединять
буквы.

10

Соединяем
буквы,
читаем
слоги.

11

Звук Х.
Буква Х.

12

Звук Х.
Буква Х.

13

Звук Р.
Буква Р.

14

Звук Р.
Буква Р.

16

Звук Ш.
Буква Ш.

Ноябрь

Октябрь

8

- самостоятельно подбирать слова со звуком М.
Задачи:
-знакомство с буквой С;
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
-учить определять первый и последний звук в словах;
- учить отбирать картинки со звуком С;
-определять место звука С в словах;
-читать по таблице слоги и слова.
Задачи:
-учить слиянию букв в один слог (АУ, УА);
- учить анализировать прочитанные слоги; учить узнавать на слух
сколько звуков (букв) я произнесла (произнес).
Задачи:
- продолжать учить соотносить звук и букву;
- сопоставлять букву и её графический образ;
- развивать навык чтения слогов;
- пополнять словарный запас.
Задачи:
- подбирать слова со звуком Х, определять место звука Х в словах;
- выделять первый и последний звук в данных словах, называть
гласные звуки в этих словах;
-знакомство с буквой Х;
-из букв разрезной азбуки составлять и читать слоги и слова со звуком
Х;
-читать слоги и слова по таблицам.
Задачи:
-учить слиянию букв в один слог (ХА, ХО);
- учить анализировать прочитанные слоги;
- сопоставлять букву и её графический образ;
- развивать навык чтения слогов;
- пополнять словарный запас.
Задачи:
-учить выделять звук Р в ряду звуков, слогов, слов;
- учить отбирать картинки со звуком Р;
-определять место звука Р в словах;
-знакомство с буквой Р;
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
-читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.
Задачи:
-четко произносить звук Р;
-формировать навык подбора слов со звуком Р;
-продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов,
слов различной звуковой структуры.
Задачи:
- четко произносить звук Ш;
-учить выделять звук Ш в ряду звуков, слогов, слов;
-формировать навык подбора слов со звуком Ш;
-познакомить с буквой Ш;
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

Декабрь

21

17

Соединяем
буквы,
читаем
слоги.

19

Гласные
звуки. Звук
Ы. Буква
Ы.

20

Соединяем
буквы,
читаем
слоги.

21

Звук Л.
Буква Л.

22

Читаем
слитно.

24

Звук Н.
Буква Н.

Задачи:
-учить отбирать картинки со звуком Ш;
-определять место звука Ш в словах;
-читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова;
-развивать зрительное и тактильное восприятие, фонематический
анализ и синтез, оптико - пространственные представления, мелкую
моторику;
-продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её
графический образ.
Задачи:
- различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных
звуков;
-четко произносить звук Ы кратко - длительно, тихо - громко;
-воспроизводить слоговые ряды;
-учить выделять звук Ы в ряду других гласных звуков, слога со
звуком Ы в ряду слогов, слов;
-формировать навык подбора слов со звуком Ы.;
-анализировать звуковой ряд из 2, 3, 4 гласных звуков;
-познакомить с буквой Ы;
-упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной
азбуки;
-читать слоги и слова по таблицам.
Задачи:
-формировать навык подбора слов со звуком Ы;
-упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной
азбуки;
-читать слоги и слова по таблицам.
Задачи:
- четко произносить звук Л;
-учить выделять звук Л в ряду звуков, в ряду слогов, слов;
-формировать навык подбора слов со звуком Л;
продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов,
слов различной звуковой структуры;
-познакомить с буквой Л;
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
Задачи:
- продолжать учить соотносить звук и букву;
- сопоставлять букву и её графический образ;
- развивать навык чтения слогов;
- пополнять словарный запас;
- чтение предложений из двух-трёх слов;
-учить анализировать прочитанные предложения.
Задачи:
-продолжать формировать навык различения гласных и согласных
звуков;
-учить выделять звук Н в ряду звуков, слогов, слов;
-самостоятельно подбирать слова со звуком Н;
-знакомство с буквой Н;
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
- читать слоги и слова по таблицам.

22

25

26

28

29

32

Январь

33

34

Читаем
слитно.

