Программа воспитания МБДОУ №2 Дюймовочка

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I « Особенности организуемого в ДОУ воспитательного
процесса»……...……………………………………………………………………..
Пояснительная записка……………………………………………………………..
РАЗДЕЛ 2 «Цель и задачи воспитания»………………………………………….
Цель и задачи реализации Программы…………………………………………..
РАЗДЕЛ 3 « Виды, формы и содержание деятельности»………………………..
Направления деятельности воспитательной работы……………………………..
Модуль 1 «Организованная образовательная деятельность»…………………..
Модуль 2. «Творческие соревнования и выставки»……………………………….
Модуль 3. «Праздники и развлечения»……………………………………………
Модуль 4. «Духовно- нравственное воспитание»…………………………………
Модуль 5. «Фольклорные мероприятия»…………………………………………..
Модуль 6. «Региональный компонент»…………………………………………….
Модуль 7. «Эколята-Дошколята»…………………………………………………..
Модуль 8. «Взаимодействие с родителями»………………………………………
Организация предметно- этетической среды……………………………………...
Раздел 4 « Основные направления самоанализа воспитательной работы»…….
Календарный план воспитательной работы……………………………………….

2
2
3
3
4
5
8
9
9
10
11
11
12
13
13
14

Пояснительная записка.
Рабочая программа воспитания МБДОУ «Детский сад № 2 «Дюймовочка»
разработана в соответствии с:
1.
Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020)
«Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).
В центре рабочей программы воспитания находится личностное развитие
воспитанников МБДОУ «Детский сад №2 «Дюймовочка» и их приобщение к
российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе. Рабочая программа призвана обеспечить взаимодействие
воспитании в дошкольном образовательном учреждении (далее-МБДОУ) и воспитания
в семьях детей от 1,5 лет до прекращения образовательных отношний.
К Программе прилагается календарный план воспитательной работы.
Раздел 1. «Особенности организуемого в ОО воспитательного процесса».
В
МБДОУ Детский сад №2 «Дюймовочка" образовательная и воспитательная
деятельность осуществляется в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного
приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО) и основной
общеобразовательной программой.
В связи с этим обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающихся на основе социо-культурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Основной целью образовательной и воспитательной деятельности МБДОУ является
формирование общей культуры личности обучающихся, ценностей здорового образа
жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирования предпосылок учебной деятельности.
Для МБДОУ
важно интегрировать семейное и общественное дошкольное
воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к
участию в образовательной деятельности. С этой целью проводятся родительские встречи,
консультации, беседы и дискуссии, круглые столы, применяются средства наглядной
пропаганды (родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.),
привлекаются родители к проведению праздников, развлечений, акций и др.
Для МБДОУ
важно интегрировать семейное и общественное дошкольное
воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к
участию в учебно-воспитательном процессе. С этой целью проводятся родительские
собрания, консультации, беседы и дискуссии, круглые столы, тренинги, викторины, дни
открытых дверей, просмотры родителями отдельных форм работы с детьми, кружки,
применяются средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени,

родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.), привлекаются родители
к проведению праздников, развлечений, походов, экскурсий и др.
РАЗДЕЛ 2 «Цель и задачи воспитания»
Цель и задачи реализации Программы
В соответствии с
федеральным
государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (далее– ФГОС ДО) и Основной
образовательной программой дошкольного образования
нашего
дошкольного учреждения целью МБДОУ является:
Создание условий для развития личности ребёнка дошкольного возраста в различных
видах
деятельности с учетом возрастных, индивидуальных, психологических и
физиологических особенностей, обеспечивающих социокультурное и духовнонравственное развитие всех участников образовательных отношений.
Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период
дошкольного детства.
Исходя из этого, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях,
формируется общая цель воспитания в МБДОУ:
-создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной, творческой,
деятельной, развивающейся, здоровой личности, способной к успешной социализации в
обществе и активной адаптации в условиях современного общества через
взаимодействие всех участников образовательных отношений,
на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства.
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности
ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики
развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию
личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их
сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в
достижении цели.
Достижению поставленной цели воспитания дошкольников будетспособствовать
решение следующих основных задач:

развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных,
эстетических качеств; создание благоприятных условий для гармоничного развития
каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными
особенностями и склонностями;

формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового и
устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности,
активной жизненной позиции;

развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;

организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми,
взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав
свободного человека;

воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее
достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи,общества;

воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных
видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов России
и мира, умения общаться с разными людьми;

объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на
основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление
партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической
поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
воспитания, развития и образования детей.