Задачи:
- продолжать учить соотносить звук и букву;
- сопоставлять букву и её графический образ;
- развивать навык чтения слогов;
- пополнять словарный запас;
- чтение предложений из двух-трёх слов;
-учить анализировать прочитанные предложения.
Читаем
Задачи:
предложен -продолжать выделять первый и последний согласный в словах,
ия с
анализировать слоги и слова;
изученным -подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Н;
и буквами. -определять место звука Н в словах (по картинкам);
-учить узнавать изученные буквы;
-читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы.
Звук К.
Задачи:
Буква К.
-подбирать картинки, названия которых начинаются на звук К;
-определять место звука К в словах (по картинкам);
- читать слоги по таблице слогов;
-учить узнавать изученные буквы;
-читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы;
-знакомство с буквой К;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги ка, ку, ки,
ак, ук, ик;
-самостоятельно подбирать слова со звуком К.
Читаем
Задачи:
предложен -продолжать выделять первый и последний согласный в словах,
ия с
анализировать слоги и слова;
изученным -подбирать картинки, названия которых начинаются на звук К;
и буквами. -определять место звука К в словах (по картинкам);
-учить узнавать изученные буквы;
-читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы.
Звук Т.
Задачи:
Буква Т.
- четко произносить звук Т изолированно и в сочетаниях звуков;
-учить определять первый и последний звук в словах;
- учить отбирать картинки со звуком Т;
-определять место звука Т в словах;
-знакомство с буквой Т;
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги: та, ту, ти,
ат, ут, ит;.
-читать по таблице слогов.
Читаем
Задачи:
предложен -продолжать выделять первый и последний согласный в словах,
ия с
анализировать слоги и слова;
изученным -подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Т;
и буквами. -определять место звука Т в словах (по картинкам);
-учить узнавать изученные буквы;
-читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы.
Гласные
Задачи:
звуки. Звук - четко произносить звук И кратко - длительно, тихо - громко;
И. Буква И. -учить выделять звук И в ряду других гласных звуков, слогов и слов

Февраль

23

35

Читаем
предложен
ия с
изученным
и буквами.

36

Звук П.
Буква П.

37

Звук П.
Буква П.

39

Звук З.
Буква З.

40

Звуки и
буквы З-С.

41

Читаем
предложен
ия с
изученным
и буквами.

42

Звук Й.

со звуком И в ряду слогов, слов;
-формировать навык подбора слов со звуком И;
-продолжать формировать навык анализа ряда из 2, 3, 4 гласных
звуков;
-учить отбирать картинки на звук И;
-познакомить с буквой И.
Задачи:
-продолжать выделять первый и последний согласный в словах,
анализировать слоги и слова;
-подбирать картинки, названия которых начинаются на звук И;
-определять место звука И в словах (по картинкам);
-учить узнавать изученные буквы;
-читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы.
Задачи:
- продолжать формировать навык различения гласных и согласных
звуков;
-учить выделять звук П в ряду звуков, слогов;
-учить выделять последний глухой согласный звук;
- знакомство с буквой П;
-учить анализировать обратные слоги.
Задачи:
- продолжать выделять последний согласный в словах, анализировать
обратные слоги;
-подбирать картинки, названия которых начинаются на звук П;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги ап, уп, ип;
па, пу, пи;
-закрашивание картинок на определённый звук;
-игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово»,
«Составь предложение».
Задачи:
-учить выделять звук З в ряду звуков, в ряду слогов, слов;
-познакомить с буквой З;
-формировать навык подбора слов со звуком З;
-продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов,
слов несложной звуковой структуры;
Задачи:
-продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её
графический образ;
-формирование понятия о звонкости-глухости звуков;
-обогащать словарный запас;
-развивать навык чтения слогов;
-продолжать формировать навык правильного слогового чтения.
Задачи:
-продолжать выделять первый и последний согласный в словах,
анализировать слоги и слова;
-подбирать картинки, названия которых начинаются на звук З;
-определять место звука З в словах (по картинкам);
-учить узнавать изученные буквы;
-читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы.
Задачи:

24

Буква Й.

43

Март

44

Читаем
предложен
ия с
изученным
и буквами.
Звук Г.
Буква Г.

45

Буквы Г-К.

47

Звук В.
Буква В.

48

Читаем
слитно.

49

Читаем
предложен
ия с
изученным
и буквами.

50

Звук Д.
Буква Д.

- учить отбирать картинки со звуком Й;
-определять место звука Й в словах;
-знакомство с буквой Й;
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
читать по таблице слоги и слова.
Задачи:
-разучивание чистоговорок;
-закрашивание картинок на определённый звук;
-игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово»,
«Составь предложение».
Задачи:
-учить выделять звук Г в ряду звуков, в слогах, словах;
-учить выделять первый и последний согласный звук в словах,
называть гласные звуки в этих словах;
-познакомить с буквой Г;
- читать слоги и слова по таблицам;
-самостоятельно подбирать слова со звуком Г.
Задачи:
-продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её
графический образ;
-обогащать словарный запас;
-развивать навык чтения слогов;
-продолжать формировать навык правильного слогового чтения.
Задачи:
-учить выделять звук В в ряду звуков, в ряду слогов, слов; определять
место звука В в словах; познакомить с буквой В;
-формировать навык подбора слов со звуком В;
-учить отбирать картинки со звуком В;
- знакомство с буквой В;
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
-большая буква в начале предложения;
-читать по таблице слогов и слов.
Задачи:
- игра «Чудесный мешочек» (на ощупь угадать букву);
- разучивание чистоговорок;
- закрашивание картинок на определённый звук;
- читать по таблице слогов и слов.
Задачи:
-продолжать выделять первый и последний согласный в словах,
анализировать слоги и слова;
-подбирать картинки, названия которых начинаются на звук В;
-определять место звука В в словах (по картинкам);
-учить узнавать изученные буквы;
-читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы.
Задачи:
-учить выделять первый и последний согласный звук в словах,
называть гласные звуки в этих словах;
-знакомство с буквой Д;
-самостоятельно подбирать слова со звуком Д.
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

25

51

52

53

55

56

57

58

Апрель

59

читать слоги и слова по таблицам;
-большая буква в начале предложения и в именах собственных.
Буквы Д-Т. Задачи:
-продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её
графический образ;
-обогащать словарный запас;
-развивать навык чтения слогов;
-продолжать формировать навык правильного слогового чтения.
Звук Б.
Задачи:
Буква Б.
-подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Б;
-определять место звука Б в словах (по картинкам);
-знакомство с буквой Б;
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
-большая буква в начале предложения;
-читать слоги и слова по таблицам.
Читаем
Задачи:
предложен -разучивание чистоговорок;
ия с
-закрашивание картинок на определённый звук;
изученным - игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово»,
и буквами. «Составь предложение»
Читаем
Задачи:
предложен -разучивание чистоговорок;
ия.
-закрашивание картинок на определённый звук;
- игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово»,
«Составь предложение»;
- чтение предложений из двух-трёх слов. Учить анализировать
прочитанные предложения.
Звук Ж.
Задачи:
Буква Ж.
- учить отбирать картинки со звуком Ж;
-определять место звука Ж в словах;
-знакомство с буквой Ж;
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
-читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.
Буквы Ж-З, Задачи:
Ж-Ш.
-разучивание чистоговорок;
-закрашивание картинок на определённый звук;
- игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово»,
«Составь предложение»;
- чтение предложений из двух-трёх слов. Учить анализировать
прочитанные предложения.
Читаем
Задачи:
предложен -разучивание чистоговорок;
ия с
-закрашивание картинок на определённый звук;
изученным - игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово»,
и буквами. «Составь предложение»
Буква Е.
Задачи:
-знакомство с буквой Е;
-читать обратные и прямые слоги, слова;
- чтение предложений из двух-трёх слов;
- составлять из букв разрезной азбуки слова.

26

Читаем
предложен
ия с
изученным
и буквами.

63

Буква Ь.

66

Читаем
предложен
ия.

67

Буква Я.

71

Буква Ю.

Задачи:
- знакомство с буквой Ю;
- читать обратные и прямые слоги, слова;
- составлять из букв разрезной азбуки слова.

72

Читаем
текст.

73

Буква Ё.

75

Читаем
предложен
ия с
изученным
и буквами.

76

Звук Ч.
Буква Ч.

77

Читаем

Задачи:
- чтение предложений из двух-трёх слов;
-составлять из букв разрезной азбуки слова;
-учить анализировать прочитанные предложения.
Задачи:
- знакомство с буквой Ё;
- читать обратные и прямые слоги, слова;
- составлять из букв разрезной азбуки слова.
Задачи:
-разучивание чистоговорок;
-закрашивание картинок на определённый звук;
- игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово»,
«Составь предложение»;
-чтение предложений из двух-трёх слов. Учить анализировать
прочитанные предложения.
Задачи:
-четко произносить звук Ч;
- учить отбирать картинки со звуком Ч;
-определять место звука Ч в словах;
- знакомство с буквой Ч;
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
-читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.
Задачи:

Май

60

Задачи:
-разучивание чистоговорок;
-закрашивание картинок на определённый звук;
- игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово»,
«Составь предложение»;
-чтение предложений из двух-трёх слов;
-учить анализировать прочитанные предложения.
Задачи:
-познакомить с буквой Ь;
-читать обратные и прямые слоги, слова;
-составлять из букв разрезной азбуки слова;
-чтение предложений из двух-трёх слов;
-учить анализировать прочитанные предложения.
Задачи:
- чтение предложений из двух-трёх слов;
-составлять из букв разрезной азбуки слова;
-учить анализировать прочитанные предложения.
Задачи:
- знакомство с буквой Я;
- читать обратные и прямые слоги, слова;
- составлять из букв разрезной азбуки слова.