РАЗДЕЛ 3 «Виды, формы и содержание деятельности»
Направления деятельности воспитательной работы.
Воспитателную и образовательную деятельность в детском саду педагоги выстраивают
на основе интеграции образовательных областей, которые предусматривает ФГОС.
Виды деятельности – здесь это виды индивидуальной или совместной с детьми
деятельности педагогов, используемые ими в процессе воспитания.
Виды деятельностей: игровая, познавательная, трудовая, спортивно-оздоровительная,
туристско-экскурсионная,
досугово-развлекательная,
художественно-эстетическая,
физкультурно-оздоровительная, социально-коммуникативная деятельность.
Формы деятельности – это организационная оболочка деятельности, ограниченные во
времени и пространстве акты индивидуальной или совместной с детьми деятельности,
которые педагог использует для достижения цели воспитания
Например: ролевая игра или игра по станциям, беседа или дискуссия, проект, или поход
выходного дня, соревнование, сбор, трудовой десант, чтение художественной литературы,
сюжетно-ролевая игра,
экологическая деятельность, деятельность по ОБЖ, ЗОЖ и т .
Содержание деятельности – это конкретное практическое наполнение различных видов и
форм деятельности. Содержание и формы деятельности – явления взаимосвязанные, ведь
содержание всегда в том или ином виде оформляется, а форма всегда что-то содержит.
Формы деятельности могут быть самыми разными: рассказ, беседа, дискуссия,
конкурс, игра, спектакль, экскурсия, КТД и т .п.
Причем содержание этих бесед, игр или конкурсов может быть хорошим или плохим,
толковым или бестолковым, воспитывающим или всего лишь развлекательным, но пустой
форма не бывает никогда.
Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко
используется в как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и
метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет
отдается творческим играм (сюжетно- ролевые, строительно-конструктивные, игрыдраматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и
игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).
Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее
содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и
навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы,
организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества
педагогического руководства. Организованное проведение этой формы работы
обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны
воспитателя.
Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время
утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется
с целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с
отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле (часто
болеющими, хуже усваивающими учебный материал при фронтальной работе и т.д.)
Приоритетным в воспитательном процессе МБДОУ
является физическое

воспитание и развитие воспитанников. Успех этого направления зависит от правильной
организации режима дня, двигательного, санитарно-гигиенического режимов, всех форм
работы с детьми и других факторов. Двигательный режим в течение дня, недели
определяется комплексно, в соответствии с возрастом детей. Ориентировочная
продолжительность ежедневной двигательной активности малышей устанавливается в
следующих пределах: младший дошкольный возраст – до 3–4 часов, старший
дошкольный возраст – до 4–5 часов. Оптимизация двигательного режима обеспечивается
путем проведения различных подвижных, спортивных игр, упражнений, занятий
физкультурой, организации детского туризма, самостоятельной двигательной
деятельности и т.п.
Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части нравственного
становления. Воспитательная деятельность направлена на формирование эмоциональной
готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к
миру труда взрослых людей. Важным аспектом является индивидуальный и
дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений,
способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых
заданий, объединении детей в рабочие подгруппы и т.д.) и моральная мотивация детского
труда.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы МБДОУ. Каждое из них представлено в
соответствующем модуле.
Модуль 1 «Организованная образовательная деятельность».
В детском саду процессы обучения и воспитания взаимосвязаны и неразрывны. Не
получится обучать ребенка, не воспитывая его, и наоборот: воспитательный процесс
предполагает обучение чему-либо.
Тем не менее, в ДОО усилена воспитательная составляющая организованной
образовательной деятельности (ООД), где особое внимание уделяется развитию таких
качеств
личности
ребенка
как:
нравственность,
патриотизм,
трудолюбие,
доброжелательность, любознательность, инициативность, самостоятельность и др.
В содержание ООД включается материал, который отражает духовно- нравственные
ценности, исторические и национально-культурные традиции народов России.
Цель
деятельности
педагога:
создание
условий
для
развития
личностных качеств детей дошкольного возраста.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, задачи воспитания реализуются
в рамках всех образовательных областей:
Образоват
Основные задачи воспитания
ельная
область
Социально1. Способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в обществе,
коммуникатив
включая моральные и нравственные ценности.
ное развитие
2. Поощрять стремление в своих поступках следовать положительному
примеру, быть полезным обществу.
3. Развивать
коммуникативные
качества:
способность
устанавливать
и
поддерживать
межличностные контакты.
4. Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к
окружающим людям.
5. Воспитывать чувство любви и привязанности к своей Родине,

родному дому, семье.
6. Поощрять
проявление
таких
качеств, как
отзывчивость, справедливость, скромность, трудолюбие,
дисциплинированность.
7. Обогащать представления о труде взрослых, о значении их труда для
общества.
8. Воспитывать
уважение
к
народам
мира,
их
культуре и традициям.
Познавательно 1. Приобщать детей к истории, культуре и традициям народов родного
е развитие
края.
2. Формировать представления о социокультурных ценностях нашего
народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля
как общем доме людей.
3. Формировать положительное и бережное отношение к природе.
4. Способствовать
желанию
самостоятельно добывать знания
посредством наблюдения, слушания книг, экспериментирования,
обсуждения, рассматривания иллюстраций.
5. Формировать позитивное и ценностное отношение к планете Земля как
общему дому человеческого сообщества.
Речевое
1. Развивать все стороны устной речи дошкольников для общения с
развитие
другими людьми на различные темы.
2. Формировать
умение
оптимально
использовать
речевые
возможности и средства в конкретных условиях общения.
3. Воспитывать культуру речевого общения, доброжелательность и
корректность.
4. Способствовать
эмоционально-ценностному
восприятию
литературных произведений, умению высказать свое личностное
отношение к героям сказок, рассказов, стихотворений.
5. Поощрять
способность
аргументированно отстаивать свою
точку зрения в разговоре, приучать к самостоятельности суждений.
Художественно1. Создавать
благоприятные
условия
для раскрытия
эстетическое
творческих способностей детей.
развитие
2. Развивать эстетический вкус, эмоции, чувство прекрасного при
восприятии произведений словесного, музыкального и
изобразительного искусства.
3. Обращать внимание дошкольников на красоту окружающих
предметов и объектов природы.
4. Способствовать становлению эстетического отношения к
окружающему миру.
5. Воспитывать любовь к родному краю и Отчизне
посредством
художественно-эстетической деятельности.
6. Стимулировать
сопереживание
персонажам музыкальных
и изобразительных произведений.
1. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
Физическ
2. Формировать привычку следить за чистотой тела, опрятностью
ое
одежды, прически.
развитие
3. Воспитывать культуру еды.
4. Развивать физические
качества
дошкольников через

приобщение к народным играм и забавам.
5. Поощрять
стремление
детей
участвовать
в спортивно-оздоровительных мероприятиях.
В процессе ООД применяются такие методы работы, которые дают возможность
дошкольникам выразить своё мнение, обсудить проблему, согласовать со сверстниками и
взрослым какое-то действие, приобрести опыт межличностных отношений.
Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная,
продуктивная, трудовая, художественно-эстетическая.
Основные формы и содержание деятельности:
1. Образовательные ситуации. В процессе образовательных ситуаций у детей
формируются представления о социальных нормах общества, об истории и культуре
своего народа, своей Родины и другие социально-ценностные представления.
Образовательные ситуации носят интегрированный характер, так как включают
воспитательные задачи, которые реализуются в разных видах деятельности по одной
тематике: в игровой, познавательной, коммуникативной, художественно-эстетической и
физической деятельности.
2.
Мотивационно-побудительные игровые ситуации (игры- приветствия,
загадки, сюрпризные моменты, приглашение к путешествию). Применяются для развития
у дошкольников интереса и желания участвовать в деятельности, создания
положительного эмоционального фона.
3.
Обсуждение. Детям демонстрируются примеры нравственного поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности посредством чтения, решения
проблемных ситуаций, примеров из жизни. В ходе обсуждения уточняются социальные
представления воспитанников, сформированность их личных норм и правил.
4.
Коммуникативные игры.
Направлены на формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Проводятся в атмосфере доброжелательности, непринуждённой обстановки и
эмоциональной вовлечённости каждого ребенка.
5.
Дидактические игры. Это игры активного
обучения. Посредством
доступной и привлекательной формы деятельности уточняются и углубляются знания и
представления детей, анализируются конкретные ситуации, осуществляется игровое
проектирование.
6.
Продуктивная деятельность. Включает рисование, лепку, аппликацию,
конструирование, изготовление поделок, игрушек. Дети становятся активными
участниками своего собственного развития, так как видят результат своего труда. У них
развивается творческая самостоятельность и инициатива.
7.
Игры-практикумы. Ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно
действует. Включаясь в практическую деятельность, дошкольники учатся регулировать
взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.
7.
Применение ИКТ. На занятиях используются мультимедийные презентации,
видеофильмы, мультфильмы по различным направлениям: нравственные ценности,
природный мир, история и культура родного края, здоровый образ жизни.
Модуль 2. Творческие соревнования и выставки
Творческие соревнования позволяют провести воспитательную работу с ребенком
сразу по нескольким направлениям: социально-коммуникативное развитие, умственное
и эстетическое воспитание, вовлечение родителей в процесс воспитания, интеграция
воспитательных усилий.
Творческие соревнования способствуют художественно–эстетическому развитию