27

предложен
ия с
изученным
и буквами.

-разучивание чистоговорок;
-закрашивание картинок на определённый звук;
- игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово»,
«Составь предложение»;
-чтение предложений из двух-трёх слов. Учить анализировать
прочитанные предложения.
Задачи:
-закрепить знания о различиях между гласными и согласными
звуками;
-четко произносить звук Э;
-учить выделять звук Э в ряду звуков, слогов, слов;
-формировать навык подбора слов со звуком Э;
-продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов,
слов различной звуковой структуры;
- знакомство с буквой Э;
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова.

79

Звук Э.
Буква Э.

80

Читаем
предложен
ия с
изученным
и буквами.

81

Звук Ц.
Буква Ц.

82

Читаем
предложен
ия с
изученным
и буквами
(Ц-Ч).

83

Читаем
предложен
ия с
изученным
и буквами
(Ц-С).

Задачи:
- чтение предложений из двух-трёх слов;
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги, слова;
-читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова;
-учить анализировать прочитанные предложения.

84

Звук Ф.
Буква Ф.

Задачи:
- продолжать анализировать слоги и слова;
-подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Ф;
- знакомство с буквой Ф;
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
-читать слоги и слова по таблицам.

Задачи:
-разучивание чистоговорок;
-закрашивание картинок на определённый звук;
- игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово»,
«Составь предложение»;
-чтение предложений из двух-трёх слов;
- учить анализировать прочитанные предложения.
Задачи:
- учить отбирать картинки со звуком Ц;
-определять место звука Ц в словах;
- знакомство с буквой Ц;
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги, слова;
-читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.
Задачи:
- чтение предложений из двух-трёх слов;
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги, слова;
-читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова;
-учить анализировать прочитанные предложения.

28

85

Читаем
предложен
ия с
изученным
и буквами.

87

Звук Щ.
Буква Щ.

88

Читаем
предложен
ия.

90

Буква Ъ.

94

Задачи:
-разучивание чистоговорок;
-закрашивание картинок на определённый звук;
- игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово»,
«Составь предложение»;
-чтение предложений из двух-трёх слов;
- учить анализировать прочитанные предложения.
Задачи:
-учить отбирать картинки со звуком Щ;
-определять место звука Щ в словах;
- знакомство с буквой Щ;
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
-читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.
Задачи:
- чтение предложений из двух-трёх слов;
- игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово»,
«Составь предложение»;
-чтение предложений из двух-трёх слов;
-учить анализировать прочитанные предложения.
Задачи:
-дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в слогах и
словах, по картинкам;
-познакомить с буквой Ъ;
-читать обратные и прямые слоги, слова;
продолжать учить сопоставлять букву и ее графический образ;
-учить читать слова с данной буквой;
-формировать навыки правильного, осознанного чтения;
- чтения слогов и слов с изучаемой буквой;
-составлять из букв разрезной азбуки слова.
26.05.2020 г. - 31.05.2020 г. Итоговая диагностика способностей к
овладению навыками чтения с целью выявить наличие или
отсутствие динамики, её развитие, определение эффективности
образовательного процесса.

3.4.2. Планирование традиционных событий, праздников
В наш современный век научно-технического прогресса, где совершенствуется
телевидение, компьютеры, телефоны, видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Поэтому в
рамках работы детской студии подготовки к чтению «Читарики» используются разнообразные
традиционные мероприятия, коллективные работы, события, выставки: «Моя буква»;
«Сочинение сказок», «Живой альбом», «Прощание с Азбукой.
Нетрадиционные формы совместной деятельности обеспечивают высокую творческую
активность, прежде всего, самих воспитанников, что является важным стимулирующим
фактором развития детского творческого потенциала и становления детской личности в
целом. Подобные события делают чтение (слушание) художественной литературы жизненной
потребностью детей, создавая положительную эмоциональную атмосферу общения с книгой

29

вместе с близкими им людьми: педагогами, сверстниками, родителями и другими членами
семьи.