ребенка, которое предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового
восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного),
мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживанию персонажам
художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности
детей (изобразительной, конструктивно- модельной,
музыкальной
и др.). Творческие соревнования стимулируют у
воспитанников развитие: сенсорных способностей; чувства ритма, цвета, композиции;
умения выражать в художественных образах свои творческие способности.
Творческое соревнование – не просто мероприятие в стенах детского сада, это
продолжение и расширение образовательного процесса, где развитие получают все
участники процесса: ребенок, родитель и педагог. Родитель и ребенок учатся и
приобретают опыт по взаимодействию для достижения общей цели, реализуя общие
задачи. Родитель учится быть терпеливым и вдумчивым. Ребенок получает первый
социальный опыт участия в конкурсном движении, а родитель учится относиться к
соревнованиям серьезно, знакомясь с положениями, условиями и системой оценки.
Творческие соревнования создают условия для приобретения социального опыта
участия ребенка в конкурсном движении и формирование у родителей педагогической
культуры по подготовке и поддержке своего ребенка в участии в конкурсах.
МБДОУ проводит творческие соревнования в различных формах, например,
конкурсы, выставки, фестивали. Конкретная форма проведения творческого
соревнования определяется календарным планом воспитательной работы.
МБДОУ помогает подготовиться семье к успешному участию в конкурсе,
консультирует родителей по созданию условий, мотивации, помогают в подготовке.
Педагогам приходится учиться видеть домашние условия и возможности ребенка,
понимать современного родителя и их трудности, быть терпимыми, и
доброжелательными к любому родителю и оказывать посильную помощь в развитии
детей дома.
Через весь процесс подготовки, организации и проведения творческих соревнования
педагогический коллектив детского сада решает для себя важную задачу по
воспитанию родителя и преемственности развития ребенка в семье и детском саду.
Модуль 3. Праздники и развлечения
Праздники благотворно влияют на развитие психических процессов ребенка:
памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для
закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его
нравственному воспитанию, развитию социально-коммуникативных навыков.
Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности.Для
этих целей на празднике используются игры и представления. Они позволяют детям
расслабиться и подвигаться.
Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по
развитию речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные движения
не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям
на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не
последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может
объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно
стараться. А когда у малыша есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее.
Во-вторых, праздник – это возможность для родителей получить представление

о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми.
В-третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки своего
ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты,
над которыми стоит поработать дома. Помимо этого, педагоги могут оценить
поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и
достаточно ли он дисциплинирован.
Педагогический коллектив вправе не приглашать на праздники в ясельных
группах, потому что малыши нередко реагируют слезами на появление родителей, к
которым нельзя подойти, и теряют весь интерес к празднику. Во время
эпидемиологических вспышек присутствие родителей тоже, как правило, не
допускается.
МБДОУ организует праздники в форме тематических мероприятий, например,
праздник осени, новый год, рождество, мамин праздник, день Победы, а также
утренников. Конкретная форма проведения праздника определяется календарным
планом воспитательной работы МБДОУ.
Модуль 4. Духовно- нравственное воспитание
Системный подход направлен на развитие личности ребенка, становление в нем
духовно-нравственного стержня, укрепление Семьи, развитие системы духовнонравственных ценностей подрастающего поколения.
Цель воспитательной системы в контексте «Истоков» – личностное развитие детей
дошкольного возраста и создание условий для их позитивной социализации на основе
базовых национальных ценностей, нравственных установок и моральных норм
российского общества.
Формирование духовно-нравственной основы личности ребенка дошкольного возраста в
процессе присоединения всех участников образовательных отношений к базовым духовнонравственным и социокультурным ценностям России. Реализуется в образовательном
процессе дошкольной организации на протяжении всего периода дошкольного детства в
тесном сотрудничестве с родителями. Социальное направление воспитания детей 3-8 лет
представлено в модуле «Формирование семейных ценностей».
Направление «Славен
человек трудом своим значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как
части нравственного становления личности. «Истоки» подводят детей к восприятию труда
как естественного и необходимого состояния человека, условия его полноценной жизни,
раскрывают для детей значение труда в жизни человека, формируют уважительное
отношение к людям труда, знакомят с профессиями.
Положительный результат воспитания дает системная последовательная деятельность
всех участников образовательных отношений по освоению системы категорий-ценностей
«Истоков». Организация воспитательного процесса осуществляется
на основе
методологии социокультурного системного подхода к «Истокам» в образовании,
предполагает использование в полноте своей учебно-методического комплекса
образовательного инструментария программы «Социокультурные истоки».
Модуль 5. Фольклорные мероприятия
Фольклорные мероприятия могут пересекаться с праздниками, но существенно
отличаются от остальных воспитательных мероприятий детского сада тем, что
направлены на раскрытие социокультурных ценностей нашего народа, знакомство
детей с отечественными традициями и праздниками, многообразием стран и народов

мира, их обычаями.
При проведении фольклорного мероприятия важно продумать его форму и
сценарий. Например, это могут быть «Ярмарка», «Гуляние», «Посиделки». После этого
выстраивается композиция, определяется очередность развития событий, кульминация
мероприятия. Сценарий завершается развязкой. Конкретная форма проведения
фольклорного мероприятия определяется календарным планом воспитательной
работы.
Педагоги, занятые в организации фольклорного мероприятия должны учитывать
важность поисковых действий и предварительной работы, построенных в каждом
случае на взаимодействии и сотрудничестве взрослых и дошкольников. Например,
показать ребенку историю народной игрушки (игрушки разных народов России, где их
изготовляют; особенности народных деревянных, глиняных, соломенных, тряпичных
игрушек, особенности культуры Донского края и т. д.) невозможно без посещения
музеев, выставок, конкурсов. Дошкольнику не обойтись без помощи взрослого при
рисовании, изготовлении игрушек.
В основе фольклорных мероприятий лежит комплексный подход к воспитанию и
развитию дошкольников:

формирование духовно-нравственных норм и ценностей;

раскрепощение, снятие эмоционального напряжения;

социализация, развитие коммуникативных навыков;
В процессе проведения фольклорного мероприятия ребенок участвует в разных
видах деятельности, организованных согласно принципам природосообразности детей:
игровой, музыкальной, театрализованной и коммуникативной.
Модуль 6. «Региональный компонент»
Мероприятия в рамках регионального компонента пересекаются с праздниками, но
существенно отличаются от остальных воспитательных мероприятий детского сада тем,
что направлены на раскрытие социокультурных ценностей русского народа и в частности
донских казаков, знакомство детей с отечественными традициями и праздниками, в том
числе казачьими.
При проведении фольклорного мероприятия важно продумать его форму и
сценарий. Например, это могут быть «Покров», «День матери», «Гуляние на масленицу»,
«Колядки », «Святки».
После этого выстраивается композиция, определяется очередность развития
событий, кульминация мероприятия. Сценарий завершается развязкой. Конкретная форма
проведения
фольклорного
мероприятия
определяется
календарным
планом
воспитательной работы МБДОУ.
Педагоги, занятые в организации фольклорного мероприятия должны учитывать
важность предварительной работы, построенной в каждом случае на взаимодействии и
сотрудничестве взрослых и дошкольников.
В
основе фольклорных мероприятий лежит комплексный подход к воспитанию
и развитию дошкольников:
•
формирование духовно-нравственных норм и ценностей;
•
социализация, развитие коммуникативных навыков.
В
процессе проведения фольклорного мероприятия ребенок участвует в разных
видах деятельности, организованных согласно принципам природосообразности детей:
игровой, музыкальной, театрализованной и коммуникативной.
Модуль 7. «Эколята-Дошколята»
Суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы
посеять и взрастить в душе ребёнка семена любви к родной природе, к родному дому и

семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех,
кого зовут соотечественниками. Эти чувства можно развить в процессе
разностороннего экологического образования подрастающего поколения.
Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования
воспитанников ДОО как части патриотического воспитания ребёнка, является
всероссийский природоохранный социально-образовательный проект «ЭколятаДошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры
природолюбия.
Цель Проекта: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы
ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие
внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней,
воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи Проекта:

дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с
разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать
неповторимость, величие, силу и красоту природы;

способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства
человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;

помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения
природы для выживания на земле самого человека;

расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих
способностей;

помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с
природой и окружающим его миром;

разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных
образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм,
методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви,
разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;

способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в
природоохранной и экологической деятельности.
В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность
в ДОО с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников
Природы. Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий,
учебных и учебно- методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и
другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и
уважительного отношения к Природе. С детьми проводятся тематические занятия,
которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка культуры
природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы.
Формы работы, применяемые во время организации и проведения учебновоспитательного процесса в рамках Проекта «Эколята-Дошколята»: чтение; беседа;
наблюдение; обсуждение; прослушивание тематических сказок и рассказов; задание;
игра; просмотр фрагментов фильма или телевизионной передачи; прослушивание
радиопередачи; викторина; конкурс; тематическое оформление помещения; встреча;
утренник; прогулка; работа на природе; проведение опыта; экскурсия; тематическое
мероприятие.
Прогнозируемые результаты:
 формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
 повышение общей культуры ребёнка;

формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных
отношений к окружающей природной среде;
 развитие
в
ребёнке
внутренней
потребности
любви
к
прир
оде,
участию
в природоохранной и экологической деятельности;
 расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Модуль 8. «Взаимодействие с родителями»
Необходимость взаимодействия педагогов с родителями традиционно признаётся
важнейшим условием эффективности воспитания детей.
Более того, в соответствии с ФГОС ДО сотрудничество с родителями является
одним из основных принципов дошкольного образования.
Нельзя забывать, что личностные качества (патриотизм, доброжелательность,
сострадание, чуткость, отзывчивость) воспитываются в семье, поэтому участие родителей
в работе ДОО, в совместных с детьми мероприятиях, их личный пример – все это вместе
дает положительные результаты в воспитании детей, приобщении к социокультурным
нормам.
Поэтому активное включение родителей в единый совместный воспитательный
процесс позволяет реализовать все поставленные задачи и значительно повысить уровень
партнерских отношений.
Цель взаимодействия: объединение усилий педагогов ДОО и семьи по созданию
условий для развития личности ребенка на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и правил, принятых в российском обществе.
Задачи:
1.
Повысить
компетентность
родителей
в
вопросах
развития
личностных качеств детей дошкольного возраста.
2.
Оказать
психолого-педагогическую
поддержку
родителям
в
воспитании ребенка.
3.
Объединить
усилия
педагогов
и
семьи
по
воспитанию
дошкольников посредством совместных мероприятий.
Основные формы и содержание работы с родителями:
1.
Анкетирование. Данная форма используется с целью изучения семьи,
выявления образовательных потребностей и запросов родителей. Способствует
установлению контактов, а также для согласования воспитательных воздействий на
ребенка.
2.
Консультации.
Это
самая
распространенная
форма
психологопедагогической поддержки и просвещения родителей. Проводятся индивидуальные и
групповые консультации по различным вопросам воспитания ребенка. Активно
применяются консультации-презентации с использованием ИК-технологий.
3.
Мастер-классы. Активная форма сотрудничества, посредством которой
педагог знакомит с практическими действиями решения той или иной задачи. В результате
у родителей формируются педагогические умения по различным вопросам воспитания
детей.
4.
Праздники, фестивали, конкурсы, соревнования. В соответствии с годовым
планом (при условии соблюдения требований СанПин) проводятся совместные с
родителями мероприятия, которые включают в общее интересное дело всех участников
образовательных отношений. Тем самым оптимизируются отношения родителей и детей,
родителей и педагогов, педагогов и детей.
5.
Родительские собрания. Посредством собраний координируются действия
родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам обучения,
воспитания, оздоровления и развития детей.


Организация предметно- этетической среды
Воспитательный процесс в МБДОУ «Детский сад № 2 «Дюймовочка»
организуется в развивающей среде, которая образуется совокупностью природных,
предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. Среда
обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение
качественных
параметров:
эстетичности,
гигиеничности,
комфортности,
функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и
динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей,
проблемной насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно
ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его
составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и
правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами,
оборудованием.
Раздел №4 «Основные направления самоанализа воспитательной работы»
Самоанализ организуемой в МБДОУ воспитательной работы осуществляется по
выбранным детским садом направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем воспитания дошкольников и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с
привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации
образовательной организации) внешних экспертов
Направления анализа зависят от анализируемых объектов.
Основными объектами анализа организуемого в МБДОУ воспитательного процесса
являются:
1.
Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся каждой группы.
Осуществляется анализ воспитателями совместно со старшими воспитателями с
последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического совета МБДОУ
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов
сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы
личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие
проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее
предстоит работать педагогическому коллективу.
2.
Состояние организуемой в МБДОУ совместной деятельности детей и
взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
детском саду комфортной и личностно развивающей совместной деятельности детей и
взрослых.
Осуществляется анализ заведующим и старшими воспитателями, воспитателями.
Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду совместной
деятельности детей и взрослых могут быть беседы с родителями, педагогами, при
необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании
педагогического совета МБДОУ.

Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в МБДОУ является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу.
Направления воспитания:
-гражданское и патриотическое воспитание;
-духовно-нравственное развитие;
-приобщение детей к культурному наследию;
-физическое развитие и культура здоровья;
-трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
- экологическое воспитание.
Календарный план воспитательной работы на 2021-2022 учебный год.
Модуль

Название мероприятия

Группы

Ответственные

Сентябрь
Традиции
детского сада

ООД

Легкоатлетическое многоборье «Золотая старшая,
осень»»
подготовит.
группы
Спортивное развлечение - «Праздник
Младшая,
мяча»
средняя,
разновозрастн
ая группы
Неделя безопасности 25 – 29 сентября
Все группы

День воинской славы России (8 сентября) все группы

Творческие
соревнования
ЭколятаДошколята

Праздники

Выставка рисунков «По страницам лета» все группы
15 сентября – День работников
леса. Посвящение
в
ЭколятаДошколята.

старшая,
подготовит,
разновозрастн
ая группы
Акция «Всемирный день без автомобиля» старшая,
22 сентября
подготовит,
разновозрастн
ая группы
Праздник «День знаний»
Средняя,
старшая,
подготовит,
разновозрастн
ая группы

Воспитател
и, ИФК
Воспитател
и, ИФК

воспитател
и,
специалист
ы
воспитател
и,
специалист
ы
воспитатели
воспитатели

воспитатели

ст. воспит.,
муз.руково
дитель,
воспитател
и,

специалист
ы
Региональны
й
компонент

Проведение
серии образовательных
мероприятий
по
формирова
нию у детей эмоционально-ценностных
представлений о своей малой Родине
«Мой край родной»

Духовнонравствен
ное
развитие
Взаимодействие Родительские собрания
с родителями

все группы

воспитатели
,
специалисты

все группы

заведующи
й
ст.
воспит.,
воспитател
и,
специалист
ы

Октябрь
Традиции
детского сада
ООД

День здоровья «Загадки с овощной
грядки».