3.5. Условия реализации программы
3.5.1. Психолого-педагогические условия











Уважения взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как
искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).
Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего
социальную ситуацию его развития.
Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к
другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности.
Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения.
Защита детей от всех форм физического и психического насилия.
Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укрепления их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность.
3.5.2. Кадровые условия

Руководитель детской студии «Читарики» - учитель-логопед Толокнова Юлия Васильевна.
Дата рождения: 01.07.1986 г.р.
Должность: учитель-логопед.
Должностные обязанности: осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию
недостатков в развитии обучающихся.
Образование: Высшее педагогическое.
Учебное заведение: МГОПУ им Шолохова
Год окончания: 2008 г.
Стаж работы по специальности: 12 лет.
Работа в данном учреждении: с 08.09.2020 г.
Работа над темой самообразования: «Театрализованная деятельности в коррекционноразвивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» 2020-2022учебный
год

30

3.5.3. Материально-технические условия
Классная доска, расположенная на уровне роста детей.
Столы и стулья по количеству воспитанников.
Шкаф для наглядных пособий, дидактических игр и методической литературы.
Оргтехника (компьютер, принтер, копировальная техника, проектор, ламинатор).
Стандартная таблица букв.
Деревянный ноутбук с магнитными буквами
Наглядный материал, используемый при обследовании детей.
 Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму
7. Наглядный материал по обучению грамоте, систематизированный в конвертах и папках.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
6.



















3.5.4. Методическое оснащение
Учебные пособия по обучению грамоте на бумажных и электронных носителях.
 Агранович З.Е. Сборник домашних заданий (для преодоления недоразвития
фонематической стороны речи у старших дошкольников) – СПб.: «Детство-пресс», 2004
Волина В.В. Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение. 1991. –
368 с.
Гоголева Н.А., Л.В. Цыбирева / Под ред. М.Д. Маханевой. Я учу звуки и буквы. Рабочая
тетрадь для детей 5-7 лет. – М.:ТЦ Сфера, 2017. – 64 с. (Предшкольная подготовка).
Гомзяк О.С. Говорим правильно в
6—7
лет.
Альбом
1,
2,
3
упражнений
по обучению грамоте детей подготовительной к школе логогруппы/ - М.: ГНОМ, 2008
Гризик Т.И. Готовим руку к письму. 4-8 лет. Пособие для детей /Радуга, Просвещение
Громова О.Е. Логопедическое лото. Издательство: ТЦ Сфера Год выпуска: 2012
Житко И.В. 200 развивающих упражнений для подготовки ребенка к школе: практическое
пособие/ И.В.Житко, М.М.Ярмолинская – Минск: Юнипресс, 2009. – 80 с. – Серия
«Обучение и развитие»
Жукова Н.С. Букварь: учебное пособие. – Москва: Эксмо, 2017. – 96 с.
Игнатьева Л.В. Читаю и пишу. Рабочая тетрадь №1, №2 к книге «Азбука. Мой первый
учебник»/ М.: Ювента, 2016. – 48с.
Игнатьева Л.В., Колесникова Е.В. Азбука. Мой первый учебник. / М.:Ювента, 2016. – 96 с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в
подготовительной группе для детей с ФФНР. М., «Гном и Д», 2000 г., I, II, III части.
Манакова М.В. Букварь. Учимся читать. – Ростов-на-Дону: Издательский дм «ПрофПресс», 2009. – 144.
Маханева М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В. Обучение грамоте детей 5-7 лет.
Методическое пособие. ТЦ Сфера, 2018. – 96 с.
Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
– 64 с. (Библиотека логопеда).
Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у
старших дошкольников. Рабочая тетрадь. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»,
2015. – 64с.
Нищева Н. В. Тексты и картинки для автоматизации и
дифференциации звуков разных групп. М.: Детство-Пресс, 2010

31

Ткаченко Т.А.
Название: Фонематическое восприятие. Логопедическая
тетрадь.
Формирование и развитие Издательство: Книголюб Год: 2007
 Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Издательство: АРКТИ Год: 2005
 Межполушарные прописи
9. Раздаточный материал
 индивидуальные кассы букв и слогов на каждого ребенка;
 звуковые дорожки и схемы;
 набор карточек по звуковому анализу;

планшеты с манкой;
 наборы цветных карандашей;
 наборы цветной бумаги, картона, ножниц и клея.
 Межполушарные доски
 Нейроскакалки
 Нейротренажер


3.6. Перечень литературных источниеов
Гоголева Н. А. «Я учу звуки и буквы» рабочая тетрадь
Жукова Н.С «Букварь» (пособие по обучению дошкольников правильному чтению)
Журова Л. Е. «Азбука для дошкольников» рабочая тетрадь
Маханѐва М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирова Л.В. «Обучение грамоте детей 5-7 лет».
Мирошник М.И., Самохвалова В.А. «Я читаю» (игровой материал) курс «Подготовка к
чтению»
6. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и
навыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.
1.
2.
3.
4.
5.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.