все
группы

Воспитатели,
ИФК

Всемирный день математики

Средняя,
старшая,
подготовит,
разновозрастн
ая группы
все группы

воспитатели,
специалисты

Всероссийский урок по ОБЖ

Творческие
соревнования
Праздники

Выставка поделок «Осенняя фантазия»

все
группы

Праздник «Золотая осень»

Все группы

Региональный Игра-викторина «Природа родного края» старшая,
подготовит,
компонент
разновозрастн
ая группы
группы

воспитател
и,
специалист
ы
Воспитатели

ст. воспит.,
муз.руково
дитель,
воспитател
и,
специалисты
воспитатели,
специалисты

ЭколятаДошколята

Мероприятия ко Дню защиты животных

Взаимодействие Консультации по темам, выбранным
с родителями родителями и/ или педагогами

Средняя,
старшая,
подготовит,
разновозрастн
ая группы
все группы

ст. воспит.,
воспитатели

ст. воспит.,
воспитател
и,
специалисты

Ноябрь
Традиции
детского сада

ООД

Творческие
соревнования

Праздники

ЭколятаДошколята

«Что
мы
мероприятия
единства

Родиной
ко Дню

зовем?»
народного

старшая,
подготовит,
разновозрастная
группы

Спортивные развлечения
здоровя»

«Дорожка

все группы

Всемирный день математики

Выставка рисунков «Наши мамы –
самые красивые»

Праздник «День Матери»

Мероприятия ко Всемирному Дню
домашних животных

старшая,
подготовит,
разновозрастная
группы
Младшая,
средняя, старшая,
подготовит,
разновозрастная
группы
Младшая,
средняя, старшая,
подготовит,
разновозрастная
группы
Все группы

Региональный Виртуальная экскурсия «Дом казака» Средняя, старшая,
подготовит,
компонент
разновозрастная
группы
все группы
Взаимодействие Создание плакатов (рисунков)
с родителями по защите прав детей.
Декабрь

ст.
воспит.,
воспитате
ли,
специалис
ты
воспитате
ли,
ИФК
воспитате
ли

воспитател
и

ст. воспит.,
муз.руково
дитель,
воспитатели
,
специалисты
воспитател
и
ст. воспит.,
воспитател
и
воспитател
и

Традиции
детского сада
ООД

Творческие
соревнования
Праздники

ЭколятаДошколята

Региональный
компонент

День героев Отечества 09.12

старшая,
подготовит,
разновозрастная
группы
Час мужества «Живая память», старшая,
посвященный Дню Неизвестного подготовит,
солдата 03.12
разновозрастная
группы
Единый урок «Права человека»
старшая,
подготовит,
разновозрастная
группы
Выставка поделок «Новый год на
все группы
порог» и «Свет Рождественской
звезды»
Праздник «Новогодний карнавал»
все группы

Праздник «Елка эколят»

Подготовительная
группа

Акция «Птичья столовая»

все группы

Мероприятия к Дню матери

старшая,
подготовит,
разновозрастная
группы
все группы

Взаимодействие Безопасность детей зимой
с родителями

воспитате
ли
воспитате
ли

воспитате
ли
воспитате
ли
Муз.руково
дитель,
воспитател
и
Муз.руков
одитель,
воспитате
ли
воспитате
ли
воспитател
и
воспитател
и

Январь
Традиции
детского сада
ООД

Творческие
соревнования

День здоровья «Зимние забавы»

Акция «Безопасная дорога»

все группы

старшая,
подготовит,
разновозрастная
группы
Выставка рисунков с использованием Младшая,
нетрадиционных техник «Я рисую
средняя, старшая,
зиму»
подготовит,
разновозрастная
группы

Воспитате
ли, ИФК
воспитате
ли
воспитател
и,
специалис
ты

Праздники

Праздник «Прощание с елочкой»

все группы

ЭколятаДошколята

15 января «День зимующих птиц»

все группы

Региональный Мероприятия «Колядки»
компонент

Взаимодействие
с родителями

Традиции
детского сада
ООД

Творческие
соревнования
Праздники

ЭколятаДошколята
Региональный
компонент

Нравествопатриотическое
воспитание

Консультативные мероприятия
«Детская безопасность – забота
взрослых»
Февраль

Младшая,
средняя, старшая,
подготовит,
разновозрастная
группы
все группы

«Зравствуй зимушка»

старшая,
подготовит,
разновозрастная
группы
Всероссийский открытый урок по
все группы
ОБЖ
День родного языка
старшая,
подготовит,
разновозрастная
группы
Выставка рисунков «С Днем
все группы
рождения, Детский сад»
Праздничные мероприятия ко
Дню защитника Отечества

средняя, старшая,
подготовит,
разновозрастная
группы
Реализация экологических
средняя, старшая,
проектов «Сдай батарейку – спаси подготовит,
землю», «Огород на окне» и т.д. разновозрастная
группы
Развлечение «Живая ёлочка»
Подготовительная
группа

«Музей боевой славы»,
«Зарница»

Все группы

воспитатели
,
муз.руковод
итель
воспитате
ли
ст. воспит.,
муз.руково
дитель,
воспитатели
,
специалист
ы
воспитате
ли

ст. воспит.,
воспитатели,
специалисты
воспитатели
ст. воспит.,
воспитатели,
специалисты
воспитатели,
ст. воспит.,
воспитатели,
специалисты
ст. воспит.,
воспитатели,
специалисты
Воспитатели,
И ст. воспит.,
воспитатели,
специалисты
ФК

Взаимодействие Тематические мероприятия в
рамках
с родителями
«Дней открытых дверей»
Март

все группы

Всероссийский открытый курок
по ОБЖ

все группы

ст. воспит.,
воспитатели,
специалисты,
музыкальный
руководитель
воспитатели

Творческие
соревнования

Выставка рисунков и поделок
«Мы с мамой - рукодельницы»

все группы

воспитатели

Праздники

Праздник
мамы»

все группы

ЭколятаДошколята
Региональный
компонент

Акция «Каждой птице нужен
дом»
Цикл познавательных
мероприятий «Традиции
Масленицы»
Развлечение «Масленица»
Народный праздник «Вороний
день»
Соревнование «Мама, папа, я –
спортивная семья»
Апрель
День космонавтики
«Гагаринский урок «Космос –
это мы»

ст. воспит.,
воспитатели,
специалисты,
музыкальный
руководитель
воспитатели

Традиции
детского сада

ООД

Взаимодействие
с родителями
Традиции
детского сада
ООД

Творческие
соревнования
Праздники

Всероссийская неделя музыки все группы
(21 – 27 марта)

ст. воспит.,
воспитатели,
специалисты

«Для милой

все группы
все группы

ст. воспит.,
воспитатели,
специалисты,
музыкальный
руководитель

Подготовительная
группа

Воспитатели,
ИФК

средняя, старшая,
подготовит,
разновозрастная
группы
Проведение
серии Все группы
образовательных мероприятий
по приобщению дошкольников к
здоровому образу жизни (ко
Всемирному Дню здоровья)
Выставка рисунков
средняя, старшая,
«Таинственный космос»
подготовит,
разновозрастная
группы
Развлечение «День смеха – 1
все группы
апреля»

ст. воспит.,
воспитатели,
специалисты
Воспитатели,
специалисты
ДОО
ст. воспит.,
воспитатели,
специалисты
ст. воспит.,
воспитатели,
специалисты,
музыкальный

руководитель
ЭколятаДошколята

Мероприятия ко Дню птиц

Все группы

«Земля – наш общий дом»
проектная деятельность,
посвященная Дню Земли

средняя, старшая,
подготовит,
разновозрастная
группы
Младшая,
средняя, старшая,
подготовит,
разновозрастная
группы
Все группы

Региональный
компонент

Цикл познавательных
мероприятий «Пасха Красная»

Взаимодействие
с родителями

Привлечение к
благоустройству территории
ДОО
Май

помещений
Традиции детского Оформление
детского
сада
сада
ко Дню Победы, акция «Окна
Победы»
Спортивное
соревнование
«Веселые старты».

День
здоровья
сильные, смелые»

ООД

Творческие
соревнования
Праздники

ЭколятаДошколята

«Ловкие,

ст. воспит.,
муз.
руководитель,
воспитатели,
специалисты
Воспитатели

все группы

ст. воспит.,
воспитатели,
специалисты

Подготовитель
ная группа

Воспитатели,
старший
воспитатель,
ИФК
Воспитатели,
старший
воспитатель,
ИФК

Младшая,
средняя,
старшая,
разновозрастна
я
старшие,
подготовит.
группы

«Этих дней не смолкнет
слава»
проведение
серии
образовательных мероприятий
посвящѐнных Дню Победы
Выставка рисунков к
все группы
Международному Дню семьи
(15 мая)
Праздник «Выпускной вечер» подготовит.
группы

Акция «Украсим землю»
(посадка деревьев и цветов)

Воспитатели,
специалисты
ДОО
ст. воспит.,
воспитатели,
специалисты

все группы

ст. воспит.,
воспитатели,
специалисты
ст. воспит.,
воспитатели,
специалисты
ст. воспит.,
муз.
руководитель,
воспитатели,
специалисты
ст. воспит.,
воспитатели,
специалисты

Региональный
компонент

Виртуальная экскурсия
«Заповедные места Родного
края»

Взаимодействиес
родителями

Конкурс «Автоледи 2022»

средняя, старшая,
подготовит,
разновозрастная
группы
подготовит.
группы

ст. воспит.,
воспитатели,
специалисты
ст. воспит.,
воспитатели


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